Техника Web-дизайна для студента
Фрагментация изображений
Под фрагментацией изображения подразумеваются действия, в результате которых изображение разрезается на прямоугольные фрагменты, сохраняемые в виде отдельных файлов. При желании можно сохранить не только фрагменты изображения, но и НТМЬ-документ, в котором первоначальное изображение будет восстановлено из фрагментов с помощью таблицы. Фрагментацию можно использовать для создания графических меню или активных кнопок (ролловеров), изменяющих свой внешний вид в момент осуществления ссылки.
Фрагментация осуществляется с помощью инструментов
ХУУ - Slice (Фрагмент) и Slice Select (Выделение фрагмента), которые имеются как в программе Photoshop, так и в программе ImageReady.
Для этой цели рекомендуется использовать программу ImageReady, которая располагает большими возможностями. В программе ImageReady в дополнение к инструментам Slice (Фрагмент) и Slice Select (Выделение фрагмента) имеется одноименная палитра Slice (Фрагмент), которая может быть открыта командой Slice (Фрагмент) меню Window (Окно). Для быстрого открытия этой палитры служит кнопка Bring the Slice Palette Forward (Поместить палитру Slice на передний план) на панели параметров инструмента Slice Select (Выделение фрагмента).
После выбора инструмента Slice (Фрагмент), при нажатой кнопке мыши, следует растянуть прямоугольную рамку вокруг нужного фрагмента. В результате выполненных действий изображение разделится на несколько пронумерованных фрагментов. Вокруг обведенного фрагмента появится сплошная рамка. Этот фрагмент называется пользовательским. Остальные фрагменты дополняют пользовательский фрагмент до полного изображения. Они обозначаются пунктирными рамками и называются автофрагментами.
Панель параметров инструмента Slice (Фрагмент) содержит список Style (Стиль), который позволяет выбрать один из трех способов построения фрагмента:
□ Normal (Обычный) — любое соотношение длины и ширины фрагмента;
□ Fixed Aspect Ratio (Фиксированное соотношение) — задается фиксированное соотношение между длиной и шириной;
О Fixed Size (Фиксированный размер) — задаются точные размеры длины и ширины. При выборе двух последних вариантов в поля Width (Ширина) и Height (Высота) вводятся соответствующие значения.
Можно построить несколько пользовательских фрагментов. После того как фрагмент перестал быть активным, например в результате построения другого фрагмента, его изменение и перемещение осуществляется инструментом Slice Select (Выделение фрагмента).
Для перемещения пользовательского фрагмента необходимо указатель мыши инструмента Slice Select (Выделение фрагмента) установить внутри фрагмента и, нажав и удерживая кнопку мыши, переместить фрагмент в необходимое место экрана.
Изменение размеров фрагмента осуществляется протаскиванием левой кнопки мыши за маркеры выделения.
Удалить выделенный пользовательский фрагмент можно, нажав на клавишу <Delete>.
При создании кнопок или разделов меню требуется разделение изображения на фрагменты одинакового размера. Для этого удобно воспользоваться командой Divide Slice (Разделить фрагмент) меню Slices (Фрагменты). Откроется диалоговое окно Divide Slice (Разделить фрагмент).
В разделе Divide Horizontally Into (Разделить горизонтально) можно выбрать один из двух способов разделения на горизонтальные фрагменты. Установка переключателя в положение slices down, evenly spaced (одинаковые фрагменты вниз) позволяет указать число равных по величине горизонтальных фрагментов, а в положение pixels per slice (пикселей на фрагмент) — задать высоту горизонтальных фрагментов в пикселях, начиная с верхнего фрагмента.
Раздел Divide Vertically Into (Разделить вертикально) предназначен для разделения на вертикальные фрагменты. Число одинаковых фрагментов или ширина вертикальных фрагментов задаются соответственно в полях slices across, evenly spaced (одинаковые фрагменты поперек) или pixels per slice (пикселей на фрагмент).
Палитра Slice (Фрагмент) предназначена для задания параметров пользовательских фрагментов. Возможно задание параметров и для автофрагментов, но при этом они преобразуются в пользовательские фрагменты. Палитра Slice (Фрагмент) показана на рис. 3.44.
