Свое дело дома и в мастерской. От хобби и ремесла к доходному бизнесу
Изделия из кости и рога
Почти во всех краеведческих музеях страны можно найти образцы изделий га кости и рога домашнего скота, выполненные еще в XVI-XVTI и более поздних века. Портсигары, декоративные гребни, игрушки, мелкие скульптурки, свистульки до сих пор находят при раскопках городищ.
Раньше этим занимались только отдельные ремесленники, и работа относилась к народным промыслам. Позднее рог и косгь стали употреблять для создания художественных изделий на многочисленны* предприятиях художественной промышленности.
В последнее время, когда в нашей жизни натуральное сырье постепенно вытесняется искусственным, особенно стали цениться изделия из настоящего дерева, кожи, кости. Особенно высоко ценятся работы индивидуальные, выполненные мастерами вручную с характерными только для данного мастера особенностями.
Сырье для изготовления изделий из кости и рога является отходами мясной промышленности и зачастую его можно приобрести почти без затрат. Вместе с тем, возможно изготовление очень многих изделий: шкатулок, гребней, пуговиц, брелоков, стаканов, ножей для бумаги, пряжек, трубок для курения, мундштуков, табакерок, статуэток, украшений и т. п.
Материал для художественной обработки должен подбираться тщательнейшим образом, т. к. все виды кости и рога подвержены разрушению и деформации - растрескиванию, расслаиванию, короблению. Влажность и температура очень влияют на сохранность и качество.
Кости и рога разных животных предварительно обязательно обрабатываются. Если попадется рог с закрытым каналом, основание его спиливают и легким постукиванием о деревяшку удаляют Hcpoi овую часть. Простую животную кость обязательно надо обезжирить. Для этого, удалив остатки мяса, хрящей, костного жира, кость вываривают в котле в течение 2-3 часов в растворе кальцинированной соды (7-12 г на I л воды). Проваренная кость промывается теплой и холодной водой, а затем просушивается на решетках. Кость должна сушиться по-
Степенно, без резкого изменения температуры, без воздействия холодных или горячих струн воздуха. Оптимальные условия хранения: температура воздуха - 415-20Т, относительная влажность - 50-60%.
Затем материал подвергается предварительной обработке, в которую включается распиловка, шлифование, отбеливание, склеивание, полирование и некоторые другие виды работы.
Распиловка заключается в правильном раскрое сырья на отдельные части без трещин и других дефектов. Ее можно производить вручную лучковой пилой, предварительно зажав кость в тисках, сделав метку на месте распила трехгранным напильником. В условиях большого производства это делается на круглопильном панке (за 8 часов распиливается до 80 кг кости).
IЦднфовапае необходимо для выравнивания поверхности изделия и снятия царапин шлифовальной шкуркой с различной величиной зерна вручную и механически. Циклей выполняется выравнивание плоскости, совсем мелкие царапины снимают на шлифовальном станке пемзой, разведенной до густоты сметаны.
Отбс.'Швиние производится для устранения различных дефектов: желтизны. пятен и др. При изготовлении изделий из рога отбеливание считается излишним. Изделия из животной кости подвергаются отбеливанию для более полног о обезжиривания. Используется 2-3%-ный водный раствор каустической соды, который вместе с изделием доводится до кипения и затем в течение 20-30 минут выдерживается при 1емпе - ратуре +70-80°С. Можно отбеливать известью, для чего кость закладывают в емкость, пересыпая слоями извести (толщиной 5 см), выдерживают 12-36 часов. Также отбеливать можно 30%-ным раствором перекиси водорода (пергидролем), который вместе с опушенной в него костыо доводи гея до кипения. Процесс продолжается в остывающем растворе еще 5-20 минут. После отбеливания изделия тщательно промывают теплой водой и сушат на деревянных, лотках при комнатной температуре.
Склеивание используется при оклеивании бытовых предметов костью, при сборке отдельных частей изделия. Наилучшие результаты при склеивании кости дают рыбий клей, БФ-2, БФ-4, ПВА.
