Сварка конструкций с дополнительной порошкообразной присадкой
Дефекты сварных соединений, выполненных с дополнительным порошкообразным присадочным металлом
Наличие в сварных соединениях дефектов, т. е. несоответствия соединений требованиям нормативной документации, может привести к их разрушению, разрушению всей конструкции, аварии на производстве. Поэтому увеличение затрат на вспомогательные и основные технологические операции с целью снижения вероятности образования дефектов экономически оправдывается. В зависимости от характера, расположения дефектов, способа их воздействия на сварное соединение они подразделяются на группы. По месту расположения дефекты бывают наружные (прожоги, подрезы, наплывы, неравномерность шва, усиленные и ослабленные швы, крупная чешуйчатость, кратеры, непровары по кромке, наружные поры и трещины) и внутренние (шлаковые включения, непровар в корне шва, внутренние трещины и поры, пережог металла). Сварке с порошкообразным присадочным металлом присущи дефекты, встречающиеся как при обычных способах сварки, так и некоторые специфические. Несплавление в вершине шва (рис. 64, а) образуется из-за недостаточного напряжения на дуге. Отсутствие проплавления (рис. 64,6) появляется из-за недостаточной силы сварочного тока. Смещение шва с одной из кромок (рис. 64, в) происходит в результате неправильного направления электрода, при этом противоположная кромка оплавляется чрезмерно. В тавровых соединениях с большой раз-
Рис. 64 Дефекты сварных соединений, характерные для сварки с порошкообразным присадочным металлом
а—иес плавлен не в вершине шва; б — отсутствие проплавлення: в — смешение шва с одной из кромок; г — несплавление в середине шва
носїью толщин элементов увеличивается опасность перегрева вертикальной стенки. Несплавление в середине шва (рис. 64, г)—дефект наиболее серьезный, так как его можно выявить только с помощью физических мет 'дов контроля. Этот дефект указывает на недостаточную мощность сварочной дуги (сварочного тока) или на слишком большое количество порошкообразного присадочного металла. При электрошлаковой сварке смещение электрода от оси зазора может вызвать несплавление по одной из кромок.
Этот же дефект образуется при подаче большего количества, чем это требуется, порошкообразного присадочного металла. Непровар у поверхности свариваемых элементов наблюдается при смещении электрода от оси сварного соединения к одному из медных ползунов.
По степени влияния на сварное изделие дефекты бывают критические, значительные и малозначительные. Наличие критического дефекта исключает применение сварной конструкции. Значительный дефект существенно влияет на качество сварной конструкции, но не является критическим. Малозначительный дефект не оказывает заметного влияния на качество конструкции. Рассмотрим основные дефекты сварных соединений и причины их образования.
Непровар — местное несплавление между основным и наплавленным металлами или отдельными слоями при многослойной сварке резко снижает механические показатели сварного соединения, отрицательно влияет на его пластичность и может, являясь концентратором напряжений, привести к образованию трещин. Причиной непровара может быть отсутствие зазора, большое притупление, небольшой угол разделки кромок, неправильный режим сварки или его нарушение, неточное направление конца электродной проволоки, отсутствие в конце и начале сварки технологических пластин, неправильное возобновление процесса сварки после перерыва. При электрошлаковой сварке встречается непровар трех видов: у поверхности свариваемого металла, по середине шва, по одной или обеим кромкам, В первом случае непровар образуется при недостаточном времени остановки у ползунов или снижении напряжения на одном из электродов, увеличении расстояния между крайним положением электрода и ползуном. Непровар по середине шва при сварке 2—3 электродами появляется при чрезмерном расстоянии между соседними электродами. Непровар по одной из кромок образуется при смещении электрода от оси зазора, по двум — из-за малой ширины шва, большой скорости подачи электродной проволоки, резкого увеличения глубины шлаковой ванны и большой толщины электродного металла.
Поры — заполненные газом полости круглой, вы
тянутой или другой формы в металле сварного шва, располагающиеся цепочкой по оси шва или отдельными группками, образуются по ряду причин, которые можно разделить на две группы. К первой относятся причины, непосредственно зависящие от сварщика,— окалина, ржавчина, масло, краска на свариваемых кромках, влажный флюс или электрод с влажным покрытием, большая скорость сварки, при которой нарушается газовая защита металла сварочной ванны. Ко второй относятся причины, заложенные в технологии сварки,— азот, водород и окись углерода, образующиеся в результате отклонения химического состава металла шва от заданного из-за снижения в нем кремния и марганца по причине применения несоответствующей электродной проволоки или уменьшения глубины проплавления. При электрошлаковой сварке металл шва более стоек против порообразования по сравнению с электродуговой сваркой. Поры в этом случае не выходят на поверхность и располагаются по сечению шва без определенного порядка или скапливаются в отдельные группы. В случае применения порошкообразного присадочного металла при автоматизированной сварке под флюсом существенно уменьшается порообразование и появление несплошноетей. Поры не допустимы в сварных швах аппаратуры, работающей под давлением и вакуумом, или предназначенной для транспортировки и хранения жидких и газообразных продуктов.
