Сварка при производстве электромонтажных работ
Сварка шин из сплава АД31Т1
Из сплава марки АД31Т1 изготовляются шины тех же сечений и конфигурации, что и из алюминия. Преимущества использования таких шин в электроустановках отмечались в главе второй (см. § 2-3). Подготовка кромок, техника сварки и используемые оснастка и оборудование не отличаются от уже указанных для алюминиевых шин. Однако надо считаться с некоторыми особенностями сварки, в частности с возможностью образования продольных трещин в шве из-за выгорания (окисления) 1 содержащихся в сплаве легирующих примесей., происходящего при большой сварочной ванне. По этой причине нельзя применять сварку угольными, обмазанными металлическими электродами и газовую сварку; единственно возможной является сварка в среде аргона, не приводящая к образованию большой ванны и обеспечивающая защиту металла от окисления.
При толщине шин до 6—8 мм рекомендуется как полуавтоматическая сварка плавящимся электродом, так и сварка вольфрамовым электродом, а при большей толщине — полуавтоматическая сварка плавящимся электродом. Это объясняется тем, что при сварке вольфрамовым электродом получается большая сварочная ванна, чем при полуавтоматической сварке. В связи с этим несколько снижается прочность соединений. Однако сварка вольфрамовым электродом не запрещается и при выполнении соединений шин большей толщины, чем 6—8 мм.
Режимы сварки приведены в табл. 9-17 и 9-18.
Таблица 9-17 Режимы аргонодуговой сварки вольфрамовым электродом шин из алюминиевого сплава АД31Т1
|
При аргонодуговой сварке вольфрамовым электродом и полуавтоматической используется электродная проволока марок соответственно СвАМг-6 и СвАК5 (см. § 3-6). При толщине шин из сплава АД31Т1 более 10 мм необходимо дополнительно подогревать кромки посторонним источником теплоты до 250° С (не более).
Следует учитывать, что при сварке термоупрочненного сплава АД31Т1 происходит отжиг шин в зоне термического влияния, что приводит к значительной потере прочности (до 30—40%) в этом месте. Восстановление первоначальной прочности (закалка) в монтажных условиях невозможно ввиду сложности и длительности этого процесса. Поэтому для создания необходимой проч-
Режимы полуавтоматической аргонодуговой сварки плавящимся электродом шин из алюминиевого сплава АД31Т1
|
Примечание. Диаметр электродной проволоки во всех случаях 2 мм. |
Таблица 9-19 Пластины переходные типа АП из сплава марки АД31Т1 для присоединения алюминиевых шин к электрооборудованию
|
ности ошиновки рекомендуется сварные соединения располагать вблизи мест крепления шин или участки шин со швом усиливать накладками из отрезков шин, закрепляемых болтами.
Кроме сварки собственно шин из сплава АД31Т1 в электромонтажной практике распространен случай приварки плоских переходных пластин типа АП из этого сплава к концам алюминиевых шин для присоединения их к медным выводам электрооборудования.
Пластины изготовляются заводским путем по техническим условиям ТУ 36-931—67 и поставляются в сортаменте, приведенном в табл. 9-19. Длина пластин, указанная в таблице, подобрана так, чтобы при приварке к шинам их контактная поверхность не нагревалась до температуры свыше 200° С, т. е. чтобы не снижалась твердость пластин из-за отжига. По этой причине не разрешается уменьшать длину пластин без принятия эффективных мер по охлаждению их в процессе сварки.