СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Цистерны
Так как давление р от веса жидкости, как правило, очень мало, то определение толщины стенок на основании формулы (21.5) приводит к очень малому значению s. Цистерны с такими стенками не обладают достаточной жесткостью, поэтому расчетные давления определяют согласно специальным техническим указаниям.
Конструктивные формы цистерн и типы сварных соединений выбирают в зависимости от условий работы. Так, для хранения
нелетучих жидкостей (вода, масло, мазут) используют цистерны с неотбортованными днищами; их приваривают к обечайке угловыми швами. Сварные соединения листовых элементов обечайки нахлесточные. При этом днища делают коническими или даже плоскими. Плоские днища просты для изготовления, но при нагружениях возникают значительные напряжения от изгиба и возможно возникновение пластических деформаций. Для исключения пластических деформаций используют днища с отбортовкой, как это видно на рис. 21.6, где приведен пример горизонтальной стационарной цистерны из стали СтЗ объемом 75 м3. Цилиндрическая часть имеет продольные стыковые швы, расположенные вразбежку, и кольцевые нахлесточные соединения с угловыми швами. Толщина стенок цилиндрической части и днища s = 4 мм. Днища сварены из нескольких листов стыковыми соединениями и имеют эллиптическую форму. Сопряжения цилиндра с днищем плавные.
В цистернах, предназначенных для транспортирования жидких продуктов, при движении возникают удары жидкости в днище, равносильные возникновению избыточного внутреннего давления. Поэтому все соединения транспортных цистерн выполняют стыковыми, как в сосудах, работающих под внутренним давлением, в том числе и соединение кромки отбортованного днища с цилиндрической обечайкой.