Сварка при производстве электромонтажных работ

Холодная сварка

Соединение шин непосредственно на монтируемых установках возможно только путем последовательной опрессовки по точ­кам, так как выполнение многоточечных соединений в один прием требует приме­нения таких давлений, которые не достижимы в легких ручных монтажных приспособлениях.

Специальных ручных прессов для сварки давлением в монтажных условиях пока не создано. Однако в настоящее время для этой цели могут быть использо­ваны гидропрессы, распространенные в монтажных организациях для соединений и оконцеваний проводов методом опрессовки гильз. Ручные прессы имеют неболь­шую массу, развивают давление до 80—100 кН (8—Юте) и допускают выполнение соединений непосредственно на монтируемой установке.

Существуют три типа подобных прессов с ручным, ножным и электрическим приводом. В двух последних типах прессов рабочая головка, создающая необхо­димое давление, отделена от масляного насоса шлангом, что представляет опре­деленные удобства.

Наиболее важные части гидропрессов — головка с поршнем, осуществляю­щим давление, представляющая собой рабочую часть пресса (в ручном гидропрессе головка составляет одно целое с его корпусом); масляный насос, состоящий из плунжера, уплотняющих сальников, клапанов и рычага, приводящего в дви­жение плунжер; резервуар для масла (в ручном гидропрессе частью резервуара для масла служит неподвижная рукоятка).

Для того чтобы приспособить гидропрессы для холодной сварки шин, в кор­пус пресса завинчивается специальная стальная скоба (см. рис. 9-17, г) вместо вилки, служащей для укрепления матриц при опрессовке трубчатых наконечни­ков на жилах проводов и кабелей. Предварительно поршень пресса с возвратной пружиной должны быть вынуты из вилки и смонтированы на скобе.

Кроме гидропресса со скобой, при холодной сварке применяются кондук­торы и пуансоны, конструкция которых показана на рис. 1-9. В набор для сварки шин сечением от 25X3 до 100Х 10 мм входят восемь кондукторов и семь пар пуан­сонов.

Плиты кондукторов изготовляются из стали Ст.50 или из более прочной стали. Плоскости плит кондуктора шлифуются при изготовлении. Толщина плит должна быть выдержана с минусовым допуском 0,1 мм для обеспечения необхо­димой глубины вдавливания пуансонов.

Пуансоны изготовляются из стали УД-7 или из другой инструментальной стали и закаливаются до твердости по Роквеллу (52-т-58) Rc■ На боковой стороне головки пуансона проставляется маркировка, показывающая толщину соединяе­мых шин (например, маркировка «8» означает, что пуансон предназначен для сварки шин толщиной 8 мм). Диаметр рабочей части пуансона 9 мм.

Для очистки поверхностей шин от окислов перед сваркой должны приме­няться только дисковые щетки из стальных проволок, вращающиеся с окружной скоростью 10—15 м/с. Все другие способы зачистки, например ручной прово­лочной щеткой или наждачной бумагой, категорически запре­щаются, так как прочность соединений при этом резко снижается. При не­большом объеме работ (в единичных случаях) разрешается очистка шабером.

Зачистку рекомендуется производить непосредственно перед сваркой для исключения последующего загрязнения. Выполнять ее следует тщательно, до появления металлического блеска и бугорчатости на поверхности. В случае если контактные поверхности имеют хотя бы следы жиров или смол, они должны быть до очистки щеткой тщательно протерты бензином, ацетоном или другим раствори­телем жиров.

Выравнивания контактных поверхностей при помощи напильников или шино­фрезерных станков, как это делается для болтовых соединений, не требуется. Однако, если концы шин изогнуты, их надо отрихтовать на плоскость гладилкой или под прессом.

Подготовленные таким образом шины накладывают друг на друга очищен­ными поверхностями и зажимают в кондукторе так, чтобы выточки кондуктора были обращены к шинам. При этом плиты кондуктора должны быть плотно под­жаты к шинам путем равномерного, поочередного подтягивания болтов.

Шины выверяют по кромкам кондуктора и по упорным штифтам, которые до начала работы ввинчивают в те или иные отверстия на плитах кондуктора в зависимости от ширины соединяемых шин.

Кондукторы и пуансоны выбирают по табл. 9-15 в зависимости от сечений шин и типа соединений (соединение или ответвление).

Необходимые для выполнения сварки пуансоны вводят в расположенные навстречу друг к другу отверстия кондуктора и вдавливают прессом в материал шин до упора их головок в плиты кондуктора. Этот момент определяют по рез­кому возрастанию усилия, требующегося для перемещения рычага пресса, а также осмотром, устанавливающим отсутствие зазора между заплечиком пуансона (го­ловкой) и плитой кондуктора.

Пуансоны перед началом сварки должны быть плотно оперты своими сфери­ческими головками в соответствующие выточки подпятников (конические выточки в подпятнике скобы для холодной сварки и поршне пресса), что достигается вы-

211

Выбор кондукторов и пуансонов для сварки давлением алюминиевых шин

Номера кондукторов Номера пуансонов

Сечение шин, мм

Сечение

шин, мм

Сечение шин, мм

Сечение шин, мм

25X3

40X4

50x5

60X6

80Х 8

юохю

25Х 3

40Х 4

50 х 5

60X6

80X8

ЮОхЮ

25X3

1; 2 [25]

і..'

