Устройство кузовов железнодорожных вагонов
Основными частями любого железнодорожного вагона независимо от его типа и назначения являются:
1) ходовые части — колесные пары, буксы с подшипниками, рессоры, тележки;
2) рама, опирающаяся на тележки и служащая основанием для кузова;
3) ударно-упряжные приспособления с буферами и винтовыми стяжками или с автосцепкой, прикрепляемые к раме;
4) кузов, оборудованный для пассажиров или для укладки грузов;
5) тормозное оборудование.
Кузов всякого вагона состоит из каркаса (обрешетки), обшивки и внутреннего оборудования.
Рис. 286. Каркас (обрешетка) кузова грузового вагона грузоподъемностью 16,5—18 т |
Кузов грузового вагона. Двухосные грузовые крытые вагоны выпуска до 1925 г. грузоподъемностью 16,5—18 т Имеют кузова с деревянным каркасом (рис. 286). Каркас состоит из 20 стоек (4 угловых, 4 дверных, 4 лобовых и 8 боковых промежуточных), двух верхних обвязочных продольных брусков, двух поперечных лобовых фрамуг и поперечных потолочных дуг — гнутых или выпиленных. Стойки каркаса дубовые или лиственничные, все другие деревянные детали каркаса из сосны.
Внизу стойки прикреплены к раме скобами и болтами, вверху боковые стойки соединены с обвязочными брусками посредством шипов. Угловые и лобовые стойки соединяются с фрамугами болтами, фрамуги и потолочные дуги связаны с продольными брусками обвязки шипами «ласточкин хвост». Все угловые соединения усилены привернутыми на болтах железными угольниками. Способы соединения брусков каркаса показаны на рис. 287.
К продольным брускам обвязки и к наружным сторонам фрамуг привинчен карниз.
Стены с внутренней стороны обшиты досками (вагонкой) толщиной 22 мм, сплоченными в паз и гребень без клея; гребень всегда обращен кверху. Торцы обшивки прирезаны в фальцы, отобранные в угловых и дверных стойках. В углах прикреплены бруски треугольного сечения, прикрывающие все стыки. Обшивка начинается от рамы, так что доски пола торцами примыкают
1 — угловая стойка; 2 —фрамуга; 3 — верхний обвязочный брус; 4 — металлический угольник для дополнительного крепления соединения фрамуги с верхним обвязочным брусом; 5 — железная полоса для усиления потолочной дуги; 5 — промежуточная потолочная дуга; 7 — стальная потолочная дуга; в —дверная потолочная дуга; 9— двервая стойка; 10—металлическая деталь для дополнительного крепления соединения дверной стойки с верхним обвязочным брусом; //— промежуточная стойка; 12 — металлический угольник для дополнительного крепления соединения угловой стойки с верхним Обвязочным брусом |
К низу обшивки. К деревянным стойкам и дугам обшивка прикреплена гвоздями, а к металлическим элементам — винтами. Стыки торцов досок обшивки верха вагона делают вразбежку (в шахматном порядке), обязательно посредине ширины дуги. Ширина обшивочной доски с гребнем 99 мм.
Пол настлан поперек вагона досками толщиной 48 мм и шириной 244 мм, сплоченными в четверть без клея. К обвязке рамы доски пола прикреплены болтами, а к деревянным брусьям рамы— гвоздями. Примыкание настила к лобовым стенам вагона закрыто треугольным бруском на гвоздях, а примыкание к об - 394 Шивке— полоской стали сечением 40x6 мм, привинченной к обвязке вагонной рамы.
Дверь грузового вагона представляет собой раму, обшитую вагонкой с наружной стороны. Рама состоит из двух стоемных брусков, двух поперечных, одного горизонтального средника и одного раскосного (диагонального) бруска. Доски обшивки расположены вертикально; к горизонтальным брускам они прикреплены гвоздями, к раскосу — шурупами.
Внутреннее оборудование кузова грузового вагона исключительно простое. Оно состоит из несъемных настенных досок и подставных брусков, привинченных к продольным стенкам кузова. Служит оно для настила двухъярусных нар и вещевых полок. Поперечное сечение настенных досок 228X50 мм.
