ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Н. Е. Зернов в теории вероятностей
К первым работам по теории вероятностей в Московском университете следует отнести статью Н. Д. Браш- мана «Решение задач на исчисление вероятностей» (1835) и обширную работу Н. Е. Зернова.
19 июня 1843 г. профессор математики Московского университета Н. Е. Зернов (1804—1862 гг.) произнес на торжественном собрании в университете речь «Теория вероятностей, с приложением преимущественно к смертности и страхованию». В том же году эта речь в значительно расширенном виде была издана отдельной книжкой. В историкб:!иатематической литературе это произведение
Зернова не нашло освещения. О нем имеются только упоминания [92], [93].
После вступления, в котором Зернов говорит, что теория вероятностей соответствует современному направлению любознательности, он переходит к очень краткому историческому очерку развития теории вероятностей.
Зарождение и первоначальное развитие теории вероятностей он описывает традиционно, преувеличивая роль азартных игр, роль де Мере и т. п. Интересно, что среди современных ему сочинений по теории вероятностей он указывает на работу В. Я. Буняковского, которая к тому времени еще не была опубликована. Он пишет, что у Буняковского имеется «Рассуждение о математической теории вероятностей, коего первая часть окончена» (37, стр. 6). Но, как следует далее из текста, работу Буня- ковского Зернов не читал.
Далее Зернов высказывает некоторые общие положения, характеризующие его как представителя распространенного тогда детерминизма.
Очень любопытно высказывание Зернова об областях применения теории вероятностей. «Теория вероятностей в науках естественных указывает законы смертности и народонаселения, через страхование охраняет гражданина от несчастий, между наблюдениями несогласными избирает то, которое должно допустить по преимуществу, руководствует астронома в изыскании уклонений движения светил, которые по малости своей могли бы затеряться между неизбежными ошибками, будучи, однако, весьма важны для науки. Теория вероятностей проникает в храм Фемиды, подавая мерило правды и милости судиям; она может руководствовать законодателя в избрании мер гражданского порядка, оценивая их по замеченным последствиям; она может подавать светильник историку, взвешивая доверенность к преданиям. Наконец, учение о вероятности просветляет самую логику» (37, стр. 7). Здесь смешаны действительно ценные и научно оправданные применения теории вероятностей (статистика, демография, теория ошибок) и иллюзорные, неоправданные применения (судопроизводство, достоверность преданий, законодательство).
Затем дается определение вероятности (р = т/п) и некоторые элементарные свойства вероятности: p+q= 1; Р дост =1 и др. Интересно формулируется теорема сложения вероятностей: «Вероятность рода равна сумме вероятностей видов» [37, стр. 91]. Теорема умножения формулируется обычным образом.
Вводится понятие относительной вероятности. «Вероятность событий, рассматриваемых в таком виде, как будто прочие события совсем не имели места, называется вероятностью относительного. Относительная вероятность какого-либо события равна частному, происшедшему от деления самостоятельной вероятности того же события на сумму сей последней вероятности и противоположной ей, также самостоятельной» [37, стр. 9—10].
Это определение сопровождается следующим примером. В сосуде имеется 3 красных, 1 черный и 2 белых шара. Вероятность вытащить красный шар Ркр =3/в; Рбел =2/б, Рчерн =7б — это все вероятности СЭМОСТОЯ- тельные. Держат пари относительно появления белого или черного шара, не обращая внимания на красные. Вероятность выиграть пари на белом шаре 2/з, на черном — Vs. Это, по Зернову, вероятности относительные. Для этих вероятностей справедливы соотношения 2/з= =2/в: (2/б+7б); 1/з=1/б: (2/б+Чб). Даже на этом примере видно, что понятие относительной вероятности излишне. Нужно сказать, что все изложение Зернов сопровождает рассмотрением примеров.
Затем Зернов объясняет биномиальное распределение вероятностей и формулирует теорему Я. Бернулли. Далее он отмечает: «Важность этой теоремы основана на том именно, что она дает способ перенести приложения теории вероятностей от ничтожных задач о сосуде, содержащем шары, или об игре в кости, в карты и пр., к явлениям природы, предметам мира политического и нравственного» [37, стр. 15].
Рассматривая устройство различных лотерей, он приходит к выводу, что их организация дает большую при- быль'устроителям.
