СВАРКА И НАПЛАВКА АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ
Выбор и разработка методов исследования свойств наплавленного металла
Физико-механические свойства наплавленного металла определяются составом и типом электродного металла, технологией и параметрами наплавки, послесварочной обработкой (термообработка, поверхностно-пластическое деформирование) и т. д. Для обоснованного выбора тех или иных параметров упрочняющей наплавки алюминиевых поршней необходима комплексная методика исследования свойств наплавленного металла.
В данной работе использовались как общепринятые, так и оригинальные методы исследования. Экспериментально технологические исследования выполнялись на специальной лабораторной сварочной установке, позволяющей регулировать в широком диапазоне режимы наплавки (7^,
К, и др.).
Сварочная часть установки изготовлена посредством 208
модернизации полуавтомата ПДГИ-304, адаптированного под порошковый ленточный электрод о применением специальной горелки. В качестве источника питания использован ВДГИ-302УЗ.
При необходимости сварочная установка перенастраивается для наплавки пластин и тел вращения. Установка оборудована соответствующей измерительной и регистрирующей аппаратурой и специальным устройством для водяного охлаждения наплавляемых деталей (при необходимости).
Металлографические исследования выполнялись с использованием оптических микроскопов (МИ М-8, “Neophot - 21”), электронного растрового микроскопа с приставкой для рентгено-спектрального анализа “leol” (Япония).
Твердость измерялась по стандартным методикам на приборах ПМТ-3 и ТК-2. Для определения твердости при повышенных температурах была изготовлена специальная приставка, позволяющая стабильно выдерживать заданную температуру исследуемого образца в течение всего времени измерения.
Пористость (плотность) наплавленного металла определялась гидростатическим взвешиванием.
Для анализа процесса переноса электродного металла через дуговой промежуток использовалась скоростная киносъемка с обратной подсветкой.
Процесс порообразования при наплавке алюминиевых поршней носит исключительно сложный характер, что существенно затрудняет исследование механизма образования пор в наплавленном металле. Тепловые, диффузионные, гидродинамические и другие явления, наблюдаемые в жидком металле сварочной ванны, протекают в условиях высоких градиентов температур и изменения скоростей и практически недоступны экспериментальному исследованию [27J.
В данной работе были выполнены теоретические исследования процесса порообразования на основе использования аппарата математической физики и современных программных продуктов для IBM -
совместимых ПЭВМ.
При разработке составов порошковых лент для наплавки алюминиевых поршней и промышленной технологии наплавки использовался математический метод планирования экспериментов и обработки их результатов.
Для предварительного отбора наплавочных материалов и исследования влияния отдельных технологических или эксплуатационных параметров на их свойства использовалась специальная испытательная установка, разработанная в Мариупольском металлургическом институте [192, 196].
Установка (рис.7.6), представляет собой каркас из уголков, на котором закреплен понижающий трансформатор и мотор-редуктор, на выходном валу которого закреплен кривошип.
Величина усилия сжатия определяется пружиной 7 по 210 |
Тело трения зажато между верхней и нижней половинами печи и приводится в движение кривошипно-шатунным механизмом. Образцы зажимаются в специальных креплениях 2 на рычагах 1, качающихся вокруг вертикальной оси. Образцы 5 зажимаются болтом и с помощью регулятора прижима 3 прижимаются к телу 6. Скоба 4 создает одинаковое давление на оба образца.
Рис. 7.6. Схема установки для испытания металла на износостойкость при повышенной температуре |
показаниям индикатора часового типа. В процессе испытания индикатор
показывает износ образцов.
Для испытания
изготавливаются образцы в соответствии с чертежом (рис.7.7).
Сущность метода заключается в том, что
образцы в виде неподвижных полусферических колодок прижимаются к контртелу и изнашиваются. Износостойкость оценивают путем сравнения потери массы, величины диаметра пятна трения и массовой износостойкости. Усилие прижима составляет 300 Н. Контртело изготовлено из стали Р18. Длительность испытаний 10 минут. После окончания испытаний образцы взвешиваются, измеряется диаметр пятна износа и рассчитывается износостойкость.
