СВАРКА И НАПЛАВКА АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ

Автоматическая сварка алюминиевых емкостей

Производственное внедрение автоматической сварки толстолистового алюминия под флюсом закрытой дугой производилось на ОАО “Азовмаш” (бывший завод тяжелого машиностроения) при изготовлении алюминиевых цистерн, на Моршанском и Пензенском заводах химического машиностроения для производства алюминиевых емкостей и др.

Отработка режимов сварки продольных стыков в производственных условиях при изготовлении емкостей производилась на пластинах размером 2000x400 мм и толщиной 16, 20, 25 и 28 мм. В отличие от существующей на заводах технологии двухсторонней сварки по слою флюса АН - А1 или ручной дуговой сварки, сварка под слоем флюса ЖА - 64 производилась за один проход с одной стороны с полным проплавлением свариваемых листов на всю толщину. Отработка режимов сварки, а также сварка опытной партии днищ и контрольных планок для алюминиевых емкостей производилась на стендах, обеспечивающих плотное прилегание свариваемых листов к формирующим планкам с помощью пневмоцилиндров (рис.5.1). Для формирования обратной стороны шва при однопроходной односторонней сварке опытной партии днищ на имеющиеся флюсовые подушки устанавливались стальные формирующие планки размером 250x150x25 мм с выфрезерованной канавкой глубиной 4 мм и шириной 26 - 28 мм. Поджатие формирующих планок к нижней стороне свариваемого днища осуществлялось с помощью пневмошланга диаметром 90 мм, установленного внутри подушки. Сборка контрольных планок и полотнищ производилась с зазором 6-8 мм. Сварка в производственных условиях показала, что необходимые геометрические параметры шва, а также свойства сварных соединений обеспечиваются при использовании режимов сварки, выбранных на основе разработанной номограммы (рис. 4.13). Рентгенопросвет контрольных планок и сваренных полотнищ для днищ алюминиевых емкостей показал отсутствие в металле шва пор и шлаковых включений. Механические испытания полученных сварных соединений свидетельствуют об их высоких прочностных и пластических свойствах, что создает благоприятные условия при штамповке заготовок для днищ (рис. 5.2).

Рис. 5.1. Стенд д ля сварки стыковых соединений длиной до 10 м

Предел прочности сварных соединений составляет 76 82 МПа с разрывом образцов вне шва, а угол загиба а

180° Многочисленные результаты коррозионных испытаний сварных соединений, проведенные по методике ИЭС имени Е. О. Патона [94], показали, что критерий коррозионной стойкости сварных соединений, полученных при автоматической сварке под флюсом закрытой дугой в производственных условиях, не превышает 14 %( А < 14 %). Согласно техническим условиям на изготовление алюминиевых конструкций, допускается снижение коррозионной стойкости сварных соединений по сравнению с основным металлом до 30 % ( А £ 30 %). Поэтому полученные результаты коррозионных испытаний свидетельствуют о достаточно высокой коррозионной стойкости сварных соединений, выполненных

Рис. 5.2. Днище железнодорожной цистерны после сварки и штамповки

автоматической сваркой под флюсом закрытой дугой [124].

Для сварки кольцевых стыков при изготовлении алюминиевых емкостей был использован стационарный роликовый стенд с электроприводом, обеспечивающим плавную регулировку скорости вращения обечайки, а следовательно, и скорость сварки. При этом сварка осуществлялась внутри обечайки трактором ТС-33.

Для сварки кольцевых швов обечаек диаметром

2000.. .3200 мм в первоначальном варианте применялся бандаж из малоуглеродистой стали Ст 3 толщиной 14 мм с выфрезерованной канавкой и состоящей из шести сегментных пластин, соединяемых винтовыми стяжками.

Однако установка бандажа такой толщины на обечайку при сварке кольцевых швов вызывает затруднения. Поэтому в дальнейшем толщина бандажа устройства была снижена до 6 мм. При этом плотное прилегание бандажного кольца к обечайке было обеспечено при наличии только винтовых стяжек, что значительно упрощает процесс сборки кольцевых стыков (рис. 5.3). Необходимые размеры формирующей канавки на бандажном кольце были получены путем штамповки.