После этого Зернов переходит к рассмотрению нравственной надежды. Он высказывает мнение, что необходимо «представить истинное значение всякой суммы денег не само по себе, но в отношении к имуществу той особы, о которой идет дело» [37, стр. 21]. Но если имущество какого-нибудь лица равно нулю, то любая сумма для него будет бесконечна. Чтобы избежать этого противоречия, Зернов высказывает соображения, из которых следует, что имущество можно выражать не только в деньгах или недвижимостях. В такой трактовке почти каждый человек обладает некоторым имуществом. Для подтверждения своих соображений он приводит следующее высказывание Д. Бернулли: «Нищий не откажется за какую-нибудь ничтожную сумму от возможности собирать милостыню; мот, дошедший до того, что ему остается жить только непрерывным займом, не согласится отказаться от возможности делать новые долги, хотя бы кроме покрытия прежних ему предложили еще некоторую сумму. Заключение в тюрьму на некоторое время сего последнего именно освобождает от долгов и доставляет даже порядочное пропитание; но мот неохотно вступает в такое убежище». Из этого Д. Бернулли делает вывод: «Бедность, не предполагающая никакого имущества, возможна только для умирающего с голоду». Зернов от себя добавляет: «Физическая сила, какие-нибудь способности, даже возможность просить милостыню или делать долги, есть уже капитал, имущество» [37, стр. 22].
Все дальнейшее изложение теории нравственной надежды идет по Д. Бернулли. Приводится формула Д. Бернулли и рассматриваются некоторые примеры, в том числе пример с размещением товаров на нескольких судах.
Необходимость введения нравственного ожидания в дополнение к математическому по Зернову следует, в частности, и из такого примера. Некто имеет 100 руб. Вероятность ему получить или потерять 50 руб. равна 7г- Отношение приобретенных денег к будущему капиталу 50 50
— = 7з, а потерянных к настоящему — «Отсюда 150 ■ 100
видно, что потеря этих 50 руб. приносит чувствительно более невыгоды, хотя по. математической надежде эта игра справедливая» [37, стр. 25]. Исходя из нравственного ожидания, Зернов подходит к решению «Петербургской задачи». В заключение рассмотрения вопроса о нравственной надежде Зернов пишет о том, что математическая надежда имеет сходство с простыми процентами, а нравственная — со сложными.
После рассмотрения вопроса о нравственной надежде Зернов переходит к основному, по его мнению, применению теории вероятностей — к демографической статистике и страхованию. Вначале он приводит большое чис- лб данных по разным странам об отношёнйй количества родившихся мальчиков к количеству родившихся девочек. Приводятся и некоторые другие постоянные отношения. Зернов приводит ряд данных, относящихся к России. Эти числа (показывают то ужасное состояние, то безжалостное угнетение и эксплуатацию, в которой жил народ. Приведем некоторые из них.
В 1834 г. в России умерло православных мужчин 657 822, из них в возрасте до 5 лет — 339 079. Вообще из 1 000 000 новорожденных в России до 5 лет умирало 540 762 человека, т. е. более 54%. В Московском воспитательном доме в период 1764—1796 гг. из 40 669 детей осталось в живых 5 360, в период 1797—1828 гг.— из 116 752 осталось 26 352. По поводу этих данных Зернов пишет: «Вот как числа ясно высказывают быт народный... Не всякий ли увидит здесь следствие множества невежественных, даже суеверных обычаев, наблюдаемых в простом народе при рождении, как в отношении к матери, так и дитяти, умерщвляющих большею частию сего последнего преждевременно» {37, стр. 38]. И в другом месте: «Невежество, окружающее колыбель русского крестьянского ребенка, несравненно вреднее для государства, нежели все враги его; это невежество во всяком случае самый сильный враг России» [37, стр. 49].
В этом разделе Зернов рассматривает большое число демографических понятий, таких как, например, вероятная жизнь, средняя жизнь, мера долголетия и др. Рассматриваются также принципы построения таблиц смертности. Подробно рассказано о различных видах страхований. Кратко освещены взгляды Мальтуса и Кетле.
После этого Зернов переходит к другим применениям теории вероятностей: к теории ошибок и к судопроизводству. В теории ошибок, после некоторых общих замечаний, Зернов кратко излагает способ наименьших квадратов.
Самая неоправданная часть книги Зернова — это последняя часть, касающаяся судопроизводства.
В заключении книги Зернов указывает на недостаточность статистического материала для научно обоснованных выводов.
Книга заканчивается словами о том, что едва ли найдется другая наука, кроме теории вероятностей, которая имела бы «0олєє или менее прямое отношение к стольким и столь различным наукам» [37, стр. 83].
В своей книге Зернов попытался в какой-то мере осветить все известные ему приложения теории вероятностей. Однако, как правило, он ограничивается лишь пересказом тех или иных известных к тому времени положений теории вероятностей и ее приложений и почти нигде не высказывает своего мнения по поводу излагаемого материала. Результатом этого явилась неравноценность различных частей книги: с одной стороны — важные применения теории вероятностей к ошибкам измерений, к демографии; с другой стороны — не представляющие научного и практического значения применения этой теории к судопроизводству.
Конечно, такие работы, как работа Зернова, могли привлечь и привлекали интерес к теории вероятностей, но никакого идейного толчка для ее дальнейшего развитие они не могли дать.