Аэрография
Аэрографией называется имитирование древесины нанесением красок способом распыления при помощи особого распылителя— аэрографа. Имитация способом аэрографии наиболее хорошо воспроизводит текстуру древесины, состоящую из ярко выраженных полос, линий и штрихов-, например палисандра, ореха. (
Аппараты и материалы. Аэрограф имеет в основном такое же устройство, как пистолет-распылитель, показанный на рис. 317. Он лишь несколько меньше его по размерам и при этом стаканчик для краски прикреплен так, что его можно устанавливать относительно корпуса аэрографа в. любом положении. Благодаря этому облегчается отделка неудобно расположенных поверхностей. Регулированием силы нажима на ку'рок увеличивают или уменьшают количество поступающих в аэрограф сжатого воздуха и краски. При большом объеме работ можно заменить стаканчик подвесным бачком.
Потребное давление сжатого воздуха при работе аэрографом— до 2 ат. Питание аэрографа воздухом может происходить от общезаводского воздуховода, от компрессора или от специальной воздуходувки несложного устройства (рис. 326).
Аэрограф, как и любой пистолет-распылитель, требует заботливого ухода, прежде всего тщательной и своевременной промывки.
Материалы. Имитация способом аэрографии выполняется преимущественно кроющими красками — тонкотертыми масляными, казеиново-масляными, темперой, нитроэмалями. Готовые масляные краски разбавляют на месте работ олифой, скипидаром или уайт-спиритом; темперу — водой в соотношении от 1 : 1 до 1 : 2 с фильтрованием через марлю; нитроэмали — разбавителем РДВ или растворителями № 646, 648,
Рис. 326. Аэрограф с переносной воздуходувкой: 1—аэрограф со стаканчиком; 2 — шланг для подачи сжатого воздуха; 3 — воздухосборник; 4 — лопасти воздуходувки, укрепленные на валу электродвигателя (закрыты ребристым металлическим кожухом); 5 — электродвигатель 0,3 кет |
Краску подбирают под цвет породы, под которую древесину имитируют, Например, для имитации под палисандр берут жженую умбру. Довольно часто применяют коричневый марс разных тонов, жженую кость, краплак. Лучшими для имитации аэрографией считаются нитроэмали. Они быстро сохнут и образуют прочные водо - и светостойкие покрытия. Применение нитроэмалей допускается только при наличии на рабочих местах вытяжной вентиляции.
Масляные краски дают хорошую имитацию, ио они долго сохнут.
Темпера сохнет быстрее масляных красок. Кроме того, она не требует устройства вытяжной вентиляции, но дает менее прочное покрытие. Второй недостаток темперы состоит в том, что нерастворенными частичками входящего в нее казеина часто засоряется аэрограф»
Перед имитацией на поверхности заполняют поры. В случаях необходимости вместо порозаполнения поверхность можно шпаклевать с предварительным грунтованием. Грунтование и Шпаклевание с подкраской под цвет древесины, под которую делают имитацию, могут заменить первую фоновую окраску, которую обычно выполняют имитирующей краской. Поверхность, подлежащую после имитации полированию, шпаклевать нельзя.
Для порозаполнения и грунтования рекомендуется эмульсия, в которую входят 13% канифоли, 27% скипидара, 9% казеинового клея, от 1 до 3'%- красителя, остальное — вода. Применяется также иорозаиолнитель менее сложного состава. Его приготовляют из отмученного мела (З6'%«), натуральной олифы (4%), казеинового клея (10%) и воды (остальное).
Шпаклевки употребляют быстросохнущие — МБШ и АШ-30. На месте можно приготовлять лаковую шпаклевку из молотого мела (51%), тяжелого шпата (6%'), пигмента (17,5%), подма - зочиого масляного лака (23'%<) и воды (2,5%), а также масляно - клеевую шпаклевку, в которую входит 60% мела, 8% олифы, 2% клея, 30% воды.
Техника выполнения аэрографии. Аэрография производится по тщательно подготовленной, полностью просушенной и хорошо отшлифованной поверхности. Обязательно удаление ворса, так как после аэрографии, особенно в тех случаях, когда она выполняется водными составами (темперой), неудаленный ворс поднимается и поверхность становится шероховатой.
