ТЕХНИКА НА СТРОЙКАХ КОММУНИЗМА
«МЕХАНИЧЕСКИЕ ГРУЗЧИКИ»
На фотоснимках Великих строек часто можно видеть этих могучих грузчиков. Точно гигантские железные журавли стоят они на высоких ногах, наклонив шею. Это — подъёмные краны.
На Великих стройках коммунизма работает много различных типов таких механизмов. Чаще всего там можно
Встретить гусеничные краны «Воронежец» и «Баррика - дец».
Эти замечательные механизмы выполняют самые различные работы. Они применяются для монтажа арматуры, для установки опалубки, на укладке бетона в блоки основания плотины. В последнем случае они с успехом заменяют собой транспортёры. Транспортёры подают бетон только в одно место, и его приходится вручную перебрасывать дальше. Гусеничные же краны очень подвижны, они подают бадьи с бетоном в любое место.
Много различных кранов на железнодорожном ходу. Один из таких кранов изображён на рисунке 21.
Гигантами по сравнению с этими кранами выглядят другие, так называемые портальные краны (рис. 22). Четыре огромные «ноги» крана, укреплённые на передвижных электрических тележках, внешне напоминают грандиозную арку, портал.
Электрические тележки «ног» передвигаются по рельсовой колее. Ширина её во много раз больше, чем у обычного железнодорожного полотна.
Портальный кран поднимает своей стальной «рукой» пятитонную автомашину, доверху наполненную грузом.
Управляется он одним человеком. Кабина управления находится на поворотной платформе крана, поднятой высоко вверх на четырёх его огромных стальных «ногах» (см. рис. 22). Машинист сидит в застеклённой кабине за пультом управления. Отсюда он управляет всеми механизмами крана. Из кабины управления машинисту, видно всё, что находится внизу.
Рядом с кабиной расположено машинное отделение крана.
Всё управление портальным краном автоматизировано. Вот машинист повернул небольшую рукоятку на пульте управления. Тотчас же приходят в действие автоматические приборы, которые включают электродвигатели ходовых тележек крана. Кран плавно трогается с места. Высоко в небе слегка покачивается массивный крюк крана, свисающий на стальном, толщиной в руку, канате.
Но вот кран подошёл к нужному месту. Машинист нажимает небольшой рычаг на пульте управления, и электродвигатели, приводящие в движение «ноги» крана, выключаются.
Одновременно автоматически включаются моторы особого стопорящего устройства. При этом клещи плотно охватывают головки рельсов. Теперь кран не сдвинется с места даже при ураганном ветре.
Нажимом другой рукоятки машинист поворачивает платформу крана вокруг своей оси. Затем приходит в движение электродвигатель барабана подъёмной лебёдки. Барабан начинает вращаться. Быстро опускается вниз трос
Рис. 22. Огромный портальный кран (с рисунка худ. А. Катковского). 1 — кабина управления краном; 2—поворотная платформа, где смонтированы все основные механизмы крапа; 3 — ходовые тележки; 4 — рельсовые захваты-клещи; 5 — машинное отделение; 6 — противовес; 7 — стрела;
8 — хобот.
С прикреплённым к его концу крюком, и вот крюк уже зацепил тяжёлый груз.
Когда груз поднимается вверх, особое автоматическое устройство следит за тем, чтобы он не поднялся слишком близко к головке хобота, во избежание аварии. Автомат останавливает груз всегда на точно определённом расстоянии от головки хобота и крепко удерживает его & этом положении.
Рис. 23. А вот ещё один из интересных видов «механических грузчиков». Всего несколько секунд — и боль- шая автомашина загружена. |
Приборы автоматического управления портального крана оберегают его и от излишней перегрузки. Если вес поднимаемого груза превышает 10 тонн, на которые рассчитан кран, то подъёмная лебёдка автоматически выключается.
Портальные краны часто применяются при возведении железобетонных плотин. Они помогают возводить их металлические скелеты. Когда «железный скелет» и опалубка плотины готовы, эти краны подносят огромные бадьи с бетоном, снятые с платформ мотовозов, прямо к месту укладки.
Подъёмные краны передвигаются не только на гусеницах или по рельсам, но бывают и пловучими. На Великих стройках работают пятнадцатитонные пловучие краны. С их помощью насыпаются перемычки (банкеты) через реку.
Теперь на Великих стройках коммунизма появились и ещё более мощные краны, которые работают на погрузке и разгрузке тяжёлых грузов. Они ещё величественнее, ещё более могучи. Гигантские металлические руки — стрелы этих кранов — поднимают до 25 тонн груза.
Одесский завод имени Январского восстания построил новый дизельэлектрический кран на железнодорожном ходу грузоподъёмностью в 50 тонн.
Но все эти механические грузчики выглядят «игрушечными» по сравнению с новыми сверхмощными, так называемыми козловыми кранами.
Козловые краны предназначены для установки в подшипники роторов грандиозных турбин Куйбышевской и Сталинградской ГЭС. Они будут поднимать груз весом до 450 тонн! Краны такой гигантской мощности спроектированы машиностроителями Ново-Краматорского машиностроительного завода имени Сталина.