Рис. 3.44. Палитра Slice |
После предварительного выделения фрагмента в палитре Slice (фрагмент) становятся доступны следующие элементы:
О в списке Туре (Тип) можно выбрать Image (Графический), что означает, что фрагмент является частью графического изображения. В случае выбора No Image (Неграфический), в появившееся поле Text (Текст) можно ввести текст HTML - документа, который разместится вместо выделенного графического фрагмента, при этом флажок Text is HTML (Текст HTML) должен быть установлен. Если флажок не установлен, то в поле Text (Текст) можно вводить только обычный текст, не содержащий HTML-меток. Результат введения HTML- документа или текста можно увидеть только в окне браузера. Выбрав в списке Туре (Тип) значение Table (Таблица), можно вместо графического фрагмента вставить таблицу, разделив фрагмент на ячейки командой Divide Slice (Разделить фрагмент) меню Slices (Фрагменты). В дальнейшем для каждой созданной ячейки таблицы возможно изменение параметров с использованием палитры Slice (Фрагмент) после выделения ячейки инструментом Slice Select (Выделение фрагмента);
О в поле Name (Имя) можно задать имя фрагмента (по умолчанию предлагается имя, включающее имя файла рисунка и номер фрагмента, с чем можно согласиться);
О в списке URL выбирается имя файла или URL-адрес документа, на которого осуществляется ссылка (перед вводом первого адреса список пуст и адрес вводится в поле вручную);
О в списке Target (Цель) можно выбрать одно из значений определяющих окно, в котором откроется адресуемый документ. Эти значения аналогичны значениям параметра target метки <а>;
О в поле Alt можно ввести текст, который будет появляться в качестве всплывающей подсказки, при наведении курсора на данный фрагмент.
Ниже располагаются дополнительные разделы палитры, содержимое которых раскрывается после щелчка по треугольнику слева от названия раздела. Раздел DImEnsions (Размеры), позволяет изменить координаты левого верхнего угла фрагмента (X, Y) и его размеры (W, Н). При установленном флажке Constrain Proportions (Сохранять пропорции) изменение одного из размеров ведет к пропорциональному изменению другого. Раздел Cell
Alignment (Выравнивание ячейки) позволяет выровнять содержимое фрагмента, отнесенного к типу No Image. Выравнивание по горизонтали осуществляется выбором из списка Horiz одного из следующих значений: Left (По левому краю фрагмента), Center (По центру фрагмента), Right (По правому краю), Default (По умолчанию). Для выравнивания по вертикали из списка Vert можно выбрать: Тор (Выравнивание по верхнему краю фрагмента), Baseline (Выравнивание базовых линий строк таблицы, помещенной в площадь фрагмента), Middle (Центрирование относительно верхнего и нижнего краев фрагмента), Bottom (Выравнивание по нижнему краю фрагмента), Default (По умолчанию). В разделе Background (Фон) выбирается цвет фона содержимого, отнесенного к типу No Image, или цвет прозрачных участков фрагмента изображения. В разделе Status Bar Message (Сообщение в строке состояния) можно ввести текст сообщения, которое появится в строке состояния браузера при наведении курсора на данный фрагмент.
Сохранить фрагментированное изображение можно с помощью команды Save Optimized As (Сохранить оптимизированное изображение как) меню File (Файл) программы ImageReady. Так же как и при сохранении анимированных изображений, в диалоговом окне Save Optimized As (Сохранить оптимизированное изображение как) в строке Format: (Тип файла:) можно выбрать тип файла для сохранения: будет ли сохраняться только набор фрагментов рисунка — Images Only (*.jpg), готовый HTML-документ вместе с фрагментами рисунка — HTML and Images (*.html) или только HTML-документ — HTML-Only (*.html). Здесь можно рекомендовать второй вариант сохранения, что в дальнейшем позволит поместить в создаваемый документ копию файла, содержащего таблицу со вставленными в ячейки фрагментами изображения.
Ролловер — графический объект, изменяющий свой внешний ВИД в окне браузера в зависимости от действий пользователя, например наведения на него указателя мыши. Это достигается заменой одного рисунка другим. Ролловер может использоваться в качестве динамической кнопки или раздела меню.
Для создания ролловера необходимо как минимум два рисунка, а также программа-сценарий, которая будет управлять сменой рисунков. Рассмотрим создание графического меню.
□ В программе Photoshop откроем рисунок, которому предстоит стать фоновым рисунком меню.
□ Используя инструмент Туре (Текст), напишем на рисунке названия четырех разделов. Чтобы весь текст оказался в одном слое, следует нажимать клавишу <Enter> после ввода названия каждого раздела. В нижней части палитры Layers (Слои) раскроем список эффектов слоя, выберем Bevel and Emboss (Фаска и рельеф) и создадим эффект выпуклости текста. Подбирая размер шрифта и расстояние между строчками в палитре Character (Шрифт), равномерно распределим текст по изображению, чтобы получился результат, показанный на рис. 3.45.
Рис. 3.45. Рисунок с названиями разделов, подготовленный к созданию ролловеров |
□ Предварительно сохраним рисунок.
□ Выделив весь текст, изменим его цвет и сохраним рисунок под другим именем (команда Save As (Сохранить как) меню File (Файл)).
