ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Легенда о де Мере
В 1654 г. между Паскалем и Ферма возникла переписка по поводу ряда задач, среди которых была и задача о разделе ставки. Многие авторы отводят решающую роль как в возникновении этой переписки, так и в возникновении самой теории вероятностей кавалеру де Мере. Приведем некоторые примеры.
«Спекуляция одного светского игрока, кавалеЬа Мере, в век Людовика XIV произвела вычисление вероятностей или, по крайней мере, направила в эту сторону ідей Паскаля и Ферма» (36, стр. 249].
«Началом исчисления вероятностей служила Ьадача о разделе между игроками суммы денег, назначенных для выигрыша, в таком случае, когда они прекращают игру, не докончивши партии. Эта задача кавалером де Мере была предложена Паскалю» [37, стр. 5].
Со временем эти сведения начинают обрастать подробностями.
«Кавалер де Мере, страстный игрок, предложил однажды Паскалю долго мучавшую его задачу, по-видимому, имевшую для него и прикладное значение. Задача Мере заключается в следующем. Два игрока условились сыграть ряд партий. Выигравшим считается, кто первым выиграет S партий. Игра была прервана тогда, когда один из игроков выиграл а(а<5), а другой b(b<S) партий. Спрашивается, как должна быть разделена ставка?» [38, стр. 342]. Здесь де Мере уже страстный игрок.
Наиболее подробно легенда о де Мере рассказана в третьем томе Детской энциклопедии в статье А. Я. Хинчи- на и А. М. Яглома «Наука о случайном» [39]. Эта история была приведена в журнале «Знание — сила» (1960 г., № 2) под названием «Рассказ о рыцаре де Мере».
Приведем этот рассказ с некоторыми сокращениями.
«Один французский рыцарь, кавалер де Мере, был страстным игроком в кости. Он всячески старался разбогатеть при помощи игры и для этого придумывал разные усложненные правила, которые, как ему казалось, приведут его к цели.
Де Мере придумал, в частности, такие правила игры. Он предлагал бросить одну кость четыре раза подряд и бился об заклад, что при этом хотя бы один раз выпадет 6, если же этого не случалось — ни разу не выпадало 6 очков, — то выигрывал его противник. Де Мере предполагал, что он будет чаще выигрывать, чем проигрывать, но все же обратился к своему знакомому, Б. Паскалю (1623—1662), с просьбой рассчитать, какова вероятность выигрыша в придуманной им игре.
Приведем расчет Паскаля.
При одном бросании вероятность выпадения 6 равняется */б, а вероятность невыпадения 5/б- Вероятность того,
что при четырехкратном бросании ни разу не выпадает 6, / 5\4 625
чт) =
тельно, вероятность выигрыша была больше половины. Значит, при каждой игре больше половины шансов было за то, что рыцарь выиграет; при многократном же повторении игры он почти наверное оказывался в выигрыше. Действительно, чем больше рыцарь играл, тем больше он выигрывал. Кавалер де Мере был очень доволен и решил, что он открыл верный способ обогащения. Однако постепенно другим игрокам стало ясно, что эта игра для них невыгодна, и они перестали играть с де Мере. Надо было придумывать какие-то новые правила, и де Мере придумал новую игру. Он предложил бросать 2 кости 24 раза и бился об заклад, что сверху, хотя бы один раз, окажутся две пятерки. Но на этот раз рыцарь ошибся. Вероятность одновременного выпадения двух пятерок при бросании двух костей равна '/зв. Вероятность, того, что не выпадут две пятерки, равна 35/з6. Вероятность того, что при 24-кратном бросании двух костей ни разу
не выпадут две пятерки, равна (—V4]>—. Следователь-
\ 36 / 2
Де Мере (1607—1648 гг.) был философом и литератором, довольно значительной фигурой при дворе і Людовика XIV.
Де Мере был знаком и состоял в переписке почти со всеми ведущими математиками своего времени, в (том числе и с Паскалем (24]. |
В решении различных задач, которые в те времена были известны всем математикам, де Мере принимал часто активное участие. Это дало ему возможность писать Паскалю в одном из писем: «Вы знаете, что я открыл редкие вещи, которые почтенные математики никогда не обсуждали. О моих открытиях писали Вы, Ферма и Гюйгенс, которые ими восхищались. Эта наука имеет много любопытных вещей, но которые мне кажутся не очень полезными». *
Речь идет о теории вероятностей, однако де Мере не увидел «полезности» рассматриваемых вопросов, не сумел их оценить, в то время как его современники, в частности Гюйгенс, давали уже глубокую оценку значимости теории вероятностей.
В письме к Ферма от 29.VI 1654 г. Паскаль писал: «Решение проблемы костей нашел де Мере, который дал эту задачу мне и Робервалю».
В другом письме Паскаль рассказывает более подробно: «Де Мере сказал, что если кто желает получить 6 при бросании одной кости, то он имеет преимущество начиная с 4 бросков и шансы преимущества есть 671 к 625. Если бросаются две кости, то получение двух шестерок ожидают с преимуществом начиная с 24 бросков».
Вероятность того, что 6 не появится ни одного раза . - / 5 \4 625
при 4 бросках, равна I —j = —-; а вероятность, что
, , 625 671
она появится хотя бы один раз: 1-----------
к 1296 1296-
Если же бросают две кости, то вероятность того, что хотя бы один раз появятся две шестерки, будет более 7г начиная с 25 бросков, а не с 24, как думал де Мере.
Действительно: fej =0,509 —это вероятность непоявления ни одного раза двух шестерок при 24 бросаниях, а появление хотя бы один раз будет: 1—0,509 = 0,491, что меньше У2, а не больше, как думал де Мере. При 25 бросках вероятность непоявления двух шестерок ни одного раза pWa (35/зе)48=0,496, а вероятность Появления хотя бы один раз будет: 1—0,496 = 0,504>‘/2. Следовательно, в решаемой задаче де Мере допустил ошибку, считая, что 24 брорка достаточно для того, чтобы вероятность появления двух шестерок хотя бы один раз была бы больше 7г- В действительности же эта вероятность будет больше V, начиная с 25 бросков. Разность полученных вероятностей будет: 0,509—0,496 = 0,013; 0,504—0,491=0,013. Отличие полученных вероятностей от Уг не превышает 0,009. В процессе игры эти небольшие различия в вероятностях обнаружить нельзя. Де Мере ошибся в теоретическом расчете. В чем состоит ошибка де Мере, видно из его письма к Паскалю.
«Если в одном случае есть один шанс из #о в единственной попытке и в другом случае один шанс из #ь тогда отношение соответствующих чисел есть #<>:#!. Таким образом, >ц : M>=«i: #1» [24].
Пользуясь этой пропорцией, де Мере нашел, что если п0—4, W0=6, #і=36, то /її=24.
Де Мере считал свою пропорцию точной. Эту же задачу впоследствии решал Муавр в своей книге «Учение о случае» (1716 г.); он приводит соответствующую формулу: п=1п 2-#=0,69#. По этой формуле для нашего случая получим п=0,69 *36=24,84»25. Эта формула для больших п дает хорошие результаты, но, конечно, она приближенная. Муавр применил ее к лондонской лотерее, где был один шанс из 32 получить выигрыш: п = 0,69-32 = = 22,08. А в действительности (37зг)22,134 > V2, а (3Уз2)22-'35 < 7«, т. е. п = 22,135.
Таким образом, мы видим, что де Мере обратился к Паскалю не с вопросом, возникшим из опыта азартных игр, а с чисто теоретическим вопросом. И конечно не вопросы де Мере положили начало теории вероятностей.