СВАРКА И НАПЛАВКА АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ
Влияние расстояния между электродами на геометрическую форму швов
Технологические особенности сварки алюминия и его сплавов обусловлены большой их теплопроводностью и теплоемкостью. Поэтому для сварки алюминия был выбран расщепленный электрод при поперечном
121
расположении электродных проволок по отношению ко шву, что обеспечивает равномерное оплавление обеих кромок свариваемых деталей и рассредоточение тепла дуги. Это будет способствовать увеличению размеров сварочной ванны и времени ее существования, что создает условия для более глубокой металлургической обработки расплавленного металла и лучшей его дегазации.
В связи с этим представляет интерес исследовать влияние режима сварки и рассредоточения энергии дуги за счет применения расщепленного электрода на геометрические размеры шва.
Опыты проводились на автомате А1416. Питание дуги осуществлялось от преобразователя ПСМ-1000. В качестве электрода использовались две проволоки диаметром 2,5 мм.
К обоим электродам подведен общий токоподвод. Наплавка производилась под флюсом ЖА-64. Расстояние между электродами измерялось в ходе опытов от 13 до 20 мм.
Из пластин с наплавленными валиками вырезались поперечные темплеты в количестве 12 - 15 штук. На приготовленных макрошлифах замеряли ширину валика и высоту усиления. Глубина проплавления во всех опытах равнялась толщине основного металла. На всех исследованных шлифах пор не обнаружено.
При изменении расстояния между электродами ширина наружного усиления шва увеличивалась от 30,5 до
39,5 мм (рис. 4.8), а высота снижалась от 6,5 до 4 мм. Краевой угол смачивания наружного усиления шва с увеличением расстояния между электродами до 16 мм уменьшается до 25°, а при дальнейшем увеличении расстояния более 18 мм возрастает до 27°, что объясняется получением шва специфической формы, при которой происходит проседание середины шва.
Расстояние между электродами Рис. 4.8. Влияние расстояния между электродами на геометрические раамеры шва |
Как видно из полученных результатов, оптимальным расстоянием между электродами следует считать 16-18 мм.
Согласно результатам механических и коррозионных испытаний полученных сварных соединений, изменение толщины формирующей планки и расстояния между электродами не оказывает заметного влияния на прочностные и коррозионные свойства сварных соединений, которые составляют:
- предел прочности - ав “77-82 МПа;
- угол загиба - а= 180°;
критерий коррозионной стойкости (при допустимом значении по ТУ А < 30 %), % /4=7,36-16,28.