О Перейдем в программу ImageReady и в меню Slices (Фрагменты) выберем команду Divide Slice (Разделить фрагмент). В диалоговом окне Divide Slice (Разделить фрагмент) в разделе Divide Horizontally Into (Разделить горизонтально) установим переключатель в верхнее положение и укажем число фрагментов — 4. Рисунок после фрагментации будет выглядеть как показано на рис. 3.46.
Рис. 3.46. Внешний вид рисунка после фрагментации |
О Используя команду File | Save Optimized As (Файл | Сохранить оптимизированное изображение как) меню программы ImageReady сохраним рисунок, указав в строке Format: (Тип файла:) — HTML and Images (*.html). Будет создан HTML - документ, в котором фрагменты рисунка будут объединены с помощью таблицы, сами же фрагменты будут помещены в отдельную папку Images.
О Откроем в программе ImageReady второй экземпляр рисунка и осуществим его фрагментацию аналогично первому экземпляру.
О Сохраним фрагментированное изображение второго экземпляра, но, в отличие от первого, в строке Format: (Тип файла:) выберем Images Only (*.gif).
В результате в папке Images должно появиться 8 рисунков: 4 фрагмента первого экземпляра и 4 второго. HTML-документ, объединяющий фрагменты одного из экземпляров рисунка в единое целое, показан в листинге 3.3.
Листинг 3.3. HTML-документ, объединяющий фрагменты рисунка в единое изображение с помощью таблицы
<html>
<head>
<t i 11е>фрагментация</1 i tle>
</head>
<body>
Ctable width="170" height="165" border="0" cellpadding="0" cellspacing="0">
<tr>
Ctdximg src="images/F_01.gif" width="170" height="41" alt=""x/td>
</tr>
<tr>
Ctdximg src="images/F_02.gif" width="170" height="42" alt=""x/td>
</tr>
<tr>
<tdximg src="images/F_03.gif" width="170" height="41" alt=""x/td>
</tr>
<tr>
<tdximg src="images/F_04.gif" width="170" height="41" alt=""x/td>
</tr>
</table>
</body>
</html>
□ Откроем созданный HTML-документ в программе Dreamweaver. В режиме Design (Конструирование) выделим рисунок первого раздела и удалим его, нажав клавишу <Delete>. То же самое проделаем с остальными рисунками. На экране останется пустая таблица с четырьмя ячейками, в которые предстоит поместить четыре ролловера. Установим указатель мыши в верхнюю ячейку и щелкнем по кнопке Rollover Image (Ролловер) из семейства Images (Изображения) в группе инструмен-
Рис. 3.47. Диалоговое окно Insert Rollover Image |
Тов Common (Общие). Откроется диалоговое окно Insert Rollover Image (Вставка изображения ролловера) (рис. 3.47). |
В поле Image name (Имя изображения) указывается имя ролловера, которое будет использоваться программой-сценарием. Можно согласиться с тем, что программа Dreamweaver предлагает по умолчанию.
Поле Original image (Первоначальное изображение) предназначено для ввода пути к файлу рисунка, который должен постоянно отображаться на странице, пока указатель мыши находится за его пределами. В нашем случае это первое изображение из первого комплекта. Для ввода пути к файлу удобнее использовать кнопку Browse (Поиск).
В поле Rollover image (Ролловер) вводится путь к файлу рисунка, который сменит первоначальное изображение, при наведении на него указателя мыши (первое изображение из второго комплекта).
Установка флажка Preload rollover image (Предварительная загрузка ролловера) предусматривает загрузку файла второго рисунка в браузер до того, как в нем может возникнуть необходимость, что позволит в окне браузера практически мгновенно заменить одно изображение другим.
В поле Alternate text (Альтернативный текст) вводится текст, который будет появляться в виде всплывающей подсказки.
В поле When clicked, Go to URL (После щелчка перейти по адресу) должен находиться URL-адрес или имя файла документа, на который осуществляется ссылка по этому разделу меню.
□ После завершения работы с диалоговым окном в ячейке появится первоначальное изображение первого раздела, входящее в ролловер. Устанавливая курсор поочередно в каждую из трех оставшихся ячеек таблицы, нужно проделать описанные выше действия, создав еще три ролловера.
□ Теперь можно перейти к просмотру документа в окне браузера и, перемещая курсор по рисункам, убедиться, что текст надписи меняет цвет (рис. 3.48).
Рис. 3.48. Внешний вид меню, содержащего 4 ролловера. Название раздела изменяет цвет при наведении указателя мыши |
В данном примере мы совместили возможности двух программ. Программа ImageReady позволила осуществить фрагментацию изображения и создать HTML-документ с таблицей, а программа Dreamweaver помогла создать ролловеры в ячейках готовой таблицы.