ИСПЫТАНИЯ ТЯГОДУТЬЕВЫХ МАШИН И ГАЗОВОЗДУШНОГО ТРАКТА
Качество работы тягодутьевых устройств в значительной мере влияет на показатели работы котельного агрегата, поэтому их наладка и испытание, а также выявление сопротивлений газового и воздушного тракта являются весьма существенными в общем комплексе наладочных работ котельных установок.
Испытания тягодутьевых устройств разделяются на эксплуатационные и полные. Эксплуатационные испытания проводятся для выявления соответствия установленных тягодутьевых машин потребности котлоагрегата в тяге и дутье и для определения удельных расходов электроэнергии на тонну вырабатываемого пара. Полные испытания тягодутьевых машин проводятся для проверки гарантийных и расчетных параметров, выданных заво - дом-изготовителем. Полные испытания наиболее точно могут быть выполнены на специальном стенде. При установке дымососа (или вентилятора) в тракте полные испытания могут быть проведены только на остановленном котле, но с меньшей точностью, чем на испытательном стенде.
Испытания газового и воздушного тракта проводятся при работе котла и могут быть совмещены с эксплуатационными испытаниями дымососа (или вентилятора). Для построения кривых, характеризующих сопротивление газового и воздушного тракта, испытания обычно проводятся при пяти-шести режимах в возможно более широком диапазоне производительности котельного агрегата.
Для испытаний тягодутьевых машин и газовоздушного тракта необходимо подготовить следующие средства измерений: пневмо - метрические трубки, Ч-образные манометры, наклонные тягомеры, микроманометр, барометр, стеклянные термометры, термопары со вторичным прибором и переключателем на несколько точек.
Тягодутьевые машины и газовоздушный тракт котельного агрегата до начала испытаний должны быть внимательно осмотрены с последующим устранением выявленных дефектов и неисправностей. На остановленном котле осматривают: все шиберы газового и воздушного тракта и их приводы, направляющие аппараты тягодутьевых машин, рабочие лопатки дымососа (или вентилятора), зазоры между рабочим колесом и направляющим воротником всасывающего патрубка дымососа (или вентилятора); проверяют чистоту поверхностей нагрева по тракту продуктов горения. Кроме того, до начала испытаний следует устранить все неплотности газового и воздушного тракта. Шибера газового и воздушного тракта должны плотно закрываться, а их крайние положения — соответствовать расположению рукояток привода. Лопатки напра" чяющих аппаратов дымососа (или вентилятора) при полном открытии должны устанавливаться параллельно геометрической оси потока.
На рис. 13-23, а показана схема расстановки средств измерений при полных испытаниях дымососа, а на рис. 13-23, б — вентилятора на остановленном котле. Измерение расхода продуктов горения (и воздуха) обычно производится пневмометрическими трубками, которые желательно устанавливать на прямых, наиболее длинных участках тракта. При испытании дымососов расход газов следует измерять не ближе чем в 3 м от входа в рабочее
Рис. 13-23. Схема измерений при полных испытаниях тягодутьевых машин: а — дымососа; б — вентилятора 1 — частота вращения электродвигателя; 2 — мощность, потребляемая электродвигателем; 3 — статический напор после дымососа (или вентилятора); 4 — температура воздуха; 5 — расход воздуха; 6 — статический напор перед направляющим аппаратом дымососа (или вентилятора); Э — электродвигатель; д — дымосос; НА — направляющий аппарат; Ш — шибер; ВЭ — водяной экономайзер; ВП — воздухоподогреватель |
Колесо или в дымовую трубу. Измерение расхода при испытании вентилятора наиболее удобно производить во всасывающем воздухопроводе, забирающем воздух из верхних зон котельного цеха. Измерение расхода воздуха после воздухоподогревателя не рекомендуется из-за наличия в последнем утечек. При работе двух вентиляторов на общий тракт и полном испытании одного из вентиляторов второй должен быть отсоединен заглушкой. Изменение производительности машины осуществляется только шибером при полностью открытом направляющем аппарате. Если шибер отсутствует, то его приходится устанавливать на время испытаний, так как при регулировании производительности машины направляющим аппаратом невозможно снять ее напорную характеристику. Это обусловлено тем, что направляющий аппарат расположен в непосредственной близости от рабочего колеса, поэтому правильно измерить статический напор на входе в дымосос (или вентилятор) невозможно. Если измерять статический напор перед направляющим аппаратом, то при регулировании им производительности машины будет измерен напор на всасывающей стороне дымососа (или вентилятора) совместно с сопротивлением направляющего аппарата.
