Свое дело дома и в мастерской. От хобби и ремесла к доходному бизнесу

Художественная обработка древесины

Художественная обработка древесиныДерево - один из самых распространенных строительных и поделоч­ных материалов, применяемых человеком на протяжешш многих веков. Из дерева делались орудия труда, телеги, сани, лодки, возводились дома, изготавливались предметы мебели, игрушки, музыкальные инструмен­ты, сувениры и т. д. Отделанные ажурной резьбой, росписью, выжига­нием, мозаикой изделия из дерева становились настоящими произведе­ниями прикладного искусства. До сих пор всех изумляет своей красотой и самобытностью древнее русское по­селение Кижи, по-прежнему во всем мире славится хохломская роспись.

И в настоящее время достаточно высоко ценятся изделия из нату­ральной древесины, особенно ручной работы. Пользуются спросом не только простые изделия: разделочные доски, чаши, солонки, та­релки, ложки, браслеты, но и более сложные и крупные: игрушки, матрешки, кувшины и вазы, шахматы, точеные стойки перил, жур­нальные столики, шкафчики и т. п.

Оборудование мастерской не представляет большой сложности. В мастерской должны быть столярный верстак для подготовки матсри-

Ала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента. В качестве верстака можно приспособить обычный обеденный стол, к крышке которого с помощью металлических струб­цин крепится доска из бука, дуба, березы (шириной 300 мм, толщиной 50 мм). Доска должна быть I ладко отстругана и покры га олифой. Та­кой верстак оборудуют тисками, упорами для пиления и строгания и другими приспособлениями.

В комплекте резчика должны быть следующие основные инстру­менты: 3 резака разной ширины, 6 прямых стамесок с шириной 3-30 мм (используют для зачистки фона), 5-6 отлогих стамесок, около 20 средних и крутых стамесок, 2 прямые стамески-клюкарзы шириной 5 и 10 мм,

2 стамески-уголки, 2 царазика, 3 косячка разной ширины, 2 ножа длиной полотна 80 и 150 мм. Причем более удобными являются ручки (черенки) стамесок, имеющие в сечении овальную или овально-граненую форму. Длина ручек стамесок должна быть 105-130 мм, диаметр 22-28 мм.

Художественная обработка древесиныРезаки применяются широкие и узкие. Лезвие у резака скошено не только по краю, но и по плоскостям по на­правлению к режущей кромке. Фаски имеют­ся с обеих сторон полотна. Полотно широко­го резака имеет ширину примерно 2 см, узко­го резака - 7 мм.

Стамески применяются в основном при ре­льефной резьбе, могуг быть прямыми и полу­круглыми. Полукруглые стамески бывают от - иогие, средние и крутые. Форму полукруглой стамески определяют радиусом изгиба полот­на, а размер - шириной его.

Циразиш (рис. 1) необходимы для выбор­ки узких полукруглых выемок, выполнения прожилок и обработки перехода фона в край орнамента, а также для разных мелких работ.

По своей форме они похожи на узкие полу­круглые стамески с большой глубиной изгиба.

Стамески-уголки (рис. 2) с лезвием в виде угла служат для прорезания линий и жилок.

Размеры уголков по ширине захвата разно­образны. Угол, образуемый резко перегну­тым по всей длине полотном, равен примерно 50-70® Ширина каждой стороны 5-15 мм.

Клюкарзы (рис. 3) - это стамески с очень коротким полотном и длинной, изогнутой

Около полотна шейкой, используются для выполнения глубокой ба­рельефной резьбы, доя выборки фона.

Ножи широкие и узкие (типа кинжалов) применяются доя выпол­нения прорезной резьбы.

Для мозаичных работ требуется нож (иди скальпель), которым вы­резается узор. В распоряжении резчика должны быть: циркуль-резак для вырезания круглых деталей, пила доя разрезания фанеры, приспо­собление доя выпиливания лобзиком, дрель для сверления небольших отверстий и рейсмус, которым наносят продольные линии и режут фа­неру, доя чего в ножки рейсмуса вставляют иглы или плоские ножи.

Набор инструментов доя выполнения объемной скульптуры со­стоит из полукруглых стамесок (7-8 шт.) шириной от 1,5 до 4.0 см и специального ножа (богородского) для отделки.

