ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Состояние теории вероятностей в Европе перед появлением русской (Петербургской) школы
Развитие теории вероятностей в первой половине XIX в. проходило в столкновении противоречий. Ярким свидетельством этому является творчество Лапласа. Так же было противоречиво и творчество Пуассона.
Математическое наследие Пуассона (1781—1840 гг.) очень обширно. К теории вероятностей относятся следующие его работы: «О вероятности средних результатов наблюдений» (І827 г.); «Продолжение мемуара о вероятности средних результатов наблюдений» (1832 г.); «О преимуществах банкомета при игре в фараон»; «О вероятности рождений мальчиков и девочек» и некоторые другие.
Все эти работы в какой-то мере вошли в основную работу Пуассона по теории вероятностей: «Исследования о вероятности судебных приговоров по уголовным и гражданским делам» [81]. В этой работе содержится и его известная теорема.
В своей книге Пуассон дает краткий очерк того, что уже было сделано в теории вероятностей. Он уделяет большое внимание работам Кондорсе и Лапласа о нравственной вероятности.
Пуассон утверждает, что аналитическая теория вероятностей применима к оценке правильности решений судов. Он ставит перед собой задачу определения вероятности ошибок в решении судов и считает, что теорема Я. Бернулли не дает математического основания для такого применения. Чтобы создать такую основу,- Пуассон занялся предельными предложениями теории вероятностей. В результате он доказал свою знаменитую теорему, которой дал название «закон больших чисел».
Теорема Пуассона говорит о следующем. Если производится"'^ независимых испытаний, результатами
которых является наступление или ненаступление события А, причем вероятность наступления события в отдельных испытаниях неодинакова, то с вероятностью, сколь угодно близкой к единице (или, другими словами, — к достоверности), можно утверждать, что частота т/п наступления события А будет сколь угодно мало отличаться от средней арифметической р вероятностей наступления события в отдельных испытаниях; теперь эту теорему записывают так:
Если же вероятность наступления события не будет изменяться от испытания к испытанию, то р=р, и теорема Пуассона в этом случае переходит в теорему Я. Бернулли, которая, таким образом, является частным случаем теоремы Пуассона.
Все явления как морального, так и физического порядка, по Пуассону, подчинены этому универсальному закону. Он рассматривал эту теорему не только как математическую, но и как философскую. Она служила основанием для его исследований о верности решений судов и применительно к явлениям нравственного порядка. Он считает, что при помощи своего принципа он может найти вероятность любого человеческого решения, независимо от того, какие мотивы привели к этому решению. В его работе имеются формулы, выведенные из анализа очень большого числа прошлых решений, которые выражают «точную вероятность» для каждого гражданина быть в будущем (при действии одного и того же законодательства) обвиненным, осужденным или оправданным.
В этой книге Пуассон получил и так называемый закон малых чисел.
Чем больше значение р отличается от '/г, тем хуже результат асимптотического представления Рт,п в виде
1 —хг/%
yZr* . Для того чтобы в этом случае теорема Лапласа давала результат с незначительной ошибкой, необходимо увеличить число испытаний п, что не всегда удобно и возможно. Таким образом, возникает задача отыскания асимптотической формулы, которая была бы спе-
циально приспособлена для малых р (или малых <7=1—р; эти случаи сводятся один к другому). Эта задача была решена в книге Пуассона (81]. Он нашел, что если ря—“О при П-* ОО, то вероятность того, что событие появится т раз, стремится к
где %=прп.
Эта формула Пуассона может использоваться в качестве приближенного выражения для Ртп при постоянном, но малом р и большом п.
Польский статистик Л. Борткевич в конце XIX в. назвал распределение Пуассона законом малых чисел. Борткевич применял формулу Пуассона к очень редко встречающимся явлениям: смерть от удара копытом лошади, рождение троен и т. п.
Книгу Пуассона поддержали в первую очередь математики, которые считали естественным применять теорию вероятностей к законодательству, юриспруденции, политическим и экономическим наукам.
Но это мнение не было единодушным. Ряд математиков выступил резко против такого применения. Они обвинили Пуассона и его последователей в компрометировании самой математики. В споре доходили до утверждения, что положения Пуассона ложны. Эта критика распространилась также и на Лапласа.