Зак Юф. |
Трещины — наиболее опасные и недопустимые дефекты в сварных соединениях. Трещины бывают горячие и холодные. Горячие трещины зарождаются в процессе первичной кристаллизации и развиваются при остывании металла. На их появление влияет химический состав металла шва, величина и скорость действующих в процессе кристаллизации металла шва растягивающих напряжений, форма сварочной ванны, величина первичных кристаллитов. Элементы, входящие в металл шва, по-разному влияют на стойкость против горячих трещин. Сера и фосфор являются вредными примесями. Сера переходит в металл шва из основного металла и сварочных материалов. Поэтому практический интерес представляет применение флюсов, способствующих переходу серы из сварочной ванны в шлак. Фосфор является
причиной образования горячих трещин в сварных швах некоторых среднелегированных сталей, а наиболее опасен — для швов с чисто аустенитной структурой. В большой степени способствует образованию горячих трещин углерод, попадая в металл 'шва из основного металла и сварочных материалов. Поэтому уменьшение доли основного металла и применение электродной проволоки с низким содержанием углерода позволяет снизить его содержание в металле шва. Кремний способствует образованию трещин в сварных швах из углеродистой стали и особенно опасен в швах из аустенитной хромоникелевой стали. При сварке углеродистых и низколегированных сталей никель не оказывает отрицательного влияния, а у других сталей, усиливая вредное влияние серы при его содержании более 1—2%, способствует образованию горячих трещин. Кислород повышает стойкость металла шва против образования горячих трещин, вызываемых серой, и снижает ударную вязкость металла шва при сварке углеродистых и низколегированных сталей. Повышение скорости сварки, снижение сварочного тока, увеличение числа слоев в шве, колебание электрода и металла сварочной ванны приводят к увеличению скорости кристаллизации и образованию мелкозернистой структуры, что увеличивает стойкость металла шва против образования горячих трещин. Этому же способствует применяемый технологический прием — изменение формы провара (отношение ширины шва к глубине его проплавления). При автоматизированной сварке под флюсом коэффициент формы провара должен быть равен 1—2, электрошлаковой — 2,5—5. Для предотвращения образования горячих трещин рекомендуется использовать способы и режимы сварки, обеспечивающие минимальное тепловложение. С этой точки зрения большими возможностями обладает сварка с дополнительным порошкообразным присадочным металлом, позволяющая уменьшить удельное тепло - вложение, что приводит к улучшению термического цикла сварки. Это, в свою очередь, улучшает структуру металла сварного соединения, условия кристаллизации и механические свойства. Уменьшение тепловложения способствует также снижению сварочных деформаций. В итоге повышается сопротивляемость образованию горячих и холодных трещин.
Кроме того, уменьшение дани основного металла в ме - халле сварного шва позволяет снизить в нем содержание углерода, что, в свою очередь, повышает стойкость металла шва против образования горячих трещин. Применение порошкообразного, присадочного металла при электрошлаковой сварке, создавая благоприятный тепловой режим, уменьшает склонность швов к горячим и усадочным трещинам.* К образованию усадочных дефектов могут привести вынужденные остановки сварочного автомата. В таких случаях до возобновления сварки конец ранее выполненного шва на длину 100 мм необходимо обязательно удалить.
Холодные трещины образуются при остывании металла сварных соединений ниже 200 °С. Основным видом холодных трещин являются околошовные трещины. Появлению холодных трещин способствует повышенное содержание углерода и водорода в металле шва, а причиной их образования являются сварочные напряжения, внешние нагрузки и закалочные явления.
Шлаковые включения — заполнение шлаком несплошности в металле шва,— являясь концентраторами напряжений и ослабляя сечение шва. уменьшают его прочность. Они образуются из-за наличия грязи, окалины и ржавчины на свариваемых кромках, из-за неполного удаления шлака при многослойной сварке, некачественных электродов, когда кусочки электродного покрытия попадают в сварочную ванну. При электрошлаковой сварке шлаковые включения образуются по кромке соединений в местах резкого изменения ширины провара или в виде прослойки между основным металлом и металлом шва. При несплавлении шлаковые включения образуются из-за большой глубины шлаковой ванны, повышенной теплопроводности основного металла или применения тугоплавкого флюса.
