Современные БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ И МАШИНЫ
Ремонт стиральных машин
Меры безопасности. Все виды ремонтных работ следует выполнять только на полностью отключенной от электросети машине. При этом штепсельная вилка должна быть вынута из розетки электрической сети. При необходимости проверки работоспособности машины в рабочем состоянии нельзя прикасаться к токоведущим элементам, а также к узлам, которые могут прийти в движение от электродвигателя.
Категорически запрещается включать машину в электросеть без заземления. Включение машины в работу и подсоединение к водопроводу и канализации необходимо выполнять в соответствии с руководством по эксплуатации.
/
Машины типа СМ-1 (рис. 3.27) следует ремонтировать в такой последовательности.
1. Вынуть пробку 7, вывернуть винт 8, снять ручку 9 и отвернуть гайку 6. Снять шайбу 10, прокладку 5 и отвернуть пять винтов, постепенно подавая шнур 1 через ниппель 2 внутрь кожуха 14. Снять кожух 4.
2. Придерживая крыльчатку электродвигателя 3, отвернуть активатор 12, вращая его по часовой стрелке. Отвернуть диск 15, используя для этого отверстие на его торце, и снять диск. При этом необходимо помнить, что на активаторе резьба левая, а на диске — правая.
. Вид А
3. Далее заменяют отказавший элемент и собирают машину в обратной последовательности, обращая внимание на следующее:
А) устанавливая электродвигатель 3, нужно следить за правильной насадкой втулки 13 и не допускать перекосов;
Б) монтируя активатор, необходимо следить, чтобы сальник 11 не вывернулся и правильно облегчал ступицу активатора, а имеющаяся в сальнике пружина осталась в своем рабочем положении;
В) устанавливая плату, следует проверить наличие уплотнительного кольца 14
Г) перед установкой кожуха надо проверить правильность положения уплотнителя;
Д) установить штуцер 16, проверить наличие уплотнительной прокладки 19 и кольца 17 в пробке 18.
Машину СМ-1,5 ремонтируют аналогично машине СМ-1. Отличительной особенностью машины СМ-1,5 является наличие ременной передачи. При эксплуатации стиральной машины возможно ослабление натяжения ремня. Для регулирования его натяжения необходимо:
Отключить машину от сети, снять поддон, ослабить винты крепления электродвигателя. Натяжение считается нормальным, если при приложении усилия в центре ремня, равном 3,9 Н, ремень прогибается на 3—4 мм.
Ремонт машин типа СМР-1,5 достаточно подробно изложен в работе [30].
Машина типа СМР-2 (рис. 3.28) ремонтируют в такой последовательности.
1. Снять верхнюю крышку 1, крышку бака 3, рамку 2.
2. Отвернуть две шпильки 8 с пружиной 10 и снять отжимное устройство 9.
3. Отвернуть две гайки 6, снять шайбы 5 и винты 4. Отвести в стороны панель 7, вывести ее из зацепления с поддоном 17 и отсоединить жгут от клеммной колодки 16 (крышка 12 колодки, винт 11 крепления).
4. Пассатижами разжать зажимы 14 и снять шланги с патрубков электронасоса. Ослабить натяжение ремня 13, отвернув на два — три оборота винт 15, и снять со шкива ремень электродвигателя.
5. Заменить вышедшую из строя деталь. Сбоку производить в обратной последовательности с учетом следующего:
А) наружная плоскость обода активатора должна выступать над плоскостью стенки бака не более чем на 1 мм; регулировку проводят установкой шайб;
3.7. Возможные неисправности машин типов СМ и С/ИР и способы их устранения
Неисправность |
Способ устранения |
Возможная причина
При включении в сеть и включении реле времени электродвигатель не работает
При включении реле времени электродвигатель гудит
Утечка воды из бака
Электродвигатель работает; активатор не вращается
Насос не качает воду
Обрыв питающего шну - ра
1. Неисправен электродвигатель
2. Активатор прижат тканью, электродвигатель перегружен
3. Неисправен конденсатор
1. Неплотно затянут диск активатора
2. Неплотно прилегает уплотняющее кольцо
3. Неисправен сальник активатора
4. Забоины на поверхности ступицы активатора
Ослаблено натяжечие ремня или ремень соскочил
1. Засорился фильтр
2. Вышел из строя насос
Устранить обрыв или заменить шнур
Заменить электродвигатель
Освободить активатор, вынуть часть ткани. Машину пустить через 5—6 мин Заменить конденсатор
Снять активатор, затянуть диск
Проверить уплотняющее кольцо
Заменить сальник
Зачистить поверхность ступицы. При необходимости заменить активатор Разобрать машину, натянуть ремень
Очистить фильтр Заменить насос
Б) смещение канавки шкива активатора относительно канавки шкива двигателя не должно превышать 1 мм; регулировку проводят установкой шайб между шкивом и подшипником;
В) натяжение ремня считается нормальным, если под действием силы в 4 Н середина ветви ремня прогибается на 3—4 мм.
Возможные неисправности машины типов СМ и СМР и способы их устранения приведены в табл. 3.7.