Характеризуя состояние теории вероятностей в этот период, Б. В. Гнеденко пишет, что несмотря на то, что Лаплас и Пуассон завершили большой и плодотворный начальный период развития теории вероятностей, период философского осмысливания первичных понятий этой науки.
«Этот период привел на Западе к более чем холодному отношению к теории вероятностей и к настоящему отрицанию возможности посредством ее методов изучать явления природы. Для теории вероятностей на Западе наступил долгий период застоя» (82, стр. 394].
Характерна в этом отношении деятельность бельгийского статистика А. Кетле (1796—1874 гг.). Находясь в Париже в 1823—1824 гг.. Кетле познакомился с Лапласом, слушал его лекции по теории вероятностей.
Работы Кетле были написаны под влиянием взглядов Лапласа.
Кетле является крупным статистиком. Его энергичная практическая деятельность поставила бельгийскую статистику на большую высоту. Его теоретические работы также содержат много ценного материала. Но основная идея Кетле совершенно несостоятельна. Кетле считал, что человеческим обществом управляют законы теории вероятностей. Меры склонности к преступлению, браку и т. п. Кетле считает математическими вероятностями. Он, например, пишет: «Эту вероятность (0,0884) можно рассматривать как меру видимой склонности к браку живущего в городе бельгийца» (84, стр. 79]. Кетле выдвинул в качестве основной задачи исследования статистики выяснение характера среднего человека. Согласно Кетле, средний человек является совершенным типом, а отдельные индивиды являются искаженным представлением этого типа. «Средний человек, служащий типом нашей породы, есть, в то же время, и тип красоты» (84, стр. 38]. Кетле изображал свойства среднего человека вечными и неизменными. Проникнутый стремлением открыть законы сохранения среднего человека, а с ними и законы сохранения общества в целом, Кетле по существу, пытался доказать вечность существующего капиталистического общества. «Абсолютное невмешательство в частные дела является верховным принципом» (83, стр. 81] — вот одно из основных положений Кетле.
К. Маркс писал о Кетле в 1869 г.: «В прошлом у него большая заслуга: он доказал, что даже кажущиеся случайности общественной жизни вследствие их периодической возобновляемости и периодических средних цифр обладают внутренней необходимостью. Но объяснение этой необходимости ему никргда не удавалось. Он не двигался вперед, а только расширял материал своего наблюдения и исчисления» (85, стр. 7].
. Количество работ, посвященных неоправданным применениям теории вероятностей к жизни общества, росло. Это привело к тому, что к середине XIX в. теория вероятностей зашла в некоторый тупик. Ввиду того, что не были ясны области ее приложений, стало распространяться мнение, что теория вероятностей не имеет отношения к естествознанию и математике.
- 12. Теория вероятностей в России до работ Петербургской школы
Если не принимать в расчет работ, выполненных в стенах Петербургской Академии в XVIII в. Л. Эйлером и Д. Бернулли, то можно сделать вывод, что интерес к теории вероятностей в России стал проявляться лишь в 20-х годах прошлого столетия.
По-видимому, впервые вопрос о теории вероятностей в истории высшего математического образования в России был поставлен в Вильнюсском университете. В начале XIX в. в этом университете большое влияние «а преподавание математики имел проф. И. А. Снядецкий. В 1808 г. на научной сессии университета он выступил с программной речью о перспективах развития математики в университете. Касаясь теории вероятностей, он говорил, что со временем, когда математические науки в университете получат достаточное развитие, необходимо будет подумать об организации кафедры теории вероятностей.
