ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Роль азартных игр в возникновении теории вероятностей
До настоящего времени широко распространено ошибочное мнение о том, что теория вероятностей возникла и начала развиваться на основе азартных игр. Приведем некоторые высказывания.
«Теория вероятностей зародилась в XVI в. из попыток дать теорию распространенных в ту эпоху азартных игр» [6, стр. 11].
«Случай сделал так, что изобретение теории вероятностей само было обязано случаю» [7, стр. 327].
«Вполне естественно, что вычислители и математики направляли свои исследования на изучение азартных игр, так были заложены основы теории вероятностей» [8].
«Попытки дать математическое толкование некоторым обнаруженным фактам [из азартных игр.— Л. М.] послужили непосредственной причиной возникновения (около 1650 г.) и развития математической теории вероятностей» [9, стр. 164].
«Наука о вероятности родилась, когда Ферма и Паскаль начали изучать азартные игры» [10, стр. 311].
«Первые работы, в которых зародились основные понятия теории вероятностей, появились в свет в XVI— XVII вв. и были связаны с попытками создания теории азартных игр» [11, стр. 6].
Подобной точки зрения придерживается подавляющее большинство исследователей. Она, например, высказана Дейвидом и Кендаллом на страницах журнала «Biometrika» [12, 13] и многими другими.
При такой трактовке возникновения теории вероятностей сводится на нет вся предыстория этой теории,
когда исподволь, ® недрах других наук, вопросов и задач началось формирование ее основных понятий и первоначальных методов, которые приобрели самостоятельное значение только в период создания теории вероятностей как науки в XVII в., и в то же время азартным играм приписывается незаслуженно большая роль по сравнению с другими, более значительными факторами, стимулировавшими как создание, так и первый период развития этой науки.
Также неверно мнение, что начало теории вероятностей теряется в дали веков [14].
Если азартные игры не являлись основным стимулом зарождения и первоначального развития теории вероятностей, то какова же их действительная роль?
Азартные игры появились в глубокой древности. Они возникали повсеместно.
В азартных играх в качестве игральных костей использовались кости животных — астрагалы, так как при бросании они могли падать на четыре разные стороны. Бросая астрагалы, замечали, какая сторона оказывается сверху. Стороны нумеровались различными числами, но единой нумерации, естественно, не было. При одной из игр в древней Греции бросались одновременно четыре астрагала. Лучшим броском считался тот, при котором выпадали разные стороны; такой бросок назывался «Венерой».
В археологических раскопках, начиная с V тысяче* летия до н. э. (а возможно, и ранее), среди найденных костей животных астрагалы встречаются в несколько, а
иногда в несколько десятков раз чаще, чем другие кости.
Выпадение различных сторон астрагалов при их бросании имеет устойчивую частоту. После многократных исследований различных астрагалов нами установлены следующие частоты выпадений различных сторон при бросании астрагалов. Частота выпадений широкой стороны с углублением «0,39; противоположной стороны «0,37; частоты выпадений двух оставшихся сторон «0,12. Очевидно, что «Венера» не являлась наименее вероятным броском.
В древнем Египте (3500 гг. до н. э.) была известна игра «Гончие и шакалы». Один из экземпляров этой игры, относящийся к XVIII в. до н. э., хранится в Британском музее в Лондоне. В комплекте этой игры
имеются астрагалы, использовавшиеся как игральные
кости.
Азартные игры возникали и развивались в разных вариантах. Известны, например, так называемые игральные палочки из дерева или кости. Боковые стороны палочек отмечали точками от одной до четырех. При бросании палочки, которая катилась так же, как карандаш, фиксировалось число точек на оказавшейся вверху стороне. Такие игральные палочки существовали у многих народов. Несколько игральных палочек, относящихся к VII—VIII вв., найдены в Средней Азии и хранятся в Ленинградском Эрмитаже; в Государственном историческом музее в Москве хранится несколько обломков таких палочек, найденных в Чернигове (относятся к X в.). В Эрмитаже хранится одна заостренная костяная палочка, найденная в Ольвии, которая относится к периоду до III в. н. э.
В Помпее и Керчи были обнаружены пластинки (хранятся в Эрмитаже), представляющие собой тонкие квадраты площадью около 1 см2; на одной из сторон имеется одна точка, на противоположной — шесть. На тонких боковых гранях также нанесены точки от двух до пяти. По-видимому, этими пластинками играли так, как играют в «решку и герб». Относятся они к началу нашего летосчисления.
Самыми распространенными азартными играми были разнообразные игры в кости. Игральная кость представляет собой куб с нанесенными на его гранях точками от одной до шести. Материал для игральных костей был самым различным: глина, кость, дерево, стекло и др.