Кроме осниьныА режущи* инструментов, резчик должен иметь и вспомогательные: разметочные инструменты (рулетка, складной метр, металлическая линейка, угольники, циркули, рейсмусы, угломеры чер­тилка, карандаш), инструмент доя сверления (коловорот, бурав и бу­равчик, сверла перовое, винтовое, центровое) и выпиливаНия (ручные пипы различного назначения, размеров и форм полотна, ножовки, лоб­зики, ножи разных форм). Резчику могут понадобиться столярные ин­струменты при подготовке деталей под резьбу: рубанок, шерхебель (рубанок с закругленным лезвием) доя грубого строгания и фуганок (отличается длиной колодки) для чистовой отделки, цикля, шлифтик, зензубель, киянки, калевка и др. Также понадобятся напильники с крупной и мелкой насечкой и шлифовальные шкурки, молотки, клещи, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, шилья, отвертки, кернер.

Из всех видов изделий надо выбрать те, которые вы можете доста­точно быстро изготовлять и выгодно продавать, и под эти изделия выбрать соответствующу ю резьбу, технологию вытачивания. Ь от­дельных случаях следует комбинировать резьбу и выгачивапие. Ос­войте технологии обработки поверхности дерева: шлифовку и поли­ровку, покрытие лаками и красками, художественную роспись.

Для художественных изделий необходима качественная, здоровая древесина. Но и из менее качественной и даже древесины с дефектами можно изготовить интересные вещи.

Для каждого вида изделия подбирается определенная древесина по цвету, по твердости и другим характеристикам. Из мягких пород (липы, ольхи) лучше вырезать небольшие предметы, т. к. мягкое дере­во легче поддается резанию. Из более твердого дерева (лиственницы, березы, бука, дуба, вяза, клена, рябины, ясеня, грецкого ореха, ябло­ни) с красивой текстурой получаются изящные точеные изделия с

32

Гладкой поверхностью. К очень твердым породам относятся акания белая, карельская берега, граб, кизил, самшит.

Не менее важен для изделий цвет древесины. Древесина граба, бе - речы, рябины, дуба, липы, осины, можжевельника, каштана, тополя, яблони, груши обладает матовым блеском. У ореха, сибирского кедра цвет серебристый, древесина черешни имеет золотистый оттенок. Древесина ивы, яссни, клена, вяза, черемухи, платана обладает мерца­ющим, шелковистым блеском, а у древесикы березы можно встретить блеск с муаровыми переливами.

Для обработки также важна плотность древесииы. Древесина вы­сокой плотности (самшит, акация, граб, кизил, саксаул) легко обра­батывается, хорошо лакируется и полируется. Средней плотностью обладают лиственница, береза, вяз, бук, груша, яблоня, ясень, дуб, клен, і реакції орел, платап, рябина. Сосна, ель, пихта, келр, можже­вельник, тополь, липа, ива, осина, ольха относятся к древесине с ма - юй плотностью и, следовательно, она труднее поддается обработке.

Заготавливать качественную древесину для поделочных работ можпо с октября по январь, в ней в то время меньше влаги. Портить растущие деревья не надо, всегда можно найти необходимый матерп - .1.1 на местах лесной расчистки, санитарной рубки леса, на лесосеках, где много поваленных свежих деревьев, а также в городских парках, скверах, на садовых участках во время осенне-весенней обрезки дере­вьев и кустарников. Древесину очищают от коры, доски и бруски тщательно высушивают на воздухе в штабелях.

Заготовленную древесину распиливают пилами (ножовкой), строгают ручным рубанком для устранения на поверхностях заготов­ки неровностей, шероховатостей, дефектов и придания необходимой фирмы. С помощью коловорота, дрели ил и сверл ильного станка выс­верливаются различные отверстия. С помощью долот п сіамесок дс - і;іются углубления. Стамесками вырашжваюг и окончательно подчн - . щают отверстия. Окончательно доводят и зачищают деревянные по­верхности циклями, шлифовальными шкурками, напильниками.

Перед отделкой древесину обессмоливают (растворы готовятся в разных сочетаниях из таких компонентов, как ацетон, поташ, эти­ловый спирт, кальцинированная сода, мыло и др.), при необходимо­сти отбеливают, используя хлорную извеоь, щавелевую кислоту, перекись водорода, перекись титана. Для обесцвечивания исполь­зуют также лимонную или уксусную кислоту, разбавленную водой (50 г кислоты на 1 л воды).

Древесина хорошо окрашивается красителями, применяющимися для хлопчатобумажных тканей, а также природными (в виде отваров

І С вое дело дона. ..

Из растений, коры деревьев, древесных опилок и т. д.), которые можно приготовить самостоятельно и домашних условиях. Существует целый ряд способов (прямой поверхностный, протраинын, проявляемый).

В качестве прозрачной отделки древесины применяются лакирова­ние, полирование и вощение.