Интегральным методом исследования свойств наплавленного металла является экспериментальная оценка характеристик износостойкости в условиях, близких к реальной работе сопрягаемых деталей. Известно, что на интенсивность износа влияют: скорость относительного перемещения деталей, сила трения] условия и качество смазки, ее гидродинамическое давление, количество присутствующих абразивных частиц и продуктов износа, конструктивные особенности, точность изготовления и материал деталей и др.
Для количественной оценки свойств наплавленного металла существуют различные лабораторные и стендовые методики, имитирующие в той или иной степени реальные условия изнашивания [28-32].
При разработке методик испытаний и лабораторных установок на ударно-абразивное изнашивание стремятся, с одной стороны, обеспечить качественную картину, подобную условиям эксплуатации, и с другой унифицировать
испытания для возможности сравнения результатов.
Одним из путей ускоренного определения ресурса работы поршневых канавок в условиях эксплуатации является прогнозирование и оценка износа радиальной и торцевой поверхности по результатам форсированных испытаний двигателя на специальных стендах. Однако такие испытания являются дорогостоящими и могут использоваться как заключительные [29, 31].
Сравнительные же испытания, позволяющие отобрать наилучшие варианты наплавочных материалов и технологических процессов их нанесения, целесообразно проводить на специализированных лабораторных установках. С этой целью предложен способ, позволяющий производить испытания материалов на ударно-абразивный износ, используя комплекс изменяемых режимов и нагрузок без сложной переналадки и изменения конструкции оборудования [33]. При разработке метода и установки для испытания была сделана попытка воспроизвести реальные условия работы СКК двигателей внутреннего сгорания.
Принципиальная схема установки изображена на рис. 7 7 На массивном основании 1 установлен электродвигатель постоянного тока 2, вращающий вал с эксцентриковым кулачком' 3, имеющим ступенчатый переход. Кулачок взаимодействует с ведущим звеном 4 через специальные упорные пластинки, одна из которых (левая на рис. 7.7) может изменять свое положение относительно оси кулачка с помощью винта.
На ведущее звено устанавливается пружина сжатия 5 с винтовым регулятором величины ее сжатия 6. Ведущее звено вместе с упорными пластинами жестко крепится к кулисе 7, на которой устанавливается боек 8 (контртело), периодически взаимодействующий с испытуемым образцом 9, неподвижно закрепленным в специальном зажиме, охватываемом нагревательным устройством 10. Второй конец кулисы 7 через шатун 11 шарнирно соединен с основанием установки.
При каждом обороте кулачка происходит продольное (вдоль оси X) возвратно-поступательное перемещение контртела по отношению к испытуемому образцу 9, что имитирует взаимное перемещение кольца и поршня в СКК. Сила трения будет зависеть от силы нормального давления N контртела на образец. Последнее задается соответствующей величиной силы сжатия Р пружины 5.
Изменение скорости относительного продольного перемещения контртела осуществляется изменением частоты вращения вала кулачка за счет регулирования числа оборотов приводного двигателя 2.
Имитация ударного взаимодействия кольца-канавки в поршне осуществляется при периодическом подъеме контртела над образцом на заданную высоту h0 с последующим их соударением при срыве верхней пластины обоймы со ступеньки эксцентрика. Сила удара (точнее ударный импульс) задается величинами Р и h0. В процессе работы в зону трения через осевое отверстие контртела может подаваться требуемая смазка или смесь смазки с абразивом.
Для поддержания температурного режима при испытании пары трения используется нагреватель 10, работающий в автоматическом режиме. Максимальная температура нагрева 700 К.
Закономерность ударно-абразивного взаимодействия контртела с образцом может быть определена при рассмотрении характера перемещения ведущего звена в процессе вращения кулачкового вала. На рис. 7.8 изображена схема взаимного расположения кулачка, пластин ведущего звена и пары трения.
