Сварочные тракторы ч
Сварочные тракторы состоят из сварочной головки с бункером для флюса и самоходной тележки. Они перемещаются при сварке непосредственно по поверхности изделия, вдоль линии свариваемого шва.
В промышленности нашли наиболее широкое применение три типа сварочных тракторов: тракторы типа ТС Института электросварки им. Е. О. Патона, тракторы типа УТ ЦНИИТМАШ и типа АДС завода «Электрик».
Технические данные, характеризующие некоторые типы сварочных тракторов, приведены в табл. 62.
Трактор ТС-17-М-У, изображенный на рис. 144, предназначен для сварки стыковых швов с разделкой кромок и без нее, швов в нахлестку, угловых швов и швов в лодочку. Сварочная головка трактора ТС-17-М-У работает по принципу подачи проволоки к дуге с постоянной скоростью.
Трактор (рис. 149, о) имеет один электродвигатель 10, с помощью которого приводится в движение механизм для перемещения трак-
Технические данные сварочных тракторов
|
тора вдоль шва и механизм подачи электродной проволоки. Электродвигатель соединен с головкой 11, на которой укреплен бункер 2 для флюса. Тележка имеет два передних бегунка 1 и два задних бегунка 8. Маховичок 9 служит для соединения и разъединения бегунка с ведущим механизмом. На тележке трактора укреплена катушка 7 для электродной проволоки 5 и пульт управления 6. С одной стороны передние и задние бегунки имеют на своих ободах канавки, что позволяет осуществлять перемещение трактора по легкому рельсовому пути. Ведущий бегунок имеет резиновый обод для лучшего сцепления с металлом, по которому движется трактор. Трактор имеет вольтметр 3 и амперметр 4.
Скорость подачи проволоки можно изменять путем смены цилиндрических зубчатых колес 5, а скорость передвижения трактора сменой зубчатых колес 6 (рис. 149, б).
Трактор по линии шва направляется копирным устройством из двух роликов или от руки.
Вся аппаратура для управления работой трактора и источником питания током размещена в отдельном аппаратном шкафу, где находится двухполюсный контактор для включения и выключения сварочной цепи, трансформаторы для питания цепей управления, трансформатор тока для амперметра (или шунт при сварке на постоянном токе), реле цепи управления.'
Тракторы УТ (универсальные тракторы) разработаны в ЦНИИТМАЩ. Они состоят из каретки и сварочной головки, смонтированной на подвижном коромысле. Каретка и головка имеют отдельные электродвигатели. На коромысле с одной стороны вместе с головкой укреплен бункер для флюса, а с другой — катушка для проволоки. Коромысло можно поворачивать в горизонтальной плоскости и ставить головку сбоку тележки. Головку можно также по
ворачивать вокруг горизонтальной оси коромысла, располагая ось электродной проволоки под любым углом к плоскости шва. Тележку можно укрепить на шарнире сверху, подвесив к ней коромысло
Рис. 149. Сварочный трактор ТС-І7-М-У; а — общий вид: 1, 8 — бегунки, 2 — бункер, 3 — вольтметр, 4 — амперметр, 5 — проволока, 6 — пульт управления, 7 — катушка, 9 — маховичок, 10— электродвигатель, И — головка; б — схема механизма: / и 2 — червячные пары механизма подачи проволоки, 3 — электродвигатель, 4, 5 и 7 — червячные пары механизма передвижения трактора, 6 — сменные зубчатые колеса механизма передвижения трактора, 8 — сменные зубчатые колеса механизма подачи проволоки |
со сварочной головкой. На коромысле расположен пульт управления, амперметр и вольтметр для контроля за режимом сварки.
Тракторы УТ имеют специальный регулятор (вариатор) конструкции В. А. Светозарова для плавного бесступенчатого регулирования скорости подачи электродной проволоки и перемещения каретки трактора.
Трактор АДС-1000-2 (автомат для дуговой сварки током 1000 а, модель № 2) предназначен для сварки стыковых швов листов толщиной от 6 до 20 мм и угловых швов с катетом от 4 до 12 мм. Общий ввд трактора АДС-1000-2 показан на рис. 150. Он состоит из самоходной четырех колесной тележки 1, перемещающейся от электродвигателя 2 по рельсовому пути И. На тележке установлена вертикальная стойка 6 с подъемным механизмом 7; на стойке закреплено коромысло 5. С одной стороны коромысла имеется катушка 3 с проволокой; на стенке этой катушки расположены приборы пульта 4 управления автоматом. На другой стороне коромысла 5 укреплены автоматическая сварочная головка 9 и бункер 10 для флюса. От электродвигателя 8 осуществляется привод механизма подачи проволоки.
Рис. 150. Общий вид трактора АДС-1000-2 |
Катушка вмещает 12 кг проволоки, а бункер — до 12 кг флюса. Конструкция сварочной головки 9 допускает ее поворот в горизонтальной плоскости на угол до 90L. Коромысло вместе с головкой может поворачиваться вокруг своей оси на угол 45° в обе стороны от вертикальной плоскости шва, а стойка 6 может поворачиваться вокруг своей оси на угол 180°.
На пульте управления автомата расположены ручки приборов для регулирования скорости сварки, для изменения напряжения дуги и установки величины сварочного тока Кроме того, на пульте управления имеется вольметр и амперметр, а также кнопки: для пуска и прекращения работы автомата, подъема и опускания электрода, дистанционного регулирования сварочного тока.
Питание автомата АДС-1000-2 сварочным током осуществляется от трансформатора ТСД-1000-3 через специальное распределительное устройство.
Тракторы типа АДС работают с автоматическим регулированием скорости подачи электродной проволоки в зависимости от напряжения дуги. Для этого в распределительном устройстве имеется отдельный электродвигатель переменного тока, который приводит во вращение два небольших генератора, питающих постоянным током: один — якорь электродвигателя головки, а другой — якорь электродвигателя тележки автомата.
Напряжение генератора, питающего якорь электродвигателя головки автомата, изменяется в зависимости от изменения напряжения сварочной дуги. У генератора, питающего якорь электродвигателя головки, имеется дополнительная обмотка возбуждения, включенная через селеновый выпрямитель в сварочную цепь; в этой обмотке создается магнитный поток, направленный в сторону потока основной независимой обмотки возбуждения, включенной непосредственно в сеть через отдельный трансформатор и селеновый выпрямитель.
Если напряжение дуги начинает возрастать, якорь электродвигателя головки вращается быстрее, ускоряя подачу проволоки в дугу и тем уменьшая ее длину и напряжение. При понижении напряжения дуги якорь электродвигателя головки замедляет свое вращение, увеличивая тем самым длину дуги и ее напряжение. Таким образом, заданное напряжение сварочной дуги автоматически поддерживается постоянным.
Число оборотов электродвигателя каретки автомата и электродвигателя подачи проволоки может плавно изменяться потенциометрами[18], включенными в обмотку возбуждения генераторов, питающих постоянным током якоря этих двигателей. Установленная величина сварочного тока регулируется дистанционно. Для этого в схеме распределительного устройства предусмотрены специальные кнопки, с помощью которых сварщик может, не отходя от сварочного автомата, включать и выключать двигатель трансформатора ТСД-1000-3, перемещающий в нужное положение подвижную часть сердечника регулятора тока.
а)
Элрктродвиаательл Рис. 151. Общий вид трансформатора ТСД-ЮОО-З |