Испытания машины обычно проводятся для 6—8 режимов в возможно более широком диапазоне ее производительности. При испытании дымососов не всегда удается полностью открыть шибер из-за перегрузки электродвигателя вследствие работы дымососа на холодном воздухе. Для каждого режима, создаваемого фиксированным положением шибера, производятся измерения.
Рис. 13-24. Схема измерения мощности способом двух ваттметров: а — для сети і низкого напряжения; б — для сети высокого напряжения ТТ — трансформатор тока; ДС — добавочное сопротивление; ТН — трансформатор напряжения; А — амперметр; V — вольтметр; Ч? — ваттметр |
Для измерения мощности, потребляемой электродвигателем, применяют схему двух ваттметров, показанную на рис. 13-24. Для каждого режима отсчет показаний прибора производят через, каждые две минуты. Мощность электродвигателя можно также измерить проверенным счетчиком по числу оборотов якоря за определенное время.
Обработка результатов испытания машины заключается в определении для каждого режима ее производительности, полного напора и КПД. Рекомендуется следующий порядок обработки опытных данных.
1. Рассчитывается действительная плотность воздуха (в кг/м3)
П___ п 273 Р& ± Яст,, 3-54Л
Р — Рн 273 - И Ю1080 * ^ '
Где і — температура воздуха при испытании, °С; Ра — атмосферное давление, Па; Яст — статическое давление в месте измерения расхода (знак плюс при давлении выше атмосферного, минус при давлении ниже атмосферного), Па; рд — плотность воздуха при нормальных условиях, кг/м8.
2. Определяется средний динамический напор при измерении пневмометрической трубкой: в круглом сечении по формуле (13-6), в прямоугольном сечении по формуле (13*8). По среднему динамическому. напору рассчитывается средняя скорость по формуле (13-9) или (13-10).
3. Рассчитывается расход (в м8/ч) воздуха (производитель*- ность машины)
V = 360(^шср, (13-55)
Где о>ср — средняя скорость, рассчитанная в п. 2; і7 — площадь поперечного сечения газовоздухопровода в месте измерения динамического напора, ма.
4. Рассчитываются динамические напоры (в Па) на входе в машину и на выходе из машины в сечениях измерения статических напоров:
= 2 (ЗбОО/7')* ’ (13-56)
= 2(3600Р)Г * (13-57)
Где V — расход воздуха, м8/ч; — площади сечения соот
Ветственно в месте измерения статического напора при входе в машину и при выходе из нее, м2.
5. Определяется полный напор (в Па) на входе в машину и на выходе из нее:
Яп = Яд + #вт; (13-58)
#; = #д + #ст, (13-59)
Где Яст, Яст — статические напоры, измеренные при входе в машину и на выходе из нее (Яст и Яст при давлении выше атмосферного имеют знак плюс, при разрежении — минус), Па.
6. Определяется полный напор, создаваемый машиной,
Яп = Яп — Нп. (13-60)
7. Полный напор (в Па), создаваемый машиной, и мощность (в кВт), потребляемая электродвигателем, приводятся к условиям, указанным в каталоге (температура продуктов горения для дымососов и воздуха для вентиляторов):
= 7: ■ <13-61>
"Г-Н <13-62>
Где (— температура воздуха при испытании, °С; 4ат — температура воздуха или продуктов горения, принятая в заводском каталоге машины, °С; N — мощность, потребляемая электродвигателем машины, кВт.
Мощность (в кВт), потребляемая из сети электродвигателем,
При измерении методом двух ваттметров (рис. 13-24) определяется
По формуле
N - КхКце (тг + щ) • 10-3, (13-63)
Где Ки — коэффициент трансформации трансформатора напряжения; К1 — коэффициент трансформации трансформатора тока; с — цена деления на шкале ваттметра, Вт; тъ т2 — показания ваттметров.