Ремонт автоматических машин. В автоматических стиральных машинах применена сложная система управления на основе микропроцессоров, обнаружение неисправностей в которой под силу только квалифицированным специалистом. Методика определения наиболее сложных дефектов изложена в ремонтной документации, которую поставляют разработчики. Ремонт машин СМА на дому можно производить только путем замены отказавшего элемента. Методика определения отказавшего элемента приведена в табл. 3.8, а также в описании электронной системы управления в гл. 6.
Прежде чем начинать разборку всей машины или отдельных ее узлов, необходимо определить место дефекта. Особенностью электро-
3.8. Возможные неисправности машин типа СМА-4ФБ и способы их устранения
Способ устранения |
Неисправность |
Возможная причина
При включении не горит индикатор, машина не работает
Не работает электродвигатель барабана
При включении электродвигатель гудит, но барабан не вращается
Электродвигатель привода барабана работает без реверсирования Электродвигатель привода барабана работает, барабан не вращается Не выдерживается температурный режим стирки
1. Не закрыт люк
2. Неисправен индикатор
3. Обрыв соединительного шнура или неисправна штепсельная вилка
4. Неисправен помехоподавляющий фильтр
5. Неисправен микровыключатель
1. Обрыв в соединительной цепи
2. Вышел из строя электродвигатель
3. Неисправен узел ЭСУ
4. Неисправен датчик - реле температуры
1. Неисправен электродвигатель
2. Пробой фазосдвигающего конденсатора
1. Обрыв соединительной цепи
2. Неисправен узел ЭСУ Ослаблено натяжение
Ремня
1. Неисправен датчик - реле температуры
Закрыть люк Заменить индикатор
Устранить обрыв, заменить шнур или штепсельную вилку
Заменить фильтр
Заменить микровыключатель
Устранить обрыв
Заменить электродвигатель
Заменить узел ЭСУ Заменить датчик-реле температуры
Заменить электродвигатель
Заменить конденсатор
Устранить обрыв
Заменить узел ЭСУ Отрегулировать натяжение ремня или при необходимости заменить ремень Заменить датчик-реле температуры
Неисправность
Вода не заливается в бак
Вода заливается в бак выше допустимого уровня
Вода не откачивается из бака
Сильный шум и вибрация при вращении барабана
Утечка воды
Слабый отжим белья. После отжима белье очень сырое, с него бежит вода
Возможная причина
2. Перегорел нагреватель
3. Неисправен узел ЭСУ
1. Засорилась сетка клапана
2. Неисправно реле уровня
3. Неисправен клапан
4. Обрыв в соединительной цепи
5. Неисправен узел ЭСУ
1. Неисправно реле уровня
2. Неисправен клапан
3. Неисправен командо - аппарат
1. Засорился фильтр насоса
2. Засорился насос
3. Вышел из строя электродвигатель насоса
4. Неисправен узел ЭСУ
1. Ослабло крепление противовесов
2. Не произведен демонтаж деталей, крепящих бак
3. Не отрегулировано устойчивое положение машины
Нарушена герметичность резиновых деталей
1. Насос не откачивает или слабо откачивает моющий раствор
2. Ослаблено натяжение приводного ремня
Способ устранения
Заменить нагреватель
Заменить узел ЭСУ Прочистить сетку
Заменить реле уровня
Заменить клапан Устранить обрыв
Заменить узел ЭСУ Заменить реле уровня
Заменить клапан Заменить командоаппарат
Прочистить фильтр
Прочистить насос Заменить электродвигатель
Заменить узел ЭСУ Подтянуть гайки крепления
Демонтировать детали, крепящие бак
Отрегулировать устойчивое положение машины
Заменить соответствующую деталь
Прочистить фильтр, расправить шланги, заменить насос
Натянуть ремень
Схемы является то, что все цепи питания комплектующих (двигатель, электронагреватель, электроклапан и др.) проходят через микровыключатель в крышке реле уровня и контакты реле температур. Подобная особенность требует применения определенной методики поиска неисправностей в электросхеме машины. Исследуемая цепь, в которой предполагается дефект (определяется по перечню возможных неисправностей), разрывается путем отсоединения съемных контактов соединительных проводов от клемм командоаппарата. Далее проверяют целостность электрических цепей омметром и жгута с комплектующими изделиями. Когда дефект будет обнаружен, приступают к разборке машины и отдельных узлов.
Последовательность разборки показана на рис. 3.29.
Рис. 3.29. Конструкция машины СМА-4ФБ: 1. 13, 28, 29, 32, 33 — винты; 2, 8, 9, 27, 31, 34 — шайбы; 3 — основание; 4 — однополюсный клавишный выключатель; 5 — кулачок; 6 — диск программы; 7 — ручка; 10, 24 гайки; 11 —вкладыш ручки; 12 — верхняя облицовка; 14 — боковая облицовка; 15 — индикатор; 16 — пластина; /7, 19 — облицовки; 18 — панель; 20, 25 — передние стеики корпуса; 21 — крышка фильтра; 22 — фильтр; 23 — опора; 26 — задняя панель; 30 — упор; 35 — верхняя крышка корпуса |