Процесс аэрографии состоит из операций: нанесения фона, нанесения текстуры, создания оттенков.
Фон наносят краской под цвет самого светлого тона натуральной древесины, под которую производят .имитацию. Покрытие делают сплошное. Аэрограф держат на расстоянии 150— 200 мм от отделываемой поверхности. Скорость движения аэрографа при нажиме на курок до отказа можно доводить до 20 м/мин; при меньшем нажиме движение аэрографа замедляют. Краску наносят вдоль волокон.
Текстуру наносят полосами и линиями, похожими по цвету, ширине и расположению на полосы и линии натуральной текстуры. Расстояние, на котором держат аэрограф от имитируемой поверхности, зависит от ширины наносимых полос. Например, при имитации под палисандр полосы должны быть шириной 2—3 мм и отстоять одна от другой на расстоянии 2—5 мм; в этом случае аэрограф держат на расстоянии 10—15 мм от поверхности и перемещают его со скоростью 1—2 м! мин с небольшим нажимом на курок. С увеличением*ширины полос аэрограф от поверхности отдаляют, одновременно усиливают нажим на курок и увеличивают скорость движения распылителя. Усилить или смягчить тон полос можно путем регулирования подачи краски.
Для обработки текстуры, т. е. для придания оттенков, применяют ту же краску, которой наносили полосы, но более разбавленную, или краску, специально подобранную по цвету. Тонирование производится широким распылением с удалением аэрографа от отделываемой поверхности на 150—200 мм. Скорость движения аэрографа при этом зависит от наносимого оттенка и составляет в среднем около 10 м/мин. Степень оттенения того или иного места определяется характером натуральной текстуры. Более темные оттенки, как правило, придают тем местам, где неудачно выполнен основной рисунок,
Аэрографией отделывают изделие в деталях, т. е. до сборки. Шипы у деталей прикрывают полосами картона или жести, так как попадающая на них из аэрографа краска уменьшает прочность вязки. Одинаковые детали укладывают в ряд так, чтобы они образовали одну общую поверхность, и отделывают одновременно.
При имитации хвойной древесины нужно следить, чтобы полосы наносимой текстуры совпадали с полосами более темной поздней древесины годичных слоев.
Рис. 327. Крышка стола с имитацией способом аэрографии |
При работе аэрографом его плотно охватывают кистью правой руки, на курок кладут указательный и средний пальцы. Положение кисти не следует изменять, так как от этого будет изменяться расстояние между соплом аэрографа и отделываемой поверхностью и в результате нарушатся требуемые ширина и яркость (интенсивность) наносимых полос текстуры. Движение руки с аэрографом должно быть свободным, плавным. Напряжение в руке вызывает искажения в направлении полос.
Рисунок имитированной текстуры может быть расположен «в елку», «в конверт», «в шашку» и т. п.
При имитации «в елку» делят поверхность по средней линии на две части. Когда имитируют одну часть, закрывают вторую листом плотной бумаги. Для того чтобы лист бумаги не поднимало струей сжатого воздуха, на него накладывают небольшой груз, например выстроганный брусок, линейку. Полосы текстуры наносят под углом 45° к средней линии.
При имитации «в конверт» поверхность по диагоналям делят на четыре треугольника и каждый треугольник обрабатывают отдельно. Остальные три части закрывают бумагой.
При отделке «в шашку» или по другой более сложной фигуре обычно применяют вырезанные из бумаги трафареты. На рис. 327 показана крышка стола, отделанная способом аэрографии.
Окончательная отделка имитации аэрографией производится нитролаком способом распыления. Имитацию, выполненную водными составами красителей или пигментов (темперой), покрывают нитролаком два-три раза". Для имитации, сделанной масляными красками и нитроэмалями, нитролаковое покрытие не обязательно. При отделке высшего качества имитированная аэрографией поверхность независимо от вида краски, которая применялась для имитации, покрывается нитролаком пять-шесть раз. После этого поверхность полируют пастой № 290, промывают полировочной водой и глянцуют плюшем или мехом.
Окончательную отделку выполняют после сборки изделия.