ТЕХНИКА НА СТРОЙКАХ КОММУНИЗМА
АВТОМАШИНЫ-ВЕЛИКАНЫ
Вот одна из таких невиданных прежде транспортных машин-самосвалов — автомобиль-великан (рис. 18)* Это—автомашина Минского автомобильного завода. Её марка «МАЗ-525». Грузоподъёмность машины — ни много, ни м<ало, как 25 тонн, то-есть полтора железнодорожных вагона!
«Возраст» этих великанов ещё совсем молодой. Первую партию «МАЗ-525» Минский завод выпустил в 1950 году специально для Великих строек.
«МАЗ-525» приводится в движение дизельным двигателем мощностью в 300 лошадиных сил. Огромная машина плавно трогается с места. При движении она не испытывает никаких рывков, никаких содроганий, так как передача движения от мотора к валу, вращающему задние колёса автомобиля, осуществляется с помощью особой гидравлической муфты. Эта муфта смягчает
Рис. 18. «МАЗ-525»—новая громадная автомашина-самосвал грузоподъёмностью 25 тонн. |
Удары и толчки при движении машины и при переключении скоростей.
«МАЗ-525» может двигаться с четырьмя различными скоростями.
Управлять нагруженным 25-тонным самосвалом с помощью обычного рулевого устройства было бы невозможно. Для этого надо было бы обладать очень большой силой—усилие, прилагаемое к рулевому колесу, достигало бы 60' килограммов. Однако шофёр легко поворачивает рулевое колесо. Секрет этого прост. Между рулевым колесом и передней осыо «МАЗ-525» установлен механизм, называемый гидравлическим усилителем. Благодаря этому механизму усилие, которое шофёр должен приложить к рулевому колесу, понижается до 3—4 килограммов.
Кузов «МАЗ-525» не имеет заднего борта, который, как это бывает у обычных грузовиков, откидывается назад и запирается железным крючком. Задний конец пола кузова машины-гиганта поднят на 20 градусов вверх.
Рис. 19. По сравнению с автопокрышкой колеса автомо- биля-великана «МАЗ-525» «Москвич» выглядит совсем маленьким. |
При выгрузке стальной хвост хмашины откидывается вниз и земля ссыпается в предназначенное место.
Вслед за хвостом грузовая платформа автомашины опрокидывается назад посредством мощного гидравлического. подъёмника, работающего при давлении в сорок четыре атмосферы. На эту операцию уходит всего только тридцать секунд.
Опрокидывание платформы и возвращение её на прежнее место осуществляются шофёром посредством крана управления.
Новые советские сверхмощные грузовые автомашины «МАЗ-525» успешно работают на Великих стройках.