ШУМ ВЕНТИЛЯТОРОВ
Домашние тепловые насосы, использующие тепло окружающего воздуха, выполняются с испарителем и вентилятором, смонтированными снаружи здания. Шум создается при протекании воздуха как в самом вентиляторе, так и в теплообменнике.
Вентиляторы делятся на осевые и центробежные, которые имеют лопатки, загнутые вперед или назад. Любой из них может быть использован в тепловом насосе, выбор определяется размерами и требуемым давлением. Осевой вентилятор (рис. 4.6) имеет наибольшие размеры, но он зачастую более удобен, потому что может быть установлен внутри прямого канала. Он применяется там,
Рис. 4.6. Осевой веити - Рис. 4.7. Роторы центробежного вентилятора, Лятор. |
Где нужно невысокое давление, и может быть одноступенчатым или (для более крупных установок) многоступенчатым. Для очень низких давлений он называется пропеллерным вентилятором. Осевой и центробежный вентиляторы одинаковой производительности создают одинаковый уровень шума, но от шума осевого легче избавиться, так как большая окружная скорость повышает вклад высоких частот, а электромотор полностью заключен внутри воздухопровода. Для воздушных потоков с малой скоростью и малым требуемым давлением чаще всего применяется осевой вентилятор.
На рис. 4.7 показаны роторы центробежных вентиляторов, в одном лопатки загнуты вперед, в другом назад; они могут быть также и радиальными. Вентилятор с загнутыми вперед лопатками более компактен и требует меньшей окружной скорости, но увеличение расхода через него ведет к перегрузке электромотора. Число лопаток у него больше, и частоты создаваемого шума выше, поэтому их легче устранить. В сочетании с более низкой окружной скоростью и компактностью такой вентилятор представляет интерес для конденсатора, где требуется заметный перепад давлений, вызывающий циркуляцию воздуха внутри комнаты или дома.
Центробежный вентилятор с загнутыми назад лопатками более пригоден для общественных зданий, где требуется большая мощность, а шум не так важен, как в жилых домах. Для всех приложений основным средством снижения шума является снижение, насколько это возможно, скорости даже ценой увеличения размеров. Хороший пример малошумного вентилятора метрополитена в Ньюкасле показан на рис. 4.8.