При, измерении мощности (в кВт), потребляемой от сети, посредством счетчика расчет производится по формуле
Результаты испытания дымососа на неработающем котле
|
Где А — постоянная счетчика; п — число оборотов счетчика в течение времени т, выраженного в секундах; г — продолжительность опыта, ч.
8. Определяется КПД установки и КПД дымососа (или вентилятора):
Где т)0 — КПД электродвигателя, принимается по каталогу в зависимости от его загрузки (для большинства двигателей, уста
Навливаемых для привода дымососов или вентиляторов, Колеблется от 0,79 до 0,94, причем меньшее число принимается при работе с загрузкой, равной 26% номинальной).
В табл. 13-20 в качестве примера приведены результаты испытаний дымососа на остановленном котле в соответствии со схемой измерений, показанной на рис. 13-23, а.
При испытании газового тракта необходимо измерять: статический напор в топке, за котлом, после водяного экономайзера й воздухоподогревателя, перед дымососом и за ним, содержание И02 и И02 т 02 в тех же точках, за исключением топочной камеры. Расход продуктов горения измеряется в одном селений (желательно перед дымососом или после него).
При испытании воздушного тракта измеряются: расход воздуха, подаваемого вентилятором, и расход воздуха в отдельных ответвлениях тракта; температура и статический напор на входе в вентилятор и после него, перед воздухоподогревателем И 33 НИМ, после шиберов, регулирующих поступление воздуха В ТОПОчнуЮ камеру. На рис. 13-25 показана схема расстановки средств измерений при испытании воздушного тракта, а в табл. 13-21 приведен пример результатов испытания.
Сопротивление каждого элемента тракта определяется как разность полных напоров на входе и на выходе этого элемента. С достаточной для практики
TOC o "1-5" h z точностью сопротивление 1
Отдельных элементов газо - '
I § г** |
№1 |
Вого и воздушного трактов
Может быть определено по Газ ---- Ч
разности статических на - —>■
|
|
|
|
|
|
|
|
286 |
Результаты испытания воздушного тракта котла ТП-35 при сжигании газа
273 |
V- |
101 |
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
||||||||
|
|
|
|
||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|
|
|
||||||
|
|||||||||
Позиция |
Величина |
Способ определения |
Паропроизводительность котла, кг/е |
||||
На Рве. 13-25 |
12,30 |
10,90 |
0.85 |
0,74 |
0,51 |
||
5 4 1 |
Статический напор, Па: после воздухоподогревателя перед горелкой № 1 перед горелкой № 2 |
Измерение » » |
220 1700 1730 |
1650 1270 1280 |
700 530 540 |
600 440 450 |
500 360 360 |
Динамический напор, Па: после воздухоподогревателя перед горелкой № 1 перед горелкой № 2 |
Яд~ 2 (3600Л2 |
60 170 170 |
40 130 130 |
30 60 60 |
20 50 50 |
10 40 40 |
|
Полный напор, Па: после воздухоподогревателя перед горелкой № I перед горелкой № 2 |
#П= Яд+ Яст |
2260 1870 1900 |
1690 1400 1410 |
730 590 600 |
620 490 500 |
510 400 400 |
|
— |
Сопротивление отдельных элементов тракта, Па: Всасывающего тракта вентилятора |
ГТВХ иВЫХ П п |
70 |
50 |
30 |
30 |
20 |
— |
Воздухоподогревателя воздухопровода от воздухоподогревателя до горелки № 1 Сопротивление отдельных элементов тракта до горелки № 2 горелки № 1 горелки № 2 |
(Я*х и Я*ых - полный напор на входе н выходе) |
790 390 360 ‘ 1870 1900 |
510 290 280 1400 1410 |
300 140 130 590 600 |
220 130 120 490 500 |
180 110 110 400 400 |
— |
Сопротивление всего воздушного тракта |
Нп-Нп |
3120 |
2250 |
1060 |
870 |
710 |
Поров в начале исследуемого участка и на выходе из него. Это допускается в тех случаях, когда площади сечения газовоздухо - проводов в местах измерения статических напоров примерно равны или отличаются друг от друга не более чем на 30% при скорости движения потока в меньшем сечении до 10 м/с.