Психографика печатного рекламного текста
Геометрия рекламного текста
Восприятие читателем графического расположения текста имеет определенные закономерности.
Наиболее эффективно работает реклама «в обрез» (на всю страницу, включая поля). При невозможности использовать такое расположение
Можно заключить рекламу в рамку, которая объединит отдельные элементы рекламы, организует их в одно целое.
Рекомендуется учитывать следующее психологическое воздействие фигурного оформления текста.
1. Текст, помещенный в квадрат или круг (стабильная симметрия), ассоциируется с уверенностью, стабильностью.
2. Текст в эллипсе ассоциируется с творческим подходом и воспринимается потребителем лучше, чем текст в квадрате или круге.
3. Текст в перевернутом треугольнике рассматривается как призыв к действию.
4. Диагонали ассоциируются с движением, мощью и скоростью. Тем не менее, диагональное расположение текста усложняет восприятие и затрудняет чтение, поэтому так лучше располагать минимальный текст — название товара или слоган.
Диагональное расположение текста — наклоненная строка или лесенка — может быть воспринято по-разному. Например, диагональ от левого нижнего угла к правому верхнему, в зависимости от контекста и способа подачи, способна вызывать разные ощущения:
• движения и стремительности;
• небрежности и произвольности;
• решительности (возникают ассоциации с диагонатъю резолюции). Диагональ от левого верхнего угла к правому нижнему создает подобие расположения меню и ассоциируется с возможностью выбора.
5.Горизонтальное расположение текста обусловливает спокойное и уравновешенное восприятие текста, объект рекламы воспринимается как значительный, солидный, основательный.
6.Текст, расположенный по вертикали, выражает чувство превосходства, величия и силы, надежности и респектабельности. Для восприятия вертикальное расположение лучше, чем горизонтальное. При размере рекламы менее страницы следует использовать вертикальное расположение. Если реклама занимает четверть полосы, то, размещенная вертикально, она привлечет больше внимания, чем квадратная или горизонтальная реклама.
Шрифты
Комплект шрифта одного рисунка называется Гарнитурой шрифта (FONT).
В данной гарнитуре, включающей буквы (строчные и прописные), цифры, знаки препинания, шрифт может быть разного размера (кегля)1, начертания (прямой, курсивный и др.), насыщенности
1 Размер шрифта, включающий высоту буквы (очка) и заплечики (пространство над и под очком), измеряется в пунктах (1 пункт = 0,376 мм). Кегли имеют названия: бриллиант, нонпарель, петит, боргес, корпус и др.
(светлый, полужирный и др.), между буквами может быть разный интервал (кернинг).
Примеры шрифтов представлены в табл. 6.2
Таблица 6.2. Основные характеристики шрифтов
Характеристика шрифта Начертание Насыщенность Интервал |
Основные виды Прямой (обычный) Курсив (буквы с наклоном вправо, имитируют рукописное написание) Светлый (обычный) Полужирный (Bold) Обычный Разрядка (разреженный) Уплотненный |
Пример Реклама Реклама Реклама Реклама Реклама Реклама Реклама |
В рекламных текстах используются шрифтовые гарнитуры двух видов:
• рубленые — Sans Serif;
• с засечками — Serif.
Serif — это шрифт с засечками, Sans по-французски означает «без». Оба вида шрифтов обладают своими преимуществами и недостатками (табл. 6.3).
Таблица 6.3. Преимущества и недостатки шрифтов
Шрифт Рубленый(Sans Serif) С засечками (Serif) |
Преимущества Читабельнее, а значит, инфор- Мативнее Незаменим, если используется очень мелкий кегль Воспринимается как менее официальный? вызывает более неформальную эмоциональную реакцию Используется большинством книг, газет и журналов, поэтому Он близок и знаком читателю Помогает чтению, соединяя с помощью засечек буквы в слова. Он как бы «передвигает» глаз с одной буквы на другую |
Недостатки Хорош только для небольшого текста, в крупных объемах смотрится тяжеловесно При полужирном начертании и мелком кегле буквы могут сливаться При печати на принтерах с разрешением менее 600 точек на |
Окончание табл. 6.3
Шрифт |
Преимущества |
Недостатки |
Имеет смягченный, формальный и серьезный вид, ассоциируется с серьезной деловой информацией |
Дюйм (dpi), на некачественной или тексту-рированной бумаге может быть плохо различим из-за потери мелких штрихов |
Удобочитаемость
Удобочитаемость по отношению к восприятию шрифта предполагает предельно четкое представление слов. В рекламном сообщении шрифт должен облегчать процесс восприятия, так как в противном случае потребитель просто не станет дочитывать до конца.