Для лакирования (прозрачной отделки древесины) применяют мебельные нитролаки 11Ц-218, НЦ-221, НЦ-222. НЦ-223. НЦ-228. Они светлые, дают ровную, гладкую, прочную глянцевую пленку, наносятся кистью, краскораспылителем и наливом. Матовую плен­ку дают нитролаки НЦ-49. НЦ-214М. НЦ-243. Хорошим блеском отличаются полиуретановые лаки УР-2112М, УР-271, УР-2104М, УР-2124М, влагостойкостью лак УР-277М с растворителем РЛ-277. ! Однородную глянцевую прозрачную пленку дают светлые лаки ГФ-166 (глифталевый) и ПФ-283 (пенгафталевый), наносятся кис - ] тыо или краскораспылителем.

Полирование осуществляется нанесением специальных полиро­вочных паст и жидкостей на лакокрасочные покрытия и наведением зеркального блеска. Из полировочных паст рекомендуется паста № 290 смесь окиси алюминия и связующего (касторового или вазе - ] линового масла). Неровности, возникающие после нанесения лаково - 1 го слоя, хорошо устраняются шлифовальной пастой № 289. Затем по­крытие также можно отполировать пастой № 290.

Вощение - один из самых легких способов прозрачной отделки деревянных изделий, при этом поверхность приобретает матовый ( блеск, текстура древесины становится контрастнее. Для вощения применяют восковые ваксы (пасты). Лучшими считаются ваксы на ] основе пчелиного воска. Небольшими дозами, помешивая, вливают горячий воск (60%), предварительно распущенный на слабом огне, I в горячий скипидар (40%), разогретый на водяной бане. После ох­лаждения вакса готова.

Можно также производить непрозрачную отделку древесины (шлифование поверхности, обессмоливание, местное шпатлевание, грунтование, шпатлевание и окраска). Специальная отделка создает - ся различными защитными декоративными лакокрасочными покры­тиями («молотковые», «шагрень», «муаровые»). Можно придать по - , верхностн древесины н вид металла. Для металлизации пригодны липа, дуб, клен, ясень и другие лиственные породы, нс выделяющие смолистых веществ. Металлизацию (распыление по поверхности алю­миния, цинка, меди) производят специальным аппаратом ЭМ-ЗА.

С помощью художественного выпиливания, выжигания, точения, различных видов резьбы можно изготавливать великолепные изделия.

Художественное выпиливание производится с помощью металли­ческого или деревянного лобзика. На подготовленную (зачищенную) поверхность фанеры (строганой дощечки) через копировальную бумагу мягким карандашом переводят рисунок. Места, подлежащие выпилива­нию, заштриховывают. Выпиленные детали зачищают сначала ножом, стамеской, напильником и окончательно - шкуркой. После шлифовки детали можно отделать морилкой, покрыть лаком или отполировать.

Выжигание рисунка, орнамента на деревянной поверхности произ­водная раскаленными них ромовыми иглами (штифтами) специальны­ми приборами. Рису нок переводят на декорируемую поверхность так же, как и при выпиливании. После завершения работы поверхность можно отделать морилкой, покрыть лаком или раскрасить красками.

Точение в домашних условиях выполняют с помощью настольно­го деревообрабатывающего станка и ручных резцов (полукруглой стамеской и резцом-косяком). Для точеных изделий лучше брать дре­весину лиственных мягких пород (липу, ольху).

Резьба по дереву может быть плоскорельефной, рельефной, геометри­ческой, контурной, прорезная, накладная, объемная. Резные работы мож­но выполнять на древесине практически всех пород. Выбор дерева для резьбы зависит от назначения, віща и формы изделия. Легко поддается обработке древесина ольхи, липы, березы. Применяются в любом виде резьбы серебристая древесина осины, ива. рябіша, груша, клен, грецкий орех, каштан и т. п. Основным инструментом для резьбы являются стамес­ки различной формы: плоские, полукруглые, юпокарзы, уголки, церазики. косяки. Резьбу выполняют по разработанному рисунку, который через ко­пирку переводят на подготовленную поверхность заготовки или изделия.

Художественная обработка древесиныИспользуя плоскорельефную резьбу, можно выполнять довольно сложные растительные мотивы и сюжетные композиции.

Рельефная резьба выполняется но четкому рисунку, нанесенному с кальки. С помощью жидко разведенного лака (нитроцеллюлозного, масляного, спиртового) резьбу можно сделать матовой, а также можно тонировать морилками, протравами или водным раствором марганцов­ки. можно полировать.