Рис.7.7. Принципиальная схема установки для испытания при трении с ударом
Для получения аналитической зависимости перемещения контртела по отношению к образцу рассмотрим вначале случай, когда между цилиндрической поверхностью кулачка радиусом г и пластинкой нет начального зазора (рис. 7.8,6). Величина ступеньки кулачка с зависит от соотношения геометрических параметров кулачка:
(7.2. ) |
с = е, - г = 2е
При повороте кулачка на угол Р (рис. 7.8,в) плоскость пластины с начальным положением А0 ~ А0 переместится на некоторую величину х и займет новое положение А'0 - А'0 На эту же величину переместится в продольном направлении кулиса вместе с контртелом. Рассматривая геометрические построения на рис. 7.8,в, найдем связь между величиной перемещения контртелах и углом Р = Ш
. 2 си/
X - csin |
(7.3) |
1П ------
2
где о) угловая скорость вращения кулачка.
Если между начальной поверхностью кулачка радиусом г и контактной поверхностью пластинки будет задан начальный зазор Дх (см. рис. 7 8,а), то действительное перемещение контртела определится зависимостью
• 2 Р
x = csm Ах, (7.4)
а начало перемещения будет происходить после достижения угла поворота величины
Р = 2 arcsin
Рис. 7.8. Схема взаимодействия кулачка с опорными пластинами ведущего звена
Полная величина продольного хода контртела (размах цикла) за один оборот кулачка будет равна (рис. 7.8)
А — с — Дх 0< Дх<с
Перемещение контртела в вертикальном направлении (вдоль оси У) с целью образования зазора h0 (рис. 7.7.) будет определяться по зависимости, аналогичной формуле (7.4), с учетом углового смещения |
(7.6) |
(7.7)
где у = а/Ь - соотношение размеров кулисы (рис. 7.7).
Максимальная величина подъема контртела над образцом (начальный зазор) определяется из формулы
(7.8)
Взаимодействие пары трения будет происходить в те периоды времени, когда у - 0.
Задавая определенные значения Дх и Ау, можно получить различные параметры цикла ударно-абразивного изнашивания от безударного знакопеременного трения (Ду > с) до чисто-ударного без трения (Дх > с)-
На рис. 7.9 изображены некоторые циклограммы
( л *=- с) |
и поперечного |
относительного продольного |
перемещении контртела.
Следует заметить, что при реализации чисто-ударного цикла шатун 11 (рис. 7.7) должен быть застопорен неподвижно.
Техническая характеристика разработанной установки приведена в табл. 7.8.
В этой же таблице даются параметры изнашивания в сопряжении кольцо-канавка (СКК) алюминиевых поршней двигателей внутреннего сгорания при различных режимах их работы [28, 29].
Таблица 7.8 - Параметры процесса износа в сопряжении кольцо-канавка и техническая характеристика установки
|
Рис. 7.9. Циклограммы относительных продольных ^ и поперечных |
7 перемещений контробразца при различных начальных условиях. Стрелками показано направление продольного перемещения
Можно видеть, что технические возможности установки перекрывают все реально существующие в СКК поршней двигателей параметры износа. Возможно проведение испытаний на форсированных режимах: повышенная температура, высокое удельное давление в паре трения, повышенный ударный импульс, введение в зону трения смазки с абразивом и др.
Важным элементом любой машины для испытания износостойкости образцов или деталей является устройство для измерения величины износа.
Схема устройства и конструктивное оформление зависят от характера износа (линейный, весовой или объемный) и формы и размеров испытуемых образцов и
Рис. 7.10. Устройство для закрепления образца в испытательной установке н измерения его износа (пояснения см. в тексте) |
деталей. В разработанной установке реализуется линейный характер износа образцов призматического типа (сечение 2x10 мм, длина 15-20 мм), оцениваемым по уменьшению размера по нормали к поверхности трения.