Грузовые крытые вагоны с деревянным каркасом кузова недостаточно устойчивы, поэтому при капитальном ремонте вагонов описанного типа деревянные стойки каркаса заменяют металлическими из уголковой стали, устанавливают металлические раскосы, а обшивку лобовых стен на 1440 мм от рамы делают толщиной 40 мм.
У крытого грузового вагона грузоподъемностью 20 т каркас металлический. Обшивка прикреплена болтами, опалубка для крыши — гвоздями к деревянным брускам, вставленным в металлические потолочные дуги. Нижняя часть обшивки стен сделана из досок толщиной 40 мм. Обшивка двери деревянная.
Малопогрузные вагоны в 16,5—18 и 20 г все больше вытесняются четырехосными грузовыми вагонами грузоподъемностью 50 И 60 т. Каркас большегрузного вагона цельнометаллической сварНой конструкций. Деревянная обшивка крепится к, каркасу болтами. У лобовых стен до высоты 1870 мм, а у боковых до высоты 1430 мм обшивка сделана из досок толщиной 40 мм и шириНой 110 мм. Верхняя часть обшивки и опалубка кровли — из доСок толщиной 22 мм.
Рама двери металлическая, обшивка двери состоит из горизон-
Е |
Ально расположенных досок, из которых одиннадцать (снизу) олщиной 40 мм, а остальные толщиной 22 мм.
Кузов пассажирского вагона. Каркас деревянного кузова пассажирского вагона состоит из верхних и нижних обвязок, сделанных из продольных и поперечных брусьев, продольных и поперечных балок под настил пола, из стоек и раскосов для стен, из фрамуг и потолочных дуг.
Продольные брусья обвязок — составные по длине; сращивают их в замок с натяжным клином. Соединение усиливается металлическими накладками, стянутыми болтами. Продольные и поперечные балки под настил пола соединяются с брусьями нижней обвязки шипами, причем места соединений дополнительно крепятся металлическими угольниками на глухарях.
Шиповое соединение угловых стоек с обвязками, особенно С нижней, очень сложно как по разметке, так и по выполнению (рис. 288). Разметка производится по шаблонам, выработка шипов и гнезд делается вручную, так как здесь станочная обработка недоступна. Все остальные 'стойки — дверные, оконные и промежуточные — соединяются с обвязкой прямым глухим одинарным шипом. Рядом с оконными стойками пропускаются длинные болты
Рис. 288. Соединение угловых брусков с обвязкой: А — вверху; б — внизу; /— продольный брусок обвязки; 2 — стойка; 3—поперечный брусок обвязки |
Л
(струны), стягивающие бруски верхней и нижней обвязки и скрепляющие кузов с рамой вагона.
В глухих местах стен кузова, т. е. там, где нет оконных или дверных проемов, между вертикальными стойками вставлены по диагонали раскосы (рис. 289). Раскосы вдалбливают шипами в ду - 396 Бовые башмаки, привертываемые глухарями в угол между стойкой и брусом обвязки.
Вверху поперек кузова устанавливают металлические потолочные дуги и деревянные фрамуги, соединяющиеся с продольными брусьями верхней обвязки. К металлическим дугам прикрепляют болтами и шурупами выпиленные деревянные дуги, к которым крепят гвоздями опалубку для крыши и обшивку потолка.
Фрамуги располагают над поперечными внутренними перегородками кузова. Их соединяют с обвязочными брусьями шипами. По нижней кромке каждой фрамуги пропущен плоский или круглый стальной прут для поперечного стягивания брусьев обвязки.
Все угловые соединения деревянных деталей кузова дополнительно укрепляются металлическими угольниками на болтах.
Материал угловых, дверных и оконных стоек, нижней обвязки и брусьев для настила пола — дуб или лиственница; все остальные деревянные детали кузова из сосны.
Стены, потолок и пол деревянного кузова пассажирского вагона имеют двойную обшивку из сосны — наружную и внутреннюю. Размеры досок для обшивки, их расположение и способ сплачивания приведены в табл. 34.
