СОВРЕМЕННОЕ СТЕКЛОТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ТАРЫ
История стеклянной тары насчитывает около 3500 лет. Самые древние находки этого вида тары относятся к 1500-м годам до нашей эры. Из стекла в те времена изготавливали маленькие пузырьки, в которых хранились лекарства, бальзамы и благовония, а также посуду и бутылки для вина и других жидкостей. Маленькие пузырьки сохраняли свою форму с античных времен до XVIII века. В них аптекари продавали лекарства, масла и дорогие бальзамы. Наиболее древние стеклянные бутылки имели шаровидный корпус с вдавленным коническим дном и узкой горловиной. Несколько позднее горловина бутылки стала делаться с наружным кольцевым буртиком, облегчающим выливание жидкости. В XVI веке в Германии появились четырехгранные бутылки с короткой горловиной, вскоре распространившиеся по всей Европе. Их было удобно ставить в заплечные ящики, которые носили странствующие аптекари. В России и в Украине такие бутылки назывались штофами. Непрактичные шаровидные бутылки с конца XVII века постепенно вытеснились бутылками цилиндрической формы, которые удобно было хранить в лежачем положении.
В России, как свидетельствуют архивные источники, один из первых заводов для производства стеклянной тары построил в 1625 году недалеко от Москвы, в селе Измайлово, итальянец Миньот, а в окрестностях Москвы стекольное предприятие было основано в 1635 году англичанином Коэтом.
Благодаря целому ряду ценных свойств (стекло химически инертно, обладает высокими барьерными свойствами, а также высокой механической прочностью на сжатие; прозрачно, легко формуется и перерабатывается) стеклянная тара стала широко использоваться для хранения напитков, пищевой продукции, косметических и лекарственных средств. С этого же времени изменился способ отображения информации о производителе. Трудоемкое теснение на стекле заменили этикетированием. Так постепенно из предмета роскоши и гордости владельцев, стеклянный сосуд превратился в предмет массового употребления.
В зависимости от вида упаковываемой продукции тара из стекла делится на три основные категории: пищевую (бутылки, фляги, банки), парфюмерную (флаконы) и фармацевтическую (пузырьки, ампулы). Независимо от своего назначения, стеклянная тара может быть стандартной или декоративной.
Стандартная стеклянная упаковка обладает фиксированными конструктивными и качественными параметрами, поставлена на поточное производство и выпускается многими стекольными предприятиями.
Декоративные бутылки и флаконы для ликероводочной и парфюмерной промышленности (аптечная тара до сих пор остается самой консервативной и стандартизированной) разрабатываются специально под заказ для конкретной линии продукции в соответствии с фирменным стилем компании-производителя и маркетинговой концепцией продвижения товара. По статистике, качественная упаковка увеличивает объемы продаж на 5 – 10 %. Стратегически продуманный дизайн в состоянии реально увеличить этот показатель в несколько раз. Эксклюзивная упаковка способна выделить продукцию из ряда аналогичных товаров, привлечь внимание потребителя и создать тесную эмоциональную связь между ним и предлагаемой продукцией. Кроме того, декоративная, сложная в изготовлении упаковка является хорошей защитой продукции от подделок и гарантом её качества. Именно поэтому отечественный потребитель все больше внимания уделяет дизайну упаковки и качеству её исполнения.
Впервые об эксклюзивной и декоративной таре заговорили в XVIII веке, во время невероятного взлета винной торговли, когда предприниматели были вынуждены решать проблему эксклюзивного обозначения марок своей продукции на бутылках.
Первоначально производители ставили печати на сургуче, которым покрывалась пробка бутылки. Сургуч - материал недолговечный и печати было легко подделать, поэтому к концу XVIII века распространился обычай метить печатями не сургуч, а саму винную бутылку на завершающем этапе ее производства. Позднее информация о содержимом стала наноситься на форму перед изготовлением стеклотары. Успехи химиков привели к созданию клея, способного крепить к бутылочному стеклу этикетку.
В XVII веке бутыли производили методом выдувания через полую трубку, и только в XIX веке Америка подарила миру технологию прессования стекла, и с того времени производство стеклянной тары перешло на промышленную основу.
К середине XIX века в России освоили новую европейскую технику изготовления бутылок машинным способом, что было и дешевле, и быстрее. Техника литья позволяла придавать бутылке точную, геометрически выверенную форму. Они могли быть круглыми и раздутыми, с вытянутым горлом, с выборкой, с округлым оплечьем, граненые, украшенные орнаментом и надписями. Особой популярностью стал пользоваться штоф - четырехугольная бутыль с коротким горлом. Виноторговцы изыскивали самые невероятные формы бутылей для розлива алкоголя. Затем эти формы патентовались.
В России штоф получил широкое распространение с петровских времен. Округлые бутылки, появившиеся в Европе уже в конце XVI века, на Руси стали известны после увлечения Петром Великим западными традициями, в том числе и обычаями застолья с разнообразными винами. Старинные штофы - объем некоторых доходил до пяти литров - часто украшали сложным изящным рисунком, нанесенным методом шлифования стекла. Изготавливались штофы на самых разных русских стекольных заводах, а водку в них разливали самые именитые водочники - Иван и Петр Смирновы, Бекман, вдова Попова.
