Сварка при производстве электромонтажных работ
Контактная сварка
Контактной называется сварка с применением давления, гри которой нагрев производится теплотой, выделяющейся при прохождении электрического тока через находящиеся в контакте соединяемые части.
Различают три способа электрической контактной сварки: точечную, шовную и стыковую. В электромонтажной практике применяется преимущественно стыковая контактная сварка, при которой соединение свариваемых частей происходит по поверхности стыкуемых торцов. Стыковая сварка может выполняться двумя способами — сопротивлением и оплавлением.
При сварке сопротивлением зачищенные торцы заготовок (например, прутков) закрепляют в зажимы сварочной машины и сводят до плотного соприкосновения. В результате прохождения электрического тока, подведенного к зажимам, стык разогревается до температуры, при которой металл приобретает пластическое состояние. После этого заготовки сдавливаются. Отдельные участки металла при этом сближаются настолько, что возникают междуатомные связи — сварка.
Сварка оплавлением может производиться как при прерывистом, так и при непрерывном оплавлении.
Сварка прерывистым оплавлением характеризуется тем, что торцы свариваемых заготовок, включенные под напряжение вторичной цепи сварочного трансформатора, многократно сводятся и разводятся, в результате контактирующие друг с другом торцевые поверхности нагреваются до расплавления, а сами заготовки прогреваются на некоторую глубину с торцов. После достаточного разогрева ток выключается и заготовки сдавливаются.
При сварке непрерывным оплавлением свариваемые детали, зажатые в зажимы мащины и включенные под напряжение, непрерывно, по мере оплавления перемещаются навстречу друг другу. При этом между торцами поддерживается такой неплотный контакт, в котором соприкасаются между собой только поверхностные, выступающие площадки с торцов деталей. Эти площадки образуют перемычки металла, на мгновение замыкающие торцы. Благодаря высокой плотности тока перемычки расплавляются, вскипают и разрушаются с образованием мельчайших брызг, вылетающих в виде искр. В результате такого взрыво-искрового процесса, продолжающегося определенное время, торцы оплавляются, нагреваясь в среднем выше точки плавления металла. После достаточного разогрева свариваемые детали с высокой скоростью осаживаются.
Перемещение деталей при оплавлении, выключение тока и осадка производятся в современных сварочных машинах автоматически. Ручными операциями являются установка в зажимы машины свариваемых деталей, включение тока и выемка деталей после сварки.
Преимуществом сварки оплавлением является меньшая мощность источников питания по сравнению со сваркой сопротивлением и возможность сваривать такие металлы, как алюминий, медь, алюминий с медью и со сталью.
Процессы стыковой сварки для конкретных случаев, встречающихся в элек - тромонтажном производстве, более подробно описаны в главе одиннадцатой.