Таблица 34 Обшивка деревянного кузова пассажирского вагона
|
Между наружной и внутренней обшивкой с целью утепления вагона прокладывают шевелин. Шевелин представляет собой слой льняных очесов (пакли), покрытый с обеих сторон бумагой и прошитый шпагатом. Для вагонов берут шевелин толщиной 12,5 и 25 мм.
В последние годы вместо шевелина широко применяют ми - пору. М и п о р а представляет собой застывшую пену мочевин - ной кислоты и формалина. Для укладки мипоры на место глыбы распиливают на плиты по размерам и форме мест укладки. Ми - пора микропористого строения очень легкая (20—30 кг/м3), Исключительно малотеплопроводна (0,03 кал/м час), не горит, не гниет. При обшивке кузова на вагоностроительном заводе бока и потолок вагона сначала обшивают с внутренней стороны. Потом вставляют в межобшивочное пространство в местах, где прикрепляют багажные полки, вешалки и другие устройства внутреннею
Рис. 290. Кузов цельнометаллического вагонаг /— хребтовые балки; 2—нижний обвязочный зет; 3— про* дольный зет боковой стены; 4— наружная стальная обшивка; 5 — стойка боковой стены; 6 — верхний обвязочный зет; 7— дуга крыши; 8 — стальной лист крыши толщиной 2 мм: 9—продольный зет крыши; 10— балка пола; // — стальной лист пола толщиной 3 мм 12 — поперечная балка |
Оборудования, деревянные закладки и вслед за этим укладывают шевелин или мипору. Затем делают наружную обшивку.
Пол сначала настилают на гвоздях нижний, затем укладывают шевелин и планками на гвоздях прикрепляют его к нижнему полу и брускам обвязки. После этого настилают верхний пол.
В жестких вагонах внутренняя обшивка с лицевой стороны должна быть хорошо острогана, так как внутренние стены кузова, потолок и пол окрашивают укрывистой краской. В мягких вагонах потолок обивается клеенкой, а стены — либо клеенкой, либо линкрустом.
Наружную обшивку стен окрашивают краской и обивают листовой сталью. Для внешней окраски пассажирских вагонов применяют стойкие лакокрасочные материалы, образующие прочную пленку.
Кузов цельнометаллического вагона. Об устройстве кузова цельнометаллического вагона дает представление рис. 290. Из дерева делают только внутреннюю обшивку. Пространство между внутренней и стальной наружной обшивкой
А — горизонтальная; б — вертикальная; в —угловая закругленная; г — по электропроводке; д — угловая фигурная |
Пол вагона настилают столярными плитами толщиной 19 мм. Размеры плит (1800X1900 мм) соответствуют размерам площаДи купе, поэтому при смене плит не нужно разбирать внутренние Перегородки вагона.
Внутреннюю обшивку стен делают из облицованной многослой-
399
Ной фанеры толщиной 10 мм, места под окнами и над ними обшивают фанерованными столярными плитами толщиной 19 мм. Для обшивки потолка применяют 4-миллиметровую необлицован - ную фанеру. Фанеру и плиты прикрепляют к сосновым брускам, разложенным по полкам металлических профильных балок каркаса. Стыки между листами фанеры и стыки между плитами закрывают дубовой раскладкой. Раскладку прикрепляют шурупами с полупотайными головками, предварительно высверлив под шурупы гнезда. Виды раскладки и способы ее крепления показаны на рис. 291.
Стены вагона отделывают лаком, потолок покрывают линкрустом или клеенкой и разделывают дубовой раскладкой.
Между крышей и подшивным потолком вдоль всего вагона проходит воздухопровод, по которому в вагон подается очищенный, а зимой и подогретый воздух. Труба воздухопровода состоит из звеньев прямоугольного сечения, сделанных из четырехмиллиметровой фанеры. Каждое звено внутри и снаружи покрыто в два слоя асфальтовым лаком. Места соединения звеньев проклеены мешковиной.