Полирование применяется для окончательной отделки изделия для придания поверхности изделия блеска. Полирование производится вручную раствором мела с водой в течение 25 минут с помощью волосяной щетки. В промышленных условиях полирование изделий производится на специальном мягком хлопчалобумажном круге с примепетгем меловой мастики в течение 3-5 минут. Хорошо поддается полированию (пастой ГОИ) коровий рог, который принимает ровный, «стеклянный» блеск. Отполированное изделие промывают под струей холодной воды.
Окрашивать можно все сорта кости, предварительно обезжирив их спиртом или пергидролем. Все вилы крашения, кроме глубинного, производятся после полирования.
Тонировку можно производить с помощью графита, втирая порошок марлевым тампоном в изделие (подходит только для резных изделий). Со всех выпуклых мест изделия порошок удаляется. Тонировать кость можно акварельными красками, для чего ее опускают на 3-5 минут в насыщенный раствор краски.
Поверхностное окрашивание можно производить с помощью естественных, природных красителей, для чего обезжиренную кость опускают на непродолжительное время в крепкий настой красителя (чай, луковая шелуха и т. д.). Для окрашивания косги пригодны анилиновые красители (для шерсти). Изделия после окрашивания промываются холодной проточной водой, а затем сушатся при комнатной температуре. Недостатком основных красителей является подверженность их выгоранию.
Глубинное окрашивание предусматривает предварительное обезжиривание кости кальцинированной содой (на 2-3 л воды 30 г соды) в эмалированной посуде. Раствор с костью доводят до кипения и держат на огне 5-7 ч. Затем кость промывают теплой водой и сушат на открытых деревянных лотках. Обезжиренные пластины связывают проволокой небольшими партиями и опускают в готовый красяший раствор. Конец проволоки зацепляют за край емкости. Используются химические реагенты: раствор медного купороса с аммиаком, хромпик, хлористый кобальт и др.
Для больших обьемов производства необходимо приобрести круглопильный станок с рахчичными режущими дисками, обдирочный (оииловочный) станок для выполнения черновой обработки заготовок кости, шлифовальный, сверлильный, токарный, фрезерно-копировальный станки, для работы с рогом понадобятся муфельная печь, пресс и некоторая другая оснастка.
Для художественной обработки кости и выполнения некоторых вспомогательных операций потребуется бормашина (медицинская), механический лобзик для ажурного выпиливания и контуров изделий, для придания изделию окончательного блеска - полировальный станок.
Специальный инструмент для резьбы по кости и рогу не выпускается. Для этой цели используют в основном инструмент по дереву и металлу. Специфический инструмент, применяемый только при обработке косги, рога и китового уса, изготовляется самими резчиками.
Нож с широким лезвием, стамески - одни из самых необходимых инструментов для резьбы по кости и рогу.
Терпуг - тяжелый напильник с крупной односторонней
Насечкой чуба (рис. 1) понадобится при обдирке заготовки. Нго устанавливают в наклонном положении, зубцами вверх. Стружка снимается с заготовки движением кости вниз-вверх вдоль инструмента.
Рис. 1 |
Режущим моментом является движение вниз.
Втиралышк (рис. 2) применяется при ажурных работах (на проем). Втиральники разной конфигурации изготовляют вручную из инструментальной стали, насечка зуба делается в одну сторону в отличие от напильника.
V |
Долик (рис. 3) разновидност ь втиральника с очень малым диаметром режущей части и нарезкой на одной стороне инструмента. Используется для тончайшей ажурной резьбы
Рис. 2 рис. |
Клепнки применяют в гравировке, при резьбе рельефов. Режущая часть выполняется из инструментальной стали. Размер и конфигурация режущей части зависят от характера резьбы и масштаба рисунка. Гравировку выполняют самым кончиком клепика, держа инструмент почти вертикально.
Цикли (гладильщики) применяют в процессе отделочных работ больших плоскостей для выравнивания, заглаживания мелких неровностей и заусенцев. При работе с коровьим рогом для этой цели используют шабер.
