Советская система производства
Русская культура 2-ой половины 1950—1980 годов » istorus.ru : история рф
- Создатель:Admin
- Дата:23.11.2011
- Категория:Наша родина 1922 - 1991 года
После XX съезда КПСС начался период либерализации внутренней политики, что сказалось на отношениях власти и культуры. Вновь стали собираться съезды художественной интеллигенции. Многие функции управления культурой перебежали от центральных министерств к республиканским. Но главные идейные постулаты остались незыблемыми. Это проявилось уже в 1958 г. в связи с исключением из Союза писателей Б.Л. Пастернака, вина которого заключалась в том, что он без разрешения партийных органов опубликовал за границей собственный роман "Доктор Живаго", удостоенный Нобелевской премии. Под опасностью выдворения из страны Пастернак был обязан отрешиться от премии.
Огромное значение для конфигурации публичного настроения имела реабилитация репрессированных деятелей науки и культуры. Посмертно были сняты обвинения с Н.И. Вавилова, Б. А. Пильняка, О.Э. Мандельштама, Г.И