Современные БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ И МАШИНЫ
Автомобильные холодильники
Получение термоэлектрических элементов достаточно высокой добротности привело к обращению изготовителей бытовых холодильников к термоэлектрическим холодильным агрегатам. Были сделаны попытки создать бытовые холодильники большого объема (100—150 дм3) с морозильным отделением и без него, но они не выдержали конкуренции с компрессионными и абсорбционными холодильниками в части энергопотребления. При объеме 120—140 дм3 холодильник с термоэлектрическим материалом высокой добротности потребляет в 3 раза больше электроэнергии, чем компрессионный.
В то же время наряду с тенденцией к увеличению объема домашних холодильников появился спрос на холодильники небольших объемов, в том числе для эксплуатации на транспорте. Эти холодильники должны быть небольшого объема, работать в условиях транспортной тряски при напряжении 12 В или 24 В. В этих условиях термоэлектрические холодильники не имеют конкурентов.
Следует учесть, что продукты в транспортных холодильниках хранятся недолго. Это позволяет повысить температуру до 8—10 °С и при окружающей температуре 30—32 °С перепад температур должен быть 25—27 °С. Это обстоятельство существенно, так как с уменьшением разности температур холодопроизводительность термоэлектрических агрегатов увеличивается больше, чем у компрессионных и особенно абсорбционных. Учитывая это, а также преимущества термоэлектрических холодильников по надежности, уровню звука, удельной материалоемкости, становится очевидным, что целесообразно создавать термоэлектрические холодильники только малых объемов (до 40—50 дм3).
При■разработке автомобильных холодильников следует обеспечить быстрый выход на режим холодильника при питании от генератора автомобиля и длительное поддержание низкой температуры на стоянках, когда расход электроэнергии ограничен емкостью аккумулятора. Естественно, что при потреблении тока силой 2—4 А автомобиль на стоянке может проработать 4—5 ч. При включении питания через батарею будет поступать большой теплоприток, особенно в конструкциях с естественно-контактным теплообменником на горячих спаях.
В холодильнике с принудительной циркуляцией воздуха при отключении питания батарей и вентиляторов возникает достаточно большое термическое сопротивление теплообмену как у горячих, так и у холодных спаев. Больше того, в холодильниках с принудительным охлаждением возможно вынесение термобатареи за пределы термостата, что при отключении питания практически не увеличивает теплоприток в холодильную камеру. Однако эти холодильники имеют большие размеры и потребление электроэнергии, а также уменьшенную надежность в результате появления движущихся элементов (двигателя вентилятора). Кроме того, увеличивается уровень звука.
Несмотря на указанные недостатки практически все фирмы выпускают автомобильные холодильники с принудительной циркуляцией. 66
В СССР серийно выпускается автомобильный холодильник ХАТЭ-12М с искусственным охлаждением пластин радиатора вентилятором. В вентиляторе центробежного типа применен двигатель МЭ-237 или МЭ-233, на одном конце которого установлена крыльчатка охлаждения радиатора, а на другом — крыльчатка для перемешивания воздуха в холодильной камере. Термоэлектрическая батарея состоит из 75 элементов размером 3X3X7 мм, изготовленных методом прессования. В холодильнике имеется два режима работы: основной и вспомогательный. В основном режиме на термобатарею подается напряжение 12 В, во вспомогательном последовательно с батареей подключается гасящее сопротивление, что уменьшает силу потребляемого тока примерно в 2 раза.
Готовится к выпуску новое поколение термоэлектрических холодильников. Отличительной особенностью их является применение термобатарей, изготовленных из синтезированного материала, полученного методом кристаллизации из расплава. Направленная кристаллизация проводится методом зонной плавки. Такая технология позволила создать ряд термоэлектрических холодильников со сниженным потреблением электроэнергии (табл. 2.2). Внешний вид холодильников показан на рис. 2.4 (ОСТ 27-56-572—87).
Холодильники работают как от постоянного тока (П), так и от постоянного и переменного (К—комбинированное питание). Управление режимами работы может быть ручным (Р), полуавтоматическим (ПА) и автоматическим (А). Номинальный объем холодильников кратен условному модулю объемом 1,5 дм3, размеры — 80X80X240 мм.
2.2. Техническая характеристика термоэлектрических холодильников параметрического ряда
|
Рис. 2.4. Термоэлектрические холодильники параметрического ряда:
А — ХТЭП-1,5; б — ХТЭП-3,1; в — ХТЭП-6,2; г — ХТЭП-7,7; д — ХТЭП-9,2; е — ХТЭП-13,8; ж — ХТЭП-18,4; / — условная схема расположения модулей в объеме холодильника (/— модуль; 2 — термоэлектрический холодильный агрегат); // — внешний вид холодильника
Объем холодильной камеры соответствует одному из значений ряда: 1,5; 3,1; 6,2; 9,2; 13,8 и 18,4 дм3.
Режимами работы холодильников являются основной, вспомогательный, резервный и подогрева. В холодильниках имеется не менее двух из перечисленных режимов, одним из них должен быть основной. Холодильник ХТЭП-18А имеет устройство, сигнализирующее о разряде аккумуляторной батареи, а также устройство, отключающее батарею при разряде ее ниже допустимого уровня. В качестве теплоизоляции применен пенополиуретан. ч
Так как конструкции холодильных агрегатов идентичны, ограничимся описанием агрегата холодильника ХТЭП-13,8. Радиатор состоит из ребер и пластин, скрепленных между собой трубками с последующей их развальцовкой. Съем тепла производится принудительной конвекцией путем продувания воздуха между ребрами от вентилятора.
Термоэлектрическая батарея состоит из пяти модулей и установлена между металлической плитой и радиатором. Каждый модуль состоит из 34 термоэлементов с числом ветвей 68. В холодильном агрегате модули соединены электрически последовательно. Термоэлектрический агрегат крепится к камере и закрывается крышкой с окнами для циркуляции воздуха. Имеется место для хранения шнура. В холодильную камеру вкладывается ложемент для хранения бутылок. Наработка на отказ холодильника не менее 1000 ч, средний ресурс 5000 ч. Средняя суммарная трудоемкость ремонта не более 0,4 чел.-ч.