Рассмотрим теперь дефекты формирования сварных швов.
Прожоги — сквозные отверстия в сварном шве из-за вытекания металла сварочной ванны — являются недопустимыми дефектами. Они образуются при наличии большого зазора, отсутствия притупления, плохого поджатия флюсовой подушки, заниженной скорости сварки или завышенного сварочного тока.
Кратеры — углубления в металле сварочной
ванны, образующиеся после резкого обрыва дуги,— уменьшают сечение шва и могут явиться очагами образования трещин. Для предупреждения появления кратеров необходимо применять технологические пластины, а при их отсутствии при ручной сварке кратер следует тщательно заварить, обрывая дугу на уже заваренном участке сварного шва.
Подрез — углубление в основном металле вдоль сварного шва. с одной или двух сторон — существенно снижает прочность сварного соединения у конструкций с вибрационными нагрузками. Суммарное влияние подреза и увеличение растягивающих остаточных напряжений может привести к снижению предела выносливости сварной конструкции вдвое. Глубина подреза может достичь нескольких миллиметров. Устранить подрезы можно, уменьшив скорость кристаллизации или увеличив скорость заполнения углубления металлом. Обычно снижают скорость кристаллизации за счет уменьшения скорости сварки, предварительного подогрева деталей или применения многоэлектродной сварки. Причиной подрезов может быть большая сила сварочно. го тока, повышенное напряжение на дуге, смещение электрода относительно оси шва, неудобное пространственное положение при сварке, небрежность или недостаточная квалификация сварщика. Устранение этих недостатков предотвратит появление подрезов. При электрошлаковой сварке подрезы образуются из-за плохого охлаждения ползунов, увеличения продолжительности их остановки в конечном положении.
Неравномерность ширины шва при автоматизированной сварке появляется из-за нарушения скорости подачи электродной проволоки или скорости сварки. Значительные изменения ширины сварного шва могут привести к непровару, так как они сопровождаются изменением глубины провара.
Наплывы — натекания жидкого металла на кромки нерасплавленного основного металла — образуются при неправильном режиме сварки или большом слое окалины на свариваемых кромках. Наплывы могут сопровождаться скрытыми непрова - рами кромок, поэтому их следует срубать, а места эти подваривать.
Деформация сварной конструкци и— это один из видов дефектов. Расширение и сжатие металла при сварке затруднено, так как нагреваемый участок со всех сторон окружен холодным металлом, размеры которого не изменяются. Это вызывает возникновение в конструкции остаточных напряжений. Когда значения сварочных напряжений достигнут предела текучести, они вызовут пластическую деформацию, что приведет к изменению размеров и формы сварной конструкции, т. е. произойдет коробление — деформация конструкции. Если остаточные деформации достигнут заметной величины, то они могут привести к неисправимому браку. Когда деформация конструкции выходит за допускаемые пределы, применяют ее правку.
Наличие дефектов в сварных соединениях еще не определяет потерю их работоспособности. Однако дефекты могут существенно снижать ее, и даже при определенных условиях приводят к разрушению сварных конструкций. В конструкциях, эксплуатируемых при статических и динамических нагрузках, одни и те же дефекты по-разному влияют на сварное соединение. При статической нагрузке основное влияние на прочность конструкции оказывает относительная величина дефекта, если материал сварного соединения имеет большой запас пластичности. При температурах ниже —60 °С прочность определяется уже интенсивностью напряжений в зоне дефекта. При динамических нагрузках прочность сварных соединений определяется их сопротивлением усталостным напряжениям. Различные дефекты по-разному влияют на прочность сварных конструкций. Как правило, наличие трещин любой величины, являющихся концентраторами внутренних напряжений, легко распространяющихся в глубь металла и ослабляющих сечение швов, и тем самым уменьшающих статическую прочность соединений, не допускается в сварных конструкциях. Трещины опасны еще и тем, что, являясь дефектами плоского типа, трудно обнаруживаются рентгенографическими методами контроля. Непровары, поры, шлаковые включения, подрезы, создавая концентрацию напряжений, снижают срок эксплуатации конструкций. Виды, количество и размеры допускаемых дефектов зависят от назначения конструкции.