В России XIX века разным напиткам соответствовала бутылка определенной формы и цвета. Была бутылка простая, столовая, рейнская, пивная, ликерная, коньячная, ромовая, а также были бутылки для шампанского, для «английской горькой» и другие. Принципиальное значение имел и цвет стекла. Обыкновенную «казенную» водку разливали в бутылки бесцветного стекла, темную и светлую зелень. Дорогую предпочитали разливать в фигурные бутылки из бесцветного, золотисто-янтарного или вишневого стекла, а также в темно-зеленые, рубиновые, из молочного и голубого глушенного стекла, из хрусталя и тончайшего фарфора, из серебра и эмалированного металла. В особо торжественных случаях стекло обрабатывали «под иней» или «под перламутр». Настойки, наливки и прочие ароматизированные водки разливали в бутылки, тонированные зеленым, синим, йодистым и темно-оливковым колером. Единственный цвет, не прижившийся массово в водочной бутылке, был черный. Некоторое исключение составляли «водочные медведи» черного цвета - бутылки такой формы использовали под водку «Сибирская».
Водочные компании, заказывая бутылку для своей продукции, заботились о ее потребительской узнаваемости. Так, петербургская фирма «Бекманъ и К°» ввела в моду бутылку-фляжку. Продукция «Торгового дома П. А. Смирнова» узнавалась по конусообразной бутылке «Нежинской рябины». «Коньячный король России» Н. Л. Шустов предпочитал графинчик.
Установить сегодня, какая из компаний первой «открыла» ту или иную вошедшую в моду форму, практически невозможно, так как удачное новшество конкуренты немедленно подхватывали и делали «своим». Иногда дело о подобной «краже» доходило до судебных разбирательств, попадало на страницы журналов и газет.
Еще при Николае II в Российской Империи было принято «Положение о стеклянной посуде». Согласно этому циркуляру, каждый «заводчик должен в удобном для него месте ставить клеймо, в котором должен был означать свое имя и фамилию хотя бы начальными буквами, местонахождение завода и год выделки». Изображение российского орла на бутылке означало высшую государственную награду за победу на очередной выставке, которую отмечала своим посещением и царская семья. Под орлом, по положению о государственной геральдике, указывался год награждения фирмы государственным гербом.
В XX веке, в эпоху повсеместной стандартизации, возникли ведущие архетипы бутылок, которые использовали как избранные старые образцы (тара для шампанских вин), так и новые формы. Такая стандартизация была удобна, так как предполагала вторичное использование стеклотары.
В настоящее время бутылки являются одним из наиболее массовых видов продукции стекольного производства. Они разнообразны по назначению, форме, зачастую определяемой именно назначением, поскольку определенная форма способствует обеспечению оптимальных условий хранения продукта, цвету и вместимости. Бутылки выпускают из прозрачного и цветного стекла. По вместимости они тоже имеют весьма широкий диапазон: от 0.05 л до нескольких литров, причем в разных странах фактическая вместимость бутылок одного номинала неодинакова (это зависит от принятой в стране системы мер). Небезынтересно, что некоторые бутылки, особенно большого размера, имеют собственные названия (имена) в зависимости от кратности их объема (стандартная вмещает 1/ 6 галлона, что составляет в разных странах от 0.63 до 0.76 л). Имена им даны библейские: Магнум (вмещает 1/3 галлона, то есть две стандартные бутылки), далее следуют Тригнум (3 бутылки), Иеровам (4), Рехавам (6), Мафусал (8), Салманассар (12), Вал-тассар (16) и Навуходоносор (20 стандартных бутылок). В нашей стране количество видов бутылок, выпускаемых для пищевых жидкостей, довольно ограничено (в соответствии с действующим стандартом несколько десятков). Современные бутылки, кроме функциональной, несут и эстетическую нагрузку, являясь предметом украшения стола и интерьера.
Таким образом, менялись эпохи, режимы, вкусы, а бутылка и по сей день остаётся неизменным спутником нашего бытия.
В настоящее время рельефные формы упаковки, выступающие логотипы, изображения, наносимые при помощи трафаретной печати и высушиваемые ультрафиолетом, травление кислотой и цветные оболочки, - вот лишь несколько последних технологических веяний. Применение этих технологий позволяет любой продукции, упакованной в стеклянную тару, выглядеть просто великолепно.
Сегодня при выборе потребителем упаковки из стекла упор делается прежде всего на оригинальность, хотя качество и цена также имеют значение. Поэтому производители стеклотары работают над дизайном своей продукции, над ее «стильностью», ориентируясь на мировые стандарты. Например, всем известна эксклюзивная форма бутылки, в которую разливается «Coca-Cola», и хотя никто не может точно оценить вклад упаковки такой оригинальной формы в увеличение продаж этого напитка, но всем ясно, что он был и остается огромным.
Разработка дизайна упаковки – это сложный процесс, который состоит из нескольких этапов на каждом из которых необходимо решить достаточно много вопросов. Например, если бутылка проектируется под этикетку, то требования к ее форме менее жесткие. Если же бутылка изготавливается для последующего декорирования, то ее дизайн приходится привязывать к цилиндрической, овальной, кругло-квадратной или квадратной формам.
Все это, а еще и многое другое должен учитывать в своей работе по-настоящему профессиональный, грамотный дизайнерский отдел. Ведь правильно проведенная работа над дизайном бутылки устраняет массу возможных сложностей при последующем изготовлении пресс-форм и производстве пробных партий, что, несомненно, оказывает заметное влияние и на качество готового продукта - бутылки.