Сварочные работы: современное оборудование н технология работ
Технология производства сварки чугуна
Чугуны — это железоуглеродистые сплавы, в которых присутствуют следующие примеси (%): углерода — 2,0-4,0, марганца — 0,5-1,6, кремния — 0,5-4, серы— 0,02-0,2 и фосфора — 0,02-0,2. Специальные чугуны имеют также легирующие примеси: никель, хром, медь, титан и алюминий.
Углерод в чугуне может находиться в виде карбида Fe3C. Такой чугун, называемый белым, обладает повышенной твердостью и плохо поддается механической обработке. В сером чугуне углерод находится в свободном состоянии в виде прослоек графита и только частично может быть вторичных карбидов.
Кремний способствует графи^изации чугуна и увеличению размеров графитовых включений.
Марганец при содержании в чугуне до 0,7% слабо способствует графитизации, а при содержании свыше 1% препятствует распаду карбида железа.
Сера является вредной примесью: повышает густотекучесть чугуна, ухудшает литейные качества и дает соединение Fe3S, способствующее образованию трещин при сварке. Сера препятствует распаду карбида железа и выделению свободного углерода.
Фосфор является слабым графитизатором: улучшает литейные качества чугуна, повышая жидкотекучесть.
Из легирующих примесей сильным графитизатором является алюминий. Выделению графита способствуют также никель, кобальт, медь, титан.
Хром, ванадий и молибден, препятствуя распаду карбида железа, действуют как размельчйтели зерна.
Широкое применение получают модифицированные и высокопрочные чугуны, имеющие ферритную или перлитную основу или их сочетание. Эти чугуны обладают высокими меха* ническими свойствами и применяются при изготовлении ответственных деталей машин.
Их высокие механические свойства обусловлены тем, что вместо вытянутых пластинок и прожилок графита, нарушающих целостность металлической основы, графит в высокопрочном, чу - гуне имеет глобулярную форму, обеспечивающую наибольшую однородность металлической основы. Трудности сварки ч угу но в обусловлены их физико-механическими свойствами:
1. Быстрое охлаждение жидкого металла в зоне сварки, а также выгорание кремния из расплава шва способствуют местному «отбеливанию» металла шва и околошовной зоны, т. е. переходу графита в химическое соединение с железом — цементит, который трудно поддается механической обработке.
2. Отсутствие периода пластического состояния и высокая хрупкость приводят, вследствие неравномерного нагрева и охлаждения, а также неравномерной усадки металла, к появлению больших внутренних напряжений й трещин как в самом сварном шве, так и в околошовной зоне.
3. Низкая температура плавлений, непосредственный пере* ход чугуна из твердой фазы в жидкую и наоборот затрудняют выход газов из металла шва, и шов получается пористым.
4. Высокая жидкотекучесть чугуна не позволяет производить сварку не только в вертикальном, но и в наклонном положении шва.