ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Основные стимулы возникновения теории вероятностей
Задачи и проблемы, которые оказали существенное влияние на зарождение и первоначальное развитие теории вероятностей, возникали при обработке статистических данных и результатов наблюдений в различных науках; из практики страховых обществ; в связи с отвлеченными задачами на темы азартных игр. Разработка таких вопросов была тесно связана с комбинаторикой, с развитием взглядов на случайность и необходимость в философии.
Первоначальные вопросы вероятностного характера, возникавшие в самых разнообразных сферах деятельности человека, со временем начали выкристаллизовываться в понятия и методы теории вероятностей.
Первые статистические данные, главным образом о населении, собирались еще в древности. Так, правители древнего Египта, Греции и Рима делали отдельные попытки подсчета количества населения, количества ежегодно собираемого хлеба, податей и т. п. В древнем Риме со времен правления императора Августа (27 г. до н. э.—14 г. и. э.) присоединение новой области сопровождалось переписью ее населения.
Нормандский герцог Вильгельм I Завоеватель (1027—1087 гг.), покорив в 1066 г. Англию, повелел составить особые списки, получившие название «Книга страшного суда». Эти списки содержали результаты всеобщей поземельной переписи в Англии 1086 г. Перепись производилась с целью установления поземельного обложения. Население было переписано по разным категориям и их промыслам. «Книга страшного суда» содержала подробные сведения о королевских, церковных и феодальных поместьях с указанием их размеров, количества скота и инвентаря.
В русских летописях, относящихся к X в., и более поздних имеются указания на сбор некоторых статистических данных.
После захвата территорий Руси монголы начали проводить переписи населения для сбора дани и податей.
Писцовые книги в России также являются источниками статистических данных.
В более позднее время в «Южно-русских летописях», в записи, относящейся к 1666 г., мы читаем: «Того же року была перепись по всей Малой России, по указу царя московского: сколько всех людей на Вкраине — старых и молодых, и в пелюшках» [1, стр. 31—32].
От средних веков до нас дошли подробнейшие сельскохозяйственные инвентаризации поместий крупных феодалов.
В Венеции в 1268 и 1296 гг. были изданы законы, обязывавшие губернаторов составить подробные описания своих провинций. Дипломатические представители должны были сообщить сенату по установленным формам сведения о государствах, в которые их посылали. Сенат организовывал переписи населения, домохозяйств, собирал данные о торговле. Венецианские отчеты и другие документы дали богатейший материал о разных странах. Дож Мочениго переработал этот огромный материал и представил в 1421 г. сенату подробный доклад. С того времени в разных торговых центрах Италии начали составлять и издавать аналогичные сборники.
С XVII в. в Голландии, Испании, Франции, Англии, Германии появляются различные справочные издания.
В Лондоне велись бюллетени о естественном движении населения города. Эти бюллетени были введены в связи с эпидемиями чумы. Первые записи относятся к 1517 г.
Форма и содержание бюллетений изменялись. В 1532 и 1535 гг. еженедельные бюллетени давали сведения об общем числе похорон и числе похорон лиц, умерших от чумы, по приходам. Ежегодно начиная с 1603 г. в декабре давалась годичная сводка. Одним из ранних и очень важных добавлений было указание причин смерти. Вначале указывались две причины — болезнь и случайность, затем число отмечаемых причин значительно возросло. С 1629 г. стали указывать также и пол умерших и крещеных.
j-Ia основании такого статистического материала вырабатывались понятия о вероятности смерти в определенный промежуток времени, о вероятности дожития до определенного возраста и многое другое, что, несомненно, оказывало влияние на образование понятий теории вероятностей.
Таким образом, сбор статистических сведений и некоторый их анализ производились в разные исторические периоды с большей или меньшей степенью полноты и регулярности. Однако систематические и достаточно обширные статистические исследования начинаются только в период зарождения капитализма, в период развития торговли и денежных операций, в том числе связанных со страхованием, в период возникновения и развития различных новых учреждений.
Статистика явилась одним из существенных стимулов первоначального развития теории вероятностей. Развивающиеся капиталистические отношения выдвигали перед статистикой все новые и новые вопросы. «Хотя первые зачатки капиталистического производства спорадически встречаются в отдельных городах по Средиземному морю уже в XIV и XV столетиях, тем не менее начало капиталистической эры относится лишь к XVI столетию» [2, стр. 720].
В XIV в. возникают первые морские страховые общества в Италии и Нидерландах. Вслед за страхованием морских перевозок возникает страхование перевозок по суше, рекам, озерам. В этих обществах производился подсчет шансов, так как при большем риске собиралась большая страховая премия. Страховые премии при морских перевозках составляли 12—15%, а при перевозках внутри страны — 6—8% от стоимости перевозимых грузов. С XVI в. морское страхование вводится во многих странах. В XVII в. начинают появляться другие виды страхования. Данные страховых обществ также были тем материалом, на основании которого развивалась теория вероятностей.