К снижению удобочитаемости приводит следующее:
• текст, набранный только заглавными буквами, так как он читается медленно, буква за буквой, что быстро утомляет читателя;
• необычные витиеватые шрифты;
• наложение текста на изображение или пестрый фон;
• белый шрифт на черном фоне.
Однако анализ восприятия рекламы в журналах для потребителей показал, что ограничения по использованию светлого шрифта на темном фоне являются обязательными для газетной рекламы и рекламы в отраслевых специальных журналах. В журналах же, предназначенных для потребителя, использование «обратного» сочетания цветов не снижает читаемости ни заголовка, ни основного рекламного текста. То же правило относится и к использованию рубленых шрифтов.
Ассоциативно-образное восприятие шрифтов
Каждый шрифт имеет свой рисунок, который вызывает у потребителя те или иные ассоциации. Безусловно, шрифт должен соответствовать рекламируемому объекту и его восприятию целевой аудиторией: вряд ли стоит использовать один и тот же шрифт для рекламы салона красоты и автосервиса.
В табл. 6.4 приведены основные ассоциативные ряды, связанные с восприятием начертания шрифтов.
Существуют требования, предъявляемые к размеру шрифта в рекламе.
1. Для целевой аудитории 65 лет и старше кегль должен быть не меньше 14—18 пунктов.
Таблица 6.4. Восприятие шрифтов в рекламе
Особенности шрифта С вензелями или готический Сложного рисунка с округлыми контурами букв и контрастными штрихами Более простого рисунка с прямоугольным контуром букв С горизонтальными линиями букв С диагональными линиями букв Полужирный Светлый |
Ассоциативно-образное восприятие Формирует образ старины, утонченности, эстетической ценности, изящества и т. п. Подчеркивает легкость, изящество изделия, о котором идет речь в тексте Подходит для текстов, где рекламируются простота, прочность, надежность предмета Вызывает ощущение тяжести Побуждает к движению Вызывает ощущение тяжеловесности, массивности, надежности товара Подчеркивает изящество, точность товара |
Соотнесение с группой товаров Антиквариат, товары исторической и художественной ценности, ювелирные изделия, люстры, финансовая реклама (шрифт с вензелями, обычно используемый на денежных знаках, ассоциативно создает ощущение надежности и уверенности) Белье, одежда, посуда, ткани, косметика и т. п. Бытовая техника, моющие средства, мебель, каждодневные продукты питания и т. п. Недвижимость, банковские услуги, мебель, стройматериалы, окна и двери и т. п. Автомобили, услуги турфирм, спортивные товары, транспортные услуги и т. п. Стиральные машины, холодильники, электротехника, товары для мужчин и т. п. Парфюмерия, сладости, кофе, чай, ювелирные изделия, эксклюзивная одежда и т. п. |
2. Для целевой аудитории до 30 лет кегль может быть 10 пунктов.
3. Средний оптимальный размер для общей аудитории — 11— 12 пунктов (примерно 75% читателей считают 11 —12-й кегль наиболее удобным для чтения).
4.Для рекламного заголовка рекомендуется использовать кегль от 14 до 30 пунктов.
Использование шрифтов для выделения фрагментов текста
1. В Одном рекламном обращении рекомендуется использовать) не более 2—3 шрифтов. Это связано со следующим:
• большое количество шрифтов разрушает целостность реклам-j ного объявления;
• человек подсознательно не приемлет хаос, и информация, к гда она оформлена беспорядочно, вызывает неприятие;
• в рекламном тексте должна быть одна, максимум две главные i идеи. И визуально надо выделять только самое главное. Если по тексту будут выделены и второстепенные аргументы, они будет отвлекать внимание потребителя друг от друга, и в результате не запомнится ни один.
2. Некоторые рекламисты вообще останавливают свой выбор только на одном шрифте разного размера и начертания. В результате шрифт выполняет свои выделительные функции, не нарушая при этом единообразия оформления.
3. Курсивом, как правило, выделяются иностранные слова или особо важные фразы. Большой массив текста, набранный курсивом, читается хуже, чем набранный прямым шрифтом.
4. Не рекомендуется злоупотреблять выделением фрагментов с помощью полужирного шрифта: главной информации не может быть много.
Расположение частей в печатной рекламе
Просматривая печатную рекламу, потребитель задерживает свое внимание на одной рекламе только на 1 — 1,5 секунды. Для того чтобы зацепить его внимание, необходимо правильно выбрать размер шрифта, расстояние между буквами, строками, общее расположение текста на странице.