25X3

ЗиЗ*

40X4

2

4

40X4

4 и 3

4 и 4

50X5

2

4

6

50X5

5 и 3

5 и 4

5 и 5

60X6

2

4

6

6

60X6

6 и 3

6 и 4

6 и 5

6 и 6

80X8

3

5

7

7

8

80X8

8 и 3

8 и 4

8 и 5

У'[26]'

8 и 6

8 и 8

100Х 10

3

5

7

7

8

8

100Х 10

10 и 3

10 и 4

10 и 5

10 и 6

ДО и 8

10 и 10

винчиванием подпятника, расположенного на скобе, путем вращения ма­ковика.

• После вдавливания пары встречных пуансонов до упора их заплечиков в плиты кондукторов пресс снимают, пуансоны слегка поворачивают гаечным ключом (для облегчения вынимания г), вынимают и переставляют в следующие отверстия

Рис. 9-17. Последовательные операции при сварке шин давлением: а — устано­вка кондуктора на соединяемые шины; б — затяжка плит кондуктора; в — вве­дение пуансонов; г — опрессовка; д — проворачивание пуансонов; е — выни­мание пуансонов; ж — снятие кондук­тора; з — изменение глубины вдавли­вания

1 — шины; 2 — кондуктор; 3 и 7 —• ключи гаечные; 4 — пуансоны; 5 — гидропресс; 6 — скоба для холодной сварки, закрепленная в гидропрессе; 8 — измерительные штифты индикатора; 9*=. скоба с индикатором

кондуктора, іаким ооразом про­изводят сварку всех точек соеди - нения, после чего кондуктор сни­мают. Для снятия кондуктора в большинстве случаев бывает до­статочно развинтить и вынуть два болта, а два других только осла­бить.

Рис. 9-17 иллюстрирует по­следовательные операции, выпол­няемые при сварке.

• На производственных базах монтажных организаций и заво­дах холодная сварка должна про­изводиться с помощью многото­чечных штампов в прессах соот­ветствующей мощности с тем, что­бы соединение выполнялось за один ход пресса. При этом ьыпол - няют следующие операции: зачи­

щают соединяемые части проволоч­ной вращающейся щеткой; зачи­щенные участки вводят в штамп и устанавливают по упорам; на­жатием педали или кнопки приво­дят пресс в действие, в результате чего происходит сначала зажатие шин плитами штампа и затем вда­вливание пуансонов (сварка); вы­нимают готовое соединение после обратного хода пресса и раскрытия штампа.

ствующим упомянутым условиям, должны такты. Дефектные контакты должны быть

Контроль качества холодной сварки заключается в замере тол­щины остатка материала под пуан­сонами. Он производится при по­мощи мерительной скобы с уста­новленным на ней индикатором часового типа (рис. 9-17, а), мик­рометром или каким-нибудь дру­гим инструментом, дающим точ­ность измерений, не меньшую 0,1 мм. Нормальные значения толщты суммарного остатка ма­териала и допускаемые отклонения указаны в табл. 9-16. Проверке подвергаются не менее 10% всех контактов. В случае если хотя бы один контакт окажется не ссответ - быть проверены все остальные кон* зырезаны и заменены новыми.

Инженерно-техническим персоналом, руководящим работами, должен осу­ществляться систематический контроль за правильностью выполнения соедине­ний, в особенности за соблюдением условий необходимой чистоты контактных поверхностей.

Таблица 9-16

Суммарный остаток материала 5 между пуансонами после холодной сварки алюминиевых шин

Сече­

ние

Сечение

шин, мм

шин,

мм

26X3

40X4

50x5

60x6

80X8

L00X Ю

25X3

1,0+°-5

40X4

1,0+°'5

10+0,6

50X5

1 о+0-55

ip+o.6

1 0+®'®

60X6

J 2+0.56

12+0.6

1 2+0.6

1 4+°.б

80X8

1|3+°.65

1.3+0*7

1,3+0*7

1,5+°'7

оо

о"

+

100Х

Х10

1 5+0,66

1.5+0-7

1,5+0-7

17+0,7

1,8+М

20+0.8

Примечание. Допускаются любые отклонения суммарного остат­ка S в сторону уменьшения от нормальной величины. Отклонения в сторону увеличения от нормальной величины не должны превышать значений, ука­занных со знаком плюс.

Сварка при производстве электромонтажных работ

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОМЫШЛЕННАЯ САНИТАРИЯ

Обеспечение безопасности при выполнении свароч­ных работ, а также выполнение необходимых требований промышленной санитарии являются важнейшей частью комплекса мероприятий по организации электромонтажного производства. При сварочных работах следует учитывать воз­можные несчастные случаи, …

Сварка пластмасс

В электромонтажной практике сварка пластмасс находит применение при монтаже соединительных муфт на кабелях с поливинилхлоридными оболочками. При этом корпус с муфты, также изготовленный. из поливинилхлорида, при­варивают внахлестку к оболочке. Наиболее …

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ СВАРКИ

15-1. Сварка свинца Сварка свинца в электромонтажной практике при­меняется только при монтаже свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. При этом производится приварка ушек аккумуляторных пластин к соединительным полосам. До недавнего времени сварку свинца …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.