На рисунке 7.10 приведена схема приспособления для крепления образца и измерения его износа. Пластинчатый образец 2, вырезаемый из испытуемого основного или наплавленного металла, закрепляется в пиноли 5 с помощью кольцевого зажима 3 через прижимной сегмент 4. Зажим осуществляется с помощью болта 13. Контактная поверхность пиноли имеет насечку, исключающую смещение образца под действием периодических ударов контртела 1 по образцу.
Настройка первоначального зазора А0 между торцевой поверхностью цилиндрического контртела 1 и поверхностью износа образца производится в положении максимального
подъема кулисы 14 (т. е. при Р « л/2 на рис 2.2) с помощью плоского инструментального щупа требуемой толщины путем осевого перемещения контртеда вниз с последующей фиксацией его положения в кулис^.
По мере линейного износа образца величина зазора А0 будет возрастать на величину ДА0, измерение которой производится следующим образом.
it 1, начинают вращать чтобы калибровочный влево. Благодаря уклону |
Освободив стопорный бо микрометрический винт 10 так клиновидный упор 7 переместился (угол а) опорной поверхности (1:10), пиноль 5 будет подниматься вместе с образцом вверх до исходного значения hu. С целью повышения точности измерения величины ДА0 винт 11 клиновидного упора и микрометрический винт 10 имеют одинаковые направления резьбы с разницей шага, равной 0,25 мм. Следовательно, за 1 оборот винта 10 пиноль 5 переместится на величину 0,025 мм. И меющийся лимб на микрометрическом винте 10 (20 делений) позволяет фиксировать вертикальное перемещение образца (т. е. измерить линейный износ ДА0) с точностью до 0,00125 мм. Линейная шкала 9 облегчает
отсчет больших величин износа образца.
В целях повышения чувствительности измерительного устройства образец 2 и контртело 1 включаются в специальную электрическую цепь с триодным ключом, позволяющим фиксировать световым сигналом (микролампочкой) момент замыкания цепи, что свидетельствует о достижении исходного зазора Л„. Включение контртела 1 и образца 2 в электрическую слаботочную цепь возможно благодаря электроизоляционной прокладке 8 между корпусом в устройстве и станиной установки.
В качестве иллюстрации возможностей разработанной методики на рис. 7.11 приводятся результаты испытаний образцов из поршневого алюминиевого сплава марки АЛ 25. Образцы изготавливались в виде пластинок прямоугольного сечения размером 10x2 мм, контртело - цилиндр диаметром 16 мм из чугуна, идущего на изготовление компрессионных колец поршня, начальный зазор h0 - 0,5мм, сила прижатия в паре трения N - 300 Н.
Как видно из рисунка, разработанная методика оценки износостойкости металла при трении-скольжении с ударом позволяет разделить основные факторы, определяющие работоспособность СКК (температура, удар, трение, смазка и др.), что необходимо при разработке материалов для упрочнения канавок и технологии их нанесения. Важно также отметить, что методика дает возможность выделить из общей величины формоизменения исследуемого образца Ah ту ее часть, которая происходит лишь в результате необратимой (пластической) деформации металла от ударных нагрузок.
При одновременном воздействии на образец трения - скольжения и удара общее формоизменение происходит вследствие линейного износа его плоской поверхности (АИи)
и упругопластического деформирования (Ah£)
Рис. 7.11. Зависимость осадки образца ДА от числа циклов нагружения при различных параметрах: 1 - Т= 523 К, А = 1мм 2 - Г*= 293 К, А = 1мм; 3 - Т= 523 К, А ■= 0 (чистый удар); 4 - Т~ 293 К, А = 0. |
АЛ = АЛИ + ДЛ£ (7.9)
Для оценки стойкости наплавленного металла (н) формоизменению целесообразно пользоваться
относительными критериями, принимая в качестве единицы сравнения стойкость основного металла (о). Тогда относительные критерии можно определить по зависимостям:
^ОГЩН |
(7.10) |
Е = 1- |
АА. АА0 АА., АА„ АА, ДА.. |
S = 1 - |
где 5 ^ 7^, Етк - относительные критерии формоизменения: интегральный, износа и деформационный соответственно.