Ударный контакт и сварка взрывом
Сварка взрывом характеризуется использованием энергии взрыва и образующихся затем мощных газовых потоков для перемещения свариваемых деталей и создания в них пластических деформаций, приводящих к образованию соединения в твердой фазе (рис. 4.4). Основной энергоноситель - взрывчатое вещество (ВВ) - 3 наносится в виде слоя толщиной 5о и инициируется детонатором 4. Метаемая пластина 2 толщиной Ь под воздействием про
дуктов взрыва приобретает определенную скорость полета vo. Точка контакта свариваемых под углом у пластин передвигается по поверхности неподвижной пластины 1 толщиной 82 со скоростью VK, не превышающей скорости ад детонации ВВ. Предполагается что все точки метаемой пластины одновременно движутся нормально к ее поверхности; решающую роль играет давление и установочный угол а. Продукты горения ВВ оказывают давление на поверхность свариваемой детали и с большой скоростью «мечут» ее в сторону другой детали. При соударении поверхностей детали очищаются от оксидов, загрязнений и адсорбированных газов, а возникающие при этом деформации обеспечивают образование сварного соединения.
Рис. 4.4. Схема сварки взрывом |
Для сварки взрывом ВВ должны иметь скорость горения (детонации) не менее 1500...2000 м/с (так называемые бризантные ВВ). Так как ВВ обычно равномерно распределяется по поверхности свариваемой детали, то скорость сварки практически соответствует скорости детонационной волны.
Скорость соударения свариваемых элементов зависит от характеристик ВВ, конструкции и материала соединения. Эта скорость может быть рассчитана по формулам газодинамики и составляет для стальных пластин около 1500 м/с. Давление, возни-
3 5
кающее при этом между элементами, достигает 10 ... 10 МПа.
Благодаря высоким скоростям сварки даже при значительном повышении температуры контактирующих слоев металла, вызванном соударением и деформацией пластин, процессы диффузии не успевают развиться. Поэтому сварка взрывом перспективна для получения соединений разнородных материалов (сталь - медь, сталь - алюминий, алюминий - титан и т. д.) и применяется как заготовительная операция в прокатном производстве при получении биметалла.
С энергетической точки зрения сварка взрывом весьма выгодна, однако она применима лишь для ограниченного класса конструкций и типов соединений и, кроме того, ее осуществление требует специальных мероприятий по технике безопасности и организации рабочего места.