Снядецкий неоднократно выступал по методологическим вопросам математики. На научной сессии 1817 г. его выступление было посвящено теории вероятностей. Из этих кратких дошедших до нас сведений мы можем заключить, что введение в 1829/30 учебном году чтения дополнительного (факультативного) курса по теории вероятностей было естественным результатом отношения к этой науке в Вильнюсском университете-
Университет в донесении Министерству по поводу чтения этого курса пишет: «Физико-математическое отделение обращало внимание на то, что правдоподобные вычисления, составляющие обширную отрасль математических наук, до сих пор не были еще преподаваемы в университете, между тем как вычисления сии весьма важны и приносят значительную пользу, ибо на оных основываются действия ассекурационных обществ. Славный же Лаплас успел приноровить оные к геодезическим и другим подобным действиям, а потому означенное отделение полагает полезным ознакомить обучаю-’ щихся математическим наукам с таковыми вычислениями» [86, стр. 62]. Далее в донесении говорится, что магистр философии Сигизмунд (Зигмунт) Ревковсжий (1807— 1893” тгг) является подходящей кандидатурой для чтения этих лекций. Приводится краткая научная характеристика Ревковского, в которой указано, что Ревковский «по своей собственной охоте трудится около двух лет над сочинением о правдоподобных вычислениях» [86, стр. 62]. К сожалению, это сочинение Ревковского не сохранилось.
В 1829/30 г. Ревковский впервые в России стал читать курс теории вероятностей. Сохранилась составленная им программа этого курса (см. [86]) '.
В начале программы идет объяснительная записка. Хотя Ревковский стоит на позиции детерминизма в духе Бернулли — Лапласса, его трактовка этого вопроса несколько самобытна и представляет несомненный интерес. «Каждое явление в природе является результатом одной из многих сил, действующих согласно некоторому закону. Если эти силы нам известны, тогда (можно в некоторых случаях вычислить и заранее предсказать явление, которое должно произойти совершенно так же, как астрономы предсказывают движение небесных тел, затмения и т. д.
Однако, когда силы, вызывающие данное явление, и законы, согласно которым они действуют, нам либо совершенно неизвестны, либо они так разнообразны и сложны, что они не поддаются вычислениям, тогда обнаружение такого явления является гадательным и обычно приписывается Судьбе. Таким образом судьба своим существованием обязана нашему незнанию или неосведомленности: чем больше мы познаем законов и сил в природе, тем меньше явлений будет зависеть от судьбы. Надежда, что явление, зависящее от судьбы, произойдет, может быть большей или меньшей» [86, стр. 67].
Мерой надежды, по Ревковскому, и есть вероятность, которой он дает классическое определение.
«Наука, дающая способы точного вычисления величины надежды или, иначе, вероятности какого-либо явления, есть особая ветвь прикладного анализа, которую мы называем исчислением вероятностей» (86, стр. 67].
1 В [86] не указан источник, откуда взята эта программа. По просьбе автора [86] восполняем этот пробел. Программа хранится в
Г |
сописном фонде библиотеки Вильнюсского университета им.
Капкукаса: д. 325, «Рапорты» (программа написана на польском языке).
Далее идет сама программа. Часть, относящуюся собственно к теории вероятностей, мы приведем полностью.
«Общая теория вычисления вероятностей, а именно:
- Как обозначают вероятности сложных явлений, когда вероятности простых явлений постоянны и нам известны.
- Как обозначаются вероятности сложных явлений, когда вероятности простых явлений нам известны, но не постоянны и изменяются непрерывно согласно некоторому закону.
- Закон Якова Бернулли и его следствия.
- Как обозначаются вероятности сложных будущих явлений, когда вероятности простых явлений неизвестны, но постоянны.
- Как наилучше выразить вероятности будущих явлений, исходя из наблюдений прошлых явлений.
- Как а фортериори обозначать вероятности будущих событий, когда вероятности простых событий неизвестны и изменяются непрерывно согласно некоторому закону» (86, стр. 67.]
На этом собственно заканчивается программа по теории вероятностей. Далее идут различные «применения».
«1. К натуральной философии. Так как принципом натуральной философии является наблюдение, применения эти следующие:
Какие суть вероятности, что некоторая функция ошибок наблюдений заключается в некоторых ей присущих границах. Каков общий способ получения из условных уравнений значений неизвестных элементов, как ближайших к истинным значениям.
Способ этот из-за несовершенства анализа можно применить только в некоторых особых случаях. Метод наименьших квадратов дает результаты наибольшие к истине.
Как с помощью наблюдений можно проследить наличие в природе известной причины или силы, если результат ее очень мал или же редко наблюдаем; здесь можно приписать причину как ошибке наблюдения, так и судьбе. Эта проблема является важным вопросом вычисления вероятности и объяснена будет на нескольких частных примерах» [86, стр. 67—68].