Считывание информации происходит следующим образом: глаз поднимается в верхний правый угол листа, опускается на середину, постепенно считывая информацию слева направо, пока не дойдет до конца. Исходя из психологии восприятия, части рекламного объявления необходимо располагать так, чтобы с иллюстрации он переходил на заголовок, в первую очередь на название и преимущества товара, потом вниз на рекламный текст и, наконец, на логотип или товарный знак. Логотип желательно располагать внизу в середине или внизу справа. Он должен быть достаточно крупным, чтобы его заметили.
Исследования показали, что лучше всего запоминаются начало и конец текста, первая и последняя фразы (эффект края). Так как европейцы читают слева направо, правая сторона запоминается лучше (там останавливается взгляд). Кроме того, верхняя часть страницы читается с большим вниманием.
Специалисты рекомендуют избегать строго геометрического расположения элементов, так как это усложняет восприятие, поэтому лучше размещать части рекламы немного асимметрично.
Рекомендации по графическому оформлению ОРТ
1. Необходимо использовать тот тип шрифта, который привычен для целевой группы.
2. Шрифт не должен быть меньше того, который использует печатное издание для своих нерекламных материалов, а лучше — больше, чтобы облегчить читателю чтение рекламы. Для ОРТ Оптимально подходят шрифты с засечками (типа Times) размером 10— 12 пунктов (в идеале — 11 — 12 пунктов). Рубленые шрифты лучше использовать для заголовков и выделения фрагментов текста.
3. Желательно, чтобы первый абзац содержал не больше 11 слов. Использование буквицы (первая буква в абзаце, большая по размеру или особо выделенная) улучшает восприятие на 13%.
4. Длина строки должна быть не более 45 знаков. Если строки длиннее, читателю придется тратить время и усилия на поиск начала следующей строки. При очень короткой строке разрывается мысль и читателю труднее уловить логические связи.
5.Если большой текст набран только одним шрифтом, читателю будет трудно его воспринимать: сплошной длинный текст, не разбитый на абзацы, без шрифтовых выделений и подзаголовков, отпугивает потенциального потребителя. Для облегчения восприятия длинного текста желательно следовать рекомендациям:
• делать абзацы короткими, в одну-две строки. Абзацы не должны выглядеть одинаковыми по величине, поэтому следует чередовать более длинные абзацы с короткими. Если рекламный текст разделен на несколько абзацев в одну-три строки, он читается лучше, чем текст без разбивки на абзацы;
• чтобы сконцентрировать внимание читателя на основной мысли рекламного текста, ключевые абзацы или слова можно выделить полужирным шрифтом, курсивом, шрифтом другого кегля, заключить их в рамки и т. д.;
• можно разместить в середине рекламного текста подзаголовок, который позволит легче уловить ход мысли;
• можно особо выделить какой-либо раздел рекламы (например, скидки, особые условия продажи);
• для разбиения текста стоит использовать маркеры (графические элементы в начале строки или абзаца: жирные точки (буллиты), галочки, звездочки и т. п.). Маркированную и организованную в список рекламную информацию легко прочесть, понять и запомнить. Маркеры делят рекламу на несколько
Легко и быстро читаемых фрагментов, и читателя не пугает большой и однородный массив текста. Примерно такую же функцию выполняют и разнообразные стрелки, пометки на полях и т. д. Например:
Молоко «Био-макс» содержит полный комплекс витаминов (А, Д, Е, В1, В2, В6, В12, РР, В5, биотин, фолиевую кислоту), а также йод и железо, которые помогут сохранить и укрепить здоровье всей Вашей семьи! Максимально полезно! Польза витаминов:
Нормализуют обмен веществ (А, В1, РР, В5, В6, С, Д, В2); способствуют росту и развитию организма (А, Д, В2); укрепляют иммунитет (А, С, йод);
Укрепляют нервную систему (Е, В1, В5, В6, В12, биотин, В2); благоприятно влияют на работу сердечно-сосудистой системы (В1, РР);
Регулируют кроветворение (фолиевая кислота, В12, В6, железо, В2);
Нормализируют работу печени (РР, В12, Е); способствуют формированию костной ткани (С, Д); способствуют улучшению зрения (А, В2).
6. Заголовок не должен заканчиваться точкой. В три раза лучше запоминаются заголовки рекламных текстов, содержащие менее шести слов.
7. Потребитель, рассматривая рекламу, способен разом удерживать в поле зрения не более 5—6 логически взаимосвязанных слов. Если необходимо включить в рекламный текст не связанные между собой факты, лучше выстроить их в последовательности.