Тесло (топорик небольшого размера) применяется для грубой обработки бивней и крупных кусков кости. Им снимаюг поверхностный слой эмали, поврежденной мелкими трещинами, и выравнивают волнистую поверхность кости. Тесло состоит из металлической части железки (чаще всего изготовленной из лезвия рубанка), насаженной на чуть изогнутую деревянную рукоять. Режущая часть тесла устанавливается под углом 60е к рукояти. Она имеет одностороннюю внутреннюю заточку. Угол заточки лезвия 45е. Длина железки 200 мм, ширина от 20 до 40 мм.
Понадобятся также круглогубцы, кусачки, ножницы и плоскогубцы, линейка, угольник, малка и ерунок, циркуль-разметчик, рейсмус, рашпили и напильники для шлифовально-обдирочных работ, штихели для гравировальных работ, метчики и плашки, молотки столярный и маленький, а также некоторые инструменты, необходимые для работы станков.
28
Применяя для декорирования способы ажурной, рельефной и объемной резьбы можно изготавливать очень красивые бытовые предметы, сувениры, украшения.
Ажурная резьба. По нанесенному простым карандашом рисунку с помощью лобзика и бормашины выполняется ажур, надфилями и втиральниками зачищаются неровности после выпиливания. Затем ажурные изделия шлифуют шкуркой, закрепленной в шкуркодержа- теле бормашины, и пемзой на шлифовальном круге. Изделия промывают под струей холодной воды. Полируется изделие тряпичным кругом или тампоном с мелом и добавкой малого количества спирта (для обезжиривания). Ажурный рисунок может быть оттенен цветной н черно-серой тонировкой.
Рельефная резьба заключается в срезании с заготовки лишнего материала до полного выявления рисунка. Кость шлифуется, наносится карандашом рисунок. Крупный рисунок выполняется крупным резцом, тонкий рельеф с большим количеством мелких деталей - мелким режущим инструментом (набором небольших и малых клепн - ков). Для выравнивания прямых линий используют штихели. Готовый рельеф шлифуют специальными шкурками. После этой операции остатки мела снимают на чистом тряпичном или щеточном круге. Оригинально выглядят изделия, тонированные графитом.
Объемная резьба предназначена в основном для изготовления скульптурных миниатюр. Используется для этих целей блок кости, который распиливается круглопильным станком. Наносится конту р рисунка, затем все лишнее опиливается. Резьба объема ведется бормашиной с помощью фрез, шарошки. Шарошкой намечают основные направления движения форм, выделяют составные детали объема (вырезаются форма головы, крупные детали одежды), ею или фрезами производится округленно объема. Изделие шлифуют в два-трн приема шлифовальной шкуркой с помощью шкуркодержа геля и пем- ‘ той на шлифовальном круге. Мелкая доводка резьбы производится клепиком вручную. Изделие полируют мелом и расписывают, нанося узор на поверхность.
Художественно выполненные различные изделия из кости и рога ценятся пчень высоко. Цены на брелоки, выполненные со знаками Зодиака, размером 15x40x30 мм в магазине начинаются от 400 рублей, на скульптурные миниагюры - от 1500 рублей.
Небольшие подвески (у крашения) из кости лося и рога стоят от 250 рублей, такая же подвеска из бивня мамонта стоит уже от 2000 рублей, небольшие ажур
ные вазочки из бнвия мамонта оцениваются от 3000 тыс. рублей. Есть и еще более дорогие изделия - до миллиона рублей и больше.
Рекомендации. Начните с изготовления простейших изделий, не требующих дорогостоящих станков, и которые можно изготавливать вручную. Ввиду небольших размеров заготовок можно использовать у ни нереальные станки, которые позволяют при перепаладке выполнять различные операции. Необходимо подобрать и изучить специальную литературу, ее вы сможете найти в любой библиотеке.
Дня изготовления изделий можно использовать рог оленя, который в неограниченном количестве имеется в северных районах России.
Сбыт организуйте через торговые точкн на рынках, соответствующие отделы магазинов. Особенно привлекательно выполнение изделий на заказ. Систематически рекламируйте свои изделия в местных СМИ.
Начальные затраты: от 7 тыс. рублей.
Месячный доход: 5-30 тыс. рублей.