45“

Рис. 5.3. Бандаж для сварки кольцевых швов

Проведенные механические и коррозионные испытания сварных соединений, полученных при сварке кольцевых стыков, а также рентгенопросвет металла свидетельствуют, что свойства кольцевых швов при автоматической сварке закрытой дугой равноценны механическим и коррозионным свойствам швов, полученным при испытании продольных стыков, и отвечают требованиям, предъявляемым к сварным алюминиевым

конструкциям.

Изготовление специальных толстостенных фланцев для алюминиевых емкостей обычно производится путем плазменной вырезки заготовки из листа требуемой толщины. При этом отходы листового алюминия составляют 70 - 75 %. С целью экономии металла более рациональной схемой производства алюминиевых фланцев является вальцовка заготовки требуемого сечения с последующей сваркой замыкающего стыка. Однако используемая при этих целях на заводе “Моршанскхиммаш” ручная сварка неплавящимся электродом в среде аргона является малопроизводительным и дорогостоящим процессом. Наиболее рациональным способом сварки толстолистового алюминия является автоматическая сварка под флюсом закрытой дугой [98]. Поэтому на Моршанском заводе химического машиностроения была произведена сварка алюминиевых фланцев сечением 90 х 60 мм с целью определения возможности применения для этих целей автоматической сварки под флюсом закрытой дугой [128].

Сварка выполнялась двумя электродными проволоками марки А85Т диаметром 4 мм на специализированной приставке конструкции ПГТУ, позволяющей плавно регулировать скорость подачи электродной проволоки, токоподвод к которой осуществлялся через подающий латунный вал и направляющие трубки. В качестве источника питания использовался сварочный трансформатор ТШС-3000.

Учитывая незначительную протяженность шва, сварка выполнялась без выводных планок. Поэтому с целью удержания в процессе сварки расплавленного металла и шлака устанавливались снизу и по бокам свариваемого стыка формирующие стальные планки с выфрезерованными канавками для создания усиления шва.

Процесс сварки производился на режиме / * 1800 - 2000 А; 17, = 34 - 36 В; V - 8 м/ч. Чтобы обеспечить проплавление металла на всю толщину в начале шва, сварочная приставка располагалась на расстоянии 15-20 мм от края стыка и производилась выдержка на месте в течение 12-15 сек. После этого осуществлялось перемещение приставки вдоль стыка со скоростью сварки. В конце шва производилась остановка сварочной приставки с последующим плавным снижением скорости подачи электродной проволоки, а следовательно, и величины сварочного тока с целью заварки образующегося кратера.

Для определения качества сварных алюминиевых фланцев производились механические и коррозионные испытания сварных соединений, а также исследования структуры металла шва и определения его химического состава. Согласно полученным результатам, предел прочности сварных соединений при испытании на разрыв составляет ств 74 78 МПа, а угол загиба а = 180°

Коррозионные испытания, проведенные по методике ИЭС имени Е. О. Патона [94], свидетельствуют о высокой коррозионной стойкости полученных сварных соединений. Критерий коррозионной стойкости составляет 3,5 % при допустимом значении по ТУ на данное изделие А <, 30 %. Металлографические исследования показывают отсутствие каких-либо дефектов сварки в виде газовых пор, шлаковых включений и непроваров. На рис. 5.4 приведен макрошлиф сварного соединения. Химический анализ металла шва

Рис. 5.4. Макрошлнф сварного алюминиевого фланца

показал, что содержание Si и Fe находится на уровне с основным металлом.

Таким образом, проведенные исследования подтверждают высокое качество сварных соединений, полученных при автоматической сварке алюминиевых фланцев под флюсом закрытой дугой.

СВАРКА И НАПЛАВКА АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ

Сергей Шапран производитель алюминиевых конструкций

Главной чертой Сергея Шапрана является целеустремленность, именно поэтому предприниматель решил не просто вернуть предприятие в рабочее состояние, а подарить ему вторую жизнь.

Расходные материалы, необходимые для сварки

Чтобы выполнить сварку прочно и качественно, недостаточно иметь только сварочный аппарат. Дополнительно потребуется подобрать расходные материалы с учетом вида свариваемого металла. Перед началом работы определите, что именно вам нужно, и …

Критерии выбора сварочных аппаратов

Есть несколько факторов, анализировать которые при выборе сварочного аппарата нужно обязательно в магазине сварочного оборудования. Следует учесть рабочий диапазон температур, а также мощность. Рекомендуется учесть возможность смены полярности, и показатель …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.