Наряду с трещинами наиболее опасными дефектами являются непровары. Исследованиями установлено, что при статической нагрузке для пластичных материалов влияние величины непровара на уменьшение прочности прямо пропорционально относительной глубине непровара или его площади. По данным института электросварки им. Е. О. Патона, непровар в 10% толщины свариваемого металла может снизить усталостную прочность наполовину, а непровар в 40—50% снижает предел выносливости стали в 2,5 раза. В сварных соединениях стальных конструкций промышленных и гражданских зданий и сооружений допускаются непровары по сечению шва в соединениях: доступных сварке с двух сторон глубиной до 5% толщины металла, но не более 2 мм при длине непровара не более 50 мм и общей длине участков непровара не более 200 мм на 1 м шва; доступных сварке с одной стороны (без подкладок) глубиной до 15% толщины металла, если она не превышает 20 мм, и не свыше 3 мм при толщине более 20 мм.
Поры, снижая статическую прочность сварного соединения, являются концентраторами напряжений и могут вызвать снижение предела выносливости сварного соединения. Поры становятся очагами усталостных разрушений в первую очередь в угловых, стыковых и поперечных шаах с высокими растягивающими остаточными напряжениями. Однако многие исследователи считают, что до некоторого предела наличие пор в металле сварного шва практически не снижает его статическую прочность. Для низкоуглеродистых сталей этот предел составляет около 10% площади поперечного сечения шва, для перлитных сталей 6—8%, для алюминиевых сплавов 3,6%. Заметное влияние на механические свойства сварного соединения оказывают шлаковые включения, степень влияния которых зависит от формы, величины и места расположения включений и обусловливается тем, что включения становятся концентраторами напряжений. Считается, что шлаковые включения площадью до 10% площади поперечного сечения шва почти не изменяют предел прочности металла шва. Однако шлаковые включения могут способствовать появлению трещин и увеличивать склонность металла шва к старению, а также снижают долговечность конструкций при работе в агрессивных средах. В сварных соединениях стальных конструкций промышленных и гражданских сооружений допускается суммарная величина неррова - ра, пор и шлаковых включений, расположенных отдельно или цепочкой, не превышающая в рассматриваемом сечении 10% толщины свариваемого металла, но не более 2 мм, и при односторонней сварке без подкладок — 15%, но не более 3 мм.
Существенное влияние на работоспособность сварных конструкций оказывают также наружные дефекты. Подрезы небольшой протяженности, ослабляющие сечение конструкции, работающей под действием статических нагрузок. не’более 5%, заметного влияния на прочность конструкций не оказывают. Однако они являются опасным дефектом и не допускаются в конструкциях, работающих на выносливость. Суммарное влияние подреза и увеличение растягивающих остаточных напряжений может привести к снижению предела выносливости вдвое. Наплывы также снижают выносливость конструкций, являясь концентраторами напряжений. Наплывы большой протяженности нередко сопровождаются непроварами.
В основном, как показывает эксплуатация сварных конструкций, сварочные напряжения и деформации не снижают несущей способности конструкций. Однако в некоторых случаях изменение размеров и формы конструкций снижает их работоспособность и портит внешний вид. Искривление продольной оси элементов конструкций, работающих на сжатие, местное выпучивание, грибовидность полок колонн и балок могут привести к потере устойчивости и разрушению всей конструкции.
Наряду с размерами дефектов и местом их расположения на работоспособность сварной конструкции влияет способ устранения дефектов и число исправлений одного и того же участка. Поэтому устранение дефектов производится в строгом соответствии с назна чением конструкции. Чем ответственнее конструкция, тем более жесткие требования к удалению дефектных участков сварных швов.
В сварных швах конструкций промышленных и гражданских сооружений при устранении дефектов следует придерживаться следующих правил:
перерывы швов и кратеры завариваются;
швы с трещинами, а также с непроварами и другими дефектами, превышающими допустимые нормы, удаляются на длину дефектного места с припуском в 10 мм є каждой стороны и завариваются вновь;
при удалении трещин. концы их засверливаются;
подрезы основного металла, превышающие допустимые размеры, зачищаются и завариваются с последующей зачисткой, обеспечивающей плавный переход от наплавленного металла к основному.
Для устранения деформаций, величины которых выходят за пределы допустимых, применяют термический, механический или термомеханический способы. При термическом способе производят нагрев газовыми горелками деформированных участков, при механическом — прикладывают усилия к дефектным участкам с помощью домкратов, винтовых прессов или других механизмов, создающих статическую или ударную нагрузки. Термомеханический способ сочетает в себе местный нагрев с приложением статической нагрузки. Внутренние напряжения в сварных соединениях уменьшают при помощи предварительного, сопутствующего нагрева места сварки, последующей термической обработки, проковки или обкатки сварных швов.