Далее идет применение к геодезии, «к моральным и политическим- наукам», где рассматривается вопрос:
7 Л. Е. Майстров
«Как большая или меньшая рассудительность и честность свидетелей влияет на вероятность событий, относительно которых они свидетельствуют» и т. п. [86, стр. 68].
Следуя программе, далее должны изучаться таблицы смертности, а затем идут «применения ко всякого рода играм и страховайию». Наряду с другими вопросами, здесь рассматривается «моральная надежда». Программа заканчивается вопросами, связанными с различными видами страхования.
Эту программу в 1830 г. Академия наук дала на отзыв М. В. Остроградскому. Сделав несколько замечаний о расположении некоторых вопросов в программе, Остроградский, в целом, отзывается о ней хорошо [167, стр. 277].
В этом отзыве Остроградский также пишет о желательности введения преподавания теории вероятностей во всех университетах и даже в гимназиях. «Я считаю, что Академия наук оказала бы услугу весьма полезную и достойную первого ученого сословия в государстве, если бы употребила все свои усилия по введению преподавания вычисления вероятностей во всех отечественных университетах и даже в гимназиях, дабы начала сей науки заблаговременно напечатывались в умах учащихся» [167, стр. 277—278].
Интересно отступление Остроградского, в котором он говорит о самой теории вероятностей: «Наука вероятностей есть одно из важнейших приспособлений математического анализа: философия природы обязана ей многими методами, посредством коих из великого числа наблюдений определяются элементы, на коих основаны важнейшие астрономические теории; она подала повод к тем полезным общественным заведениям, известным нам под именем страховых компаний; посредством ее усматриваем мы существование причин, имеющих действия меньше, нежели самые погрешности, при наблюдениях встречающиеся. С каждым днем увеличивается влияние сей отрасли анализа, приспособляемой ныне и к самым политическим и нравственным наукам» [167,
Конференция Академии наук 2 июня 1830 г. рассмотрела отзыв Остроградского и записала в своем протоколе: «Остроградский замечает, что, по его мнению, было
бы полезным делом со стороны Академии, если бы она сделала все от нее зависящее для введения преподавания теории вероятностей во всех университетах империи. Академия, одобрив как доклад г. Остроградского, так и в особенности этот последний совет, узнала с удовлетворением, что та же мера уже предлагалась министру гг. Вишневским и Коллинсом, мнение которых запросила комиссия по реорганизации школ и университетов, когда дело шло о редакции плана преподавания математики» [167, стр- 276—277].
Все это свидетельствует о том, что в те годы назрела необходимость преподавания теории вероятностей. Несмотря на это теория вероятностей в русских университетах вводилась очень медленно.
В 1830 г. в Вильнюсском университете была учреждена кафедра теории вероятностей и Ревковский назначается профессором этой кафедры. Интересна дальнейшая судьба Ревковского. Польское восстание 1830— 1831 гг. нашло свои отголоски и в Вильнюсе. Университет был закрыт, а Ревковский был осужден на смертную казнь, которую затем заменили пожизненной каторгой. После нескольких лет, проведенных в тюрьме на Кавказе, он был освобожден и в качестве рядового солдата привлечен к выполнению топографических работ. Впоследствии он получил чин капитана, а позже и диплом инженера путей сообщения. Выйдя в отставку и вернувшись в Вильнюс, Ревковский занялся политической экономией и опубликовал ряд книг по этому предмету.
Своя работы, которые были связаны с применением математики к различным производственным процессам, он начал публиковать с 1866 г.[1]
В Московском университете впервые теорию вероятностей в 1850 г. начал читать Август Юльевич Давидов (1823—1885 гг.). В архиве Московского университета сохранилась программа по теории вероятностей, составленная А. Ю. Давидовым на 1851/52 учебный год для студентов 3-го курса [87]. Ввиду несомненного интереса, который представляет эта первая в Московском университете программа по теории вероятностей, приведем ее полностью.
«Программа математической теории вероятностей для студентов физ.-мат. факультета на 1851/52 уч. г.
Определение вероятностей a priori
Об относительной вероятности.
О вероятности сложных событий.