Геометрическая резьба самая простая дня освоения. Основу ее составляют двух-трехгран - ные выемки, с помощью которых можно выпол­нить узоры в виде бус, сот, шишек, чешуек, а применяя углубления, - в виде цепочек, змеек, звездочек, крестиков и аналогичных.

Контурная резьба напоминает гравирование. Резьбу контурной липни выполняют ножом-косячком, крутые, краевые линии, завитки, небольшие окружности лучше вырезать полукруглыми стамесками.

I (рорезная (ажурная) резьба выполняется путем сквозного выпилива­ния или высверливания фона, Рисунок переводится на деревянную зало- товку. Участки, которые должны быть удалены, штрихуются, на них с помощью стамески или сверла делаются отверстия. Заштрихованные мелкие участки выпиливаются лобзиком, крупные ныкружнон пилой. Украшают ттой резьбой мебель, карнизы, ставни, наличники окон.

Художественная обработка древесиныПри накладной резьбе вырезанное изображение накладывают на гладкую поверхность.

В технике объемной резьбы выполняются деко­ративные детали построек, скульптура, бытовая утварь. С помощью полукруглых стамесок и ножа наносят орнаментальные порезки, воспроизводя­щие рисунок одежды человека, шкуры животного, прожилок листьев, фактуры травы и т. д. Поверх­ность скульптуры можно шлифовать мелкозерни­стой шкуркой, лакировать, раскрашивать.

Таким образом, применяя различные способы обработки и художественные приемы, вы сможе­те изготавливать от простейших досок для разде­лывания и нарезки продуктов, до настоящих художественных изде­лий резных шкатулок, журнальных столиков, скульпту р.

Даже начав с изготовления разных по форме разделочных досок, лопаток, можно заработать не менее 1000 рублей за неделю. Разде­лочные доски для рыбы можно делать в форме рыбы {цена на такие изделия - от 70 рублей), для мяса - в форме поросенка, для овощей

Художественная обработка древесиныВ форме сковородки и т. д.

Спросом пользуются деревянные хлебни­цы, причем выполненная искусным масте­ром хлебница может быть продана за хоро­шие деньги в магазине. Просто отшлифо­ванные срезы стволов яблони, рябины, гру­ши и особенно можжевельника толщиной до 20-25 мм прекрасно раскупаются по 100 руб­лей н качестве подставок под горячее.

Стабильным спросом пользуются ска­мейки и столики для дач. изготовленные из делового горбыля (дешевого пиломатериала). Цены на скамейки мо­гут быть около 1500-4000 тыс. рублен, а украшенная резьбой скамей-

36

Ка из более ценных пород дерева оценивается уже в 12 тыс. рублей (в Москве). За сезон можно изготовить до 20 таких скамеек.

Рекомендации. Для поделочных работ лучше использовать матери­ал, выдержанный в течение многих лет. его можно наши на местах сноса старых домов (старая мебель, балочные перекрытия, дверные коробки, оконные проемы, доски пола и т. д.). Начните с простейших изделий разделочных досок, лопаток, фигурных полочек, хлебниц и т. д.

Желательно посетить соответствующие выставки, художествен­ные салоны и посмотреть там образцы аналогичных изделий. Под­смотреть нужный ассортимент и технические решения можно и в ма­газинах, продающих такие изделия, а также в художественных шко­лах. Понадобится и специальная литература по ремеслам.

Вам не обязательно самому выполнять все элементы работы, осо­бенно те, которые плохо получаются Млжпо ия ия. цигк кооперацию и такие работы поручать специалистам, например, роспись досок или ваз производить по договору с художественной школой.

Создавайте каталог фотографий своих изделий (портфолио) и си­стематически рекламируйте их.

Начальные затраты: от 5 тыс. рублей.

Месячный доход: 5-25 тыс. рублей.

Свое дело дома и в мастерской. От хобби и ремесла к доходному бизнесу

Искусственные цветы

Казалось бы, зачем нужны искусственные цветы при таком изобилии в любое время года живых? Но, тем не менее, их изготавливают и успеш­но продают. Приобретают такие цветы для украшения интерьера дома, …

Изделия из оргстекла

Слово «оргстекло» используют при упоминании листового поли - метилметакрилата отечественного производства. Нередко применя­ют понятие «акрил», за которым таится про­дукт радикальной полимеризации метилме - такрилата зарубежного производства. По сути, это одно …

Клумба на бумаге

С приходом весны у горожан начинается дачный сезон. Приобре­таются семена разных растений, готовятся грядки, идет посадка. По­садить все надо вовремя, а как это сделать, когда в неделю выдается только два …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.