В связи с бурным развитием естествознания в эпоху Возрождения и все увеличивающейся ролью наблюдения и эксперимента возник вопрос о методах обработки результатов наблюдений, в частности, об оценке случайных ошибок, возникающих при наблюдениях. Все это также стимулировало развитие теории вероятностей.
Вопросы о соотношении случайного и необходимого, о законе, о причинности и т. п. обсуждались еще в древности и всегда находились в поле зрения философов. Поэтому нельзя отрицать того, что философия к XVII в. накопила довольно богатый материал, который также оказал влияние на зарождение и первый период развития теории вероятностей.
Укажем здесь на интересный пример. В Индии еще до нашей эры широкое распространение получило религиозное течение джайн (jain). Составной частью этой религии было учение суад (syad), или суадвада (syadva- da). Учение суад получило полное развитие к VI в. н. э.; ему уделялось большое внимание и в средние века. Известен трактат, посвященный этой теории, относящийся к 1292 г., имеются и более поздние работы.
Основой учения суадвады является возможность следующих семи утверждений относительно изучаемого явления:
- может быть есть;
- может быть нет;
- может быть есть и нет;
- может быть это неопределенно;
- может быть это есть и тоже неопределенно;
- может быть этого нет и тоже неопределенно;
- может быть есть и нет и тоже неопределенно.
По учению суадвады эти семь категорий необходимы и вполне достаточны, чтобы полностью исчерпать все возможности знаний.
В четвертом положении сказано, что наряду с утверждением «есть» и отрицанием «нет» имеется еще возможность существования неопределенного. В этом можно видеть зарождение тех понятий, которые впоследствии привели к пониманию вероятности, так как здесь фактически утверждается существование области применимости вероятности. По этому поводу индийский статистик Махаланобис пишет: «Четвертая категория является сутью качественной стороны современной концепции вероятности» [3]. Следует, конечно, подчеркнуть, что это только качественная сторона, в то время как вероятность включает в себя и количественную характеристику.
Отметим попутно еще один интересный факт.
В средневековых изложениях учения суадвады содержится обсуждение поведения браминов, собирающих подаяние. Ставится вопрос: всегда ли брамин, получающий дары, заслуживает их? В ответе говорится, что 10 из 100 браминов не заслуживают этих даров.
В этом ответе можно усмотреть некоторый вероятностный 'ПОДХОД.
В качестве другого примера приведем высказывания Т. Гоббса (1588—1679 гг.), который считал, что, как бы часто ни наблюдалось какое-нибудь явление, этого еще недостаточно для достоверного знания. Гоббс считает, что определить при помощи наблюдений все обстоятельства, вызывающие то или другое явление, нельзя, так как таких обстоятельств бесчисленное множество.
Гоббс пишет: «Хотя человек до настоящего времени постоянно наблюдал, что день и ночь чередуются, он, однако, не может отсюда заключать, что они таким же образом чередовались всегда или будут таким же образом чередоваться во веки веков». Далее Гоббс делает вывод, что «из опыта нельзя вывести никакого заключения, которое имело бы характер всеобщности. Если признаки в двадцати случаях оказываются верными и только в одном обманывают, то человек может ставить в заклад двадцать против одного за то, что предполагаемое явление наступит, или что оно имело место, но он не может считать свое заключение безусловной истиной» [4, стр. 229—230].
Мы здесь привели только два примера. В философии в течение всей ее истории ставились вопросы, решение и обсуждение которых помогали выработке основных вероятностных понятий.
Теория вероятностей смогла возникнуть только после того, когда вопросы, связанные с вероятностной оценкой тех или иных событий, стали появляться в различных областях человеческой деятельности и когда их разрешение становилось все более и более актуальным, так как затрагивало интересы большого числа людей. Это характерно для периода распада феодальных отношений, пролетаризации крестьян и развития буржуазии, для периода роста городов и торговли, увеличения мануфактур и т. п. Все эти явления вызвали бурное развитие естествознания. «Современное естествознание... начинается с той грандиозной эпохи, когда бюргерство сломило мощь феодализма» [5, стр. 152]. Именно в этот период зарождаются аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление и многие другие науки. В это же время зарождается и теория вероятностей.
Многие науки в этот период в основном ограничивались сбором материала и его систематизацией; появлялись отдельные открытия и делались лишь первые попытки создания научных методов. Теория вероятностей в своем развитии также прошла этот первый этап.