Теорема Я. Бернулли.
О математическом и нравственном ожидании.
Определение вероятностей a posteriori
Определение вероятности причин.
Определение вероятности будущего события из наблюдений.
Приложение теории вероятностей к статистике
Составление таблиц смертности и употребление их для определения вероятной жизни, средней жизни и меры долголетия.
О страховых учреждениях
О пожизненных доходах и вдовьих кассах.
Определение наивероятнейших результатов из наблюдений-
Лит. Буняковский, Математическая теория вероятностей, Пуассон, Теория вероятностей, Лаплас, Теория вероятностей.
А. Давидов 11 августа 1851 г.».
Теория вероятностей была излюбленным предметом преподавания Давидова. Он ее читал много лет.
В 1854—1857 гг. Давидов опубликовал несколько статей по теории вероятностей.
В статье «Приложение теории вероятностей к статистике» [131] он исследует вероятность того, что значение данной функции заключено в определенных пределах.
В статье «Приложение теории вероятностей к медицине» [156] Давидов рассматривает использование статистических методов при выявлении симптомов болезней, в диагностике и другие вопросы. К работе приложена обширная таблица, при помощи которой он решает различные вопросы. Например, в 200 случаях заболеваний некоторый признак появляется 130 раз. Можно ли его считать симптомом болезни? По таблице определяются пределы вероятности повторения этого признака: 56/100 и 74/100; так как они оба больше 1/2, то делается вывод о возможности считать данный признак симптомом болезни.
Следует отметить, что Давидов один из первых выступил против теории среднего человека Кетле. Он писал: «Подобный человек не только не может представлять тип человеческого рода, но без всякого сомнения есть существо невозможное» (157, стр- 16].
В Петербургском университете впервые начал читать лекции по теории вероятностей в 1837 г. В. А. Анкудо- вич; он читал этот курс до 1850 г. С 1850 г. по 1860 г. теорию вероятностей читал В. Я- Буняковский. В 60-е годы лекции по теории вероятностей в разных университетах начинают читать математики первой величины: в Петербургском — П. Л. Чебышев, в Берлинском — Э. Куммер (1810—1893 гг.) и др.
Одними из первых серьезных работ в России, касающихся теории вероятностей, были две работы Н. И. Лобачевского. К вопросам теории вероятностей он пришел из следующих соображений. Лобачевский неоднократно говорил, что только с помощью опыта можно выяснить свойства окружающего пространства. Более того, он даже предпринял такую опытную проверку, результаты которой опубликовал в 1829 г. в работе «О началах геометрии». Он высчитал, что сумма углов в треугольнике Земля—Солнце—Сириус отличается от двух прямых менее, чем на 0",000372 [2] [88, стр. 209]. В связи с тем, что полученная величина очень мала, возник естественный вопрос об оценке ошибок наблюдения, а для его решения нужны были сведения по теории ошибок.
В связи с этим в работе «Новые начала геометрии с полной теорией параллельных» Лобачевский в главах XII и XIII рассматривает решение прямолинейных и сферических треугольников с учетом того, что первичные данные получены с известной степенью точности.
Лобачевский пишет: «Ошибки в их соединении могут быть одна другой противными, следовательно, частию, по крайней мере, уничтожаться. Ожидать этого тем скорее должно, чем более чисел складываются, а потому
весьма редко бывает, чтобы здесь неверность выходила по возможности самая большая. Итак, достоинство решения будет определено вполне тогда только, когда сверх точности вычисления покажем, с какою вероятно- стию происходят ошибки» [89, стр. 397—398]. Таким образом, Лобачевский пришел к задаче нахождения закона распределения суммы заданного числа взаимно независимых случайных величин, имеющих одинаковое распределение вероятностей. Эта задача решается как в «Новых началах геометрии», так и в работе «Вероятность средних результатов, полученных из повторных наблюдений» [90], которая была опубликована в 1842 г. в журнале Крелля.и является переработкой соответствующих параграфов «Новых начал геометрии».
[1] На эту сторону деятельности Ревковского впервые обратил внимание 3. Жемайтив. і
[2] У Лобач«#ского здесь ошибка, должно быть 0",00000372 (см. [88, стр. 286]),