Самая древняя игральная кость найдена в Северном Ираке и относится к четвертому тысячелетию до нашей эры. Приблизительно к этому же времени относится кость, найденная в Индии (в Мохенджа-даро).
Иногда попадаются кости с необычным числом точек на гранях: вместо одной точки — 9 точек или такое расположение точек: 4, 4, 5, 5, 6, 6, а также некоторое другое. У древних греков (и у других народов) встречались игральные кости с более чем шестью гранями.
В различных музеях хранятся игральные кости разных времен и народов. Некоторые результаты исследований игральных костей, которые мы проделали, сведены в таблице.
Т аблица
результатов обследования некоторых игральных костей
Для сравнения автор произвел 330 бросаний современной игральной кости из детской игры «Кто первый?», при этом 1 2—53, 3—57, 4—51, 5—56 и 6—51. См. также [15], где приведены результаты исследования еще четырех костей. выпала 62 раза,
|
Как видно из таблицы, частоты выпадения различных граней во многих случаях довольно близки друг к другу. Наиболее часто встречаются кости с размером ребра от 9 до 12 мм, что наиболее удобно, так как костям очень маленьких и больших размеров трудно придать правильную форму.
Нанести точки на игральной кости можно 15 способами:
- 1—2 означает: I против 2; 3—4, — 3 против 4 и т. д.
Оказывается, что подавляющее большинство костей имеет следующее расположение точек: 1—6; 2—5; 3—4.
На о-ве Суматра существует следующая игра, известная там издавна. В одну половину скорлупы кокосового ореха кладут две, три или четыре игральные палочки, на гранях которых нанесены от одного до четырех очков. Затем закрывают их второй половиной скорлупы и трясут. Открыв скорлупу, считают количество очков или фиксируют, какие очки выпали. Выигрывает тот, кто назвал выпавшее число очков (или числа) до открытия скорлупы. Три такие игральные палочки хранятся в Музее антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде. Сделаны они из плотного коричневого дерева- Очки вырезаны ножом. Грани сильно округлены. Такие палочки имеются и в других музеях (см., например, 116, стр. 119]).
В северной части о. Суматра, у каро-батаков, была обнаружена примитивная рулетка. Музей антропологии и этнографии получил экземпляр такой рулетки в 1897 г. В ее комплект входит шестигранная костяная призма с отверстием, куда вставлен деревянный сердечник из плотного южного дерева. Грани призмы отмечены очками от 1 до 6. Эту призму вращают, как волчок, и когда в конце вращения она падает на бок, то грань, оказавшаяся сверху, определяет число выпавших очков. Кроме того, в комплекте имеется циновка с разметкой и блюдце, в котором вращали волчок. Аналогичный экземпляр рулетки, также с о. Суматра, описан в [17].
Игра состоит в следующем. Хозяин рулетки принимает ставки на номера от 1 до 6, которые отмечены на циновке, а также на левую и правую сторону циновки. Затем крутит волчок. Выигрывает тот, кто поставил на выпавшее число очков. Левая и правая стороны соответствуют первым трем числам (1, 2, 3) и последним (4, 5, 6). Имеются сведения, что хозяин выплачивал всего только четырехкратную ставку по ставкам на очки.
Очень любопытно, что совершенно аналогичная игральная кость (шестигранная призма с отверстием) была найдена в Киеве и относится к XI—XII вв.; деревянный сердечник к ней не сохранился. (Находится эта кость в Государственном историческом музее в Москве). Можно, таким образом, предположить, что рулетка, так же как и игры в кости, возникла повсеместно, как естественное развитие азартных игр.
Разновидности карт были известны у разных народов еще в древности. Карты современного вида появились впервые во Франции в XIV в. и вскоре получили широкое распространение для азартных игр. Кости, а затем карты часто употреблялись для бросания жребия, а также для гаданий.
Таким образом, азартные игры издавна имели широкое распространение. В Римской империи были законы, разрешающие играть в кости только в определенные сезоны. В жизнеописаниях Августа и Клавдия упоминается, что они любили часто играть в кости. Известна ваза (амфора) VI в. до н. э., на которой изображены Аякс и Ахилл, играющие в кости. В средневековой европейской литературе начиная с XI—XII вв., встречаются упоминания и некоторые описания различных азартных игр. С течением времени количество таких описаний увеличивается. Об азартных играх говорят попутно Данте, Рабле, Эразм Роттердамский и другие писатели. Шарль де Костер, который для своей «Легенды об Уленшпигеле» широко пользовался архивными и музейными материалами, несколько раз упоминает игру в кости. Есть много свидетельств о том, что христианская церковь вела борьбу с азартными играми. Это, в частности, говорит об их широком распространении.
Законы о запрещении азартных игр в разное время были изданы Фридрихом II (1232 г.), царем Алексеем Михайловичем (1649 г.), Екатериной II (1782 г.) и др.
Людовик IX (1255 г.) запрещает не только игры, но даже производство костей. Законы Эдуарда III и Генриха VIII запрещали играть в кости и карты, но рекомендовали заниматься спортом и военными играми (например, стрельбой из лука).
Кроме того, в различных странах существовали инструкции, ограничивающие азартные игры. Например, участники третьего крестового похода (1190 г.) —рыцари и духовенство, согласно инструкции, имели право играть в азартные игры, но не могли проигрывать более чем 20 шиллингов за 24 часа.
Если стать на распространенную точку зрения, состоящую в том, что теория вероятностей своим возникновением обязана азартным играм, то необходимо объяснить, почему же азартные игры, существуя 6 тыс. лет, не стимулировали возникновения и развития теории вероятностей до XVII в., а в XVII в. она возникла на основе тех же азартных игр?
На этот вопрос Дейвид [12], например, дает такой ответ: теория вероятностей не возникала раньше потому, что производились несовершенные игральные кости, а на неправильных игральных костях нельзя обнаружить необходимых закономерностей. Однако этот ответ несостоятелен. Как известно, в античном мире были созданы замечательные образцы искусства и архитектуры, и поэтому маловероятно, что в те времена не могли изготовить хороший кубик. И действительно, при обследовании игральных костей, хранящихся в музеях СССР, обнаружено много правильных костей, относящихся к разным временам и народам, в том числе и к античному миру.
Кендалл [13] указывает четыре возможные причины, препятствовавшие развитию теории вероятностей в более старое время:
- отсутствие комбинаторики или, по крайней мере, комбинаторных идей;
- суеверие игроков;
- отсутствие соответствующей символики;
- моральные и религиозные представления, которые служили препятствием для развития цдеи случайного.
Сам Кендалл, выдвинув эти причины, в дальнейшем высказывает сомнения относительно того, что все они могли оказать решающее влияние на возникновение теории вероятностей. Но он утверждает: «В религиозных и 18
моральных учениях, в запретах, я склонен искать объяснение этого замедления [в возникновении теории вероятностей— Л. Л1.]» {13]. В действительности все эти причины не выдерживают серьезной критики. Когда потребности практики требуют развития той или иной науки или какого-либо ее раздела, тогда и возникают новые идеи, создаются удобные обозначения, преодолеваются всевозможные суеверия и ломаются мешающие развитию науки барьеры. Почему же этого не произошло с теорией вероятностей раньше XVII в.?
Несколько особый ответ на этот вопрос дает В. Хо- тимекий [18]. Он считает, что теория вероятностей возникла из азартных игр в XVII в., а не раньше, потому, что азартные игры могли получить широкое распространение только с увеличением денежного обращения и торговли, т. е. с развитием буржуазных отношений, примерно в XVI—XVII вв. Хотя эта точка зрения связывает возникновение теории вероятностей с экономической •жизнью общества, но она находится в противоречии с фактами. Азартные игры в античном мире и средние века были распространены не менее, если не более, чем в XVI—XVII вв. Эту точку зрения разделяет и Э. Коль- ман. Он пишет: «Будучи на протяжении всей своей истории неразрывно связана с возникновением и развитием капиталистического строя, теория вероятностей зародилась, как теория азартных игр. Правда, игры эти были известны еще древним, но она возникла именно тогда, когда экономический строй с его денежной формой обмена, рынком и конкуренцией сделал их массовым явлением» [19, стр. 231]. Как мы уже говорили, основными стимулами возникновения и развития теории вероятностей были не азартные игры. Однако из этого не следует делать вывод, что азартные игры не имели никакого отношения к появлению теории вероятностей и первым шагам ее развития.
Большинство первых задач теории вероятностей связано с азартными играми если не по существу, то по форме. Мы и сейчас при изложении начал теории вероятностей, в методических целях, часто обращаемся к азартным играм, ибо в таких задачах легко показать, как подсчитать вероятности тех или иных возможных исходов. Азартные игры сыграли свою роль в развитии теории вероятностей, потому что они оказались удобной
схемой, с готовой терминологией, с помощью которой можно было описать многие явления и решать разнооб- разные задачи. Конечно, и практика игр выдвигала задачи, которые стимулировали развитие теории вероятностей. Но повторяем, это не было решающим стимулом. Более того, на задачи из практики азартных игр стали обращать внимание только после того, как аналогичные задачи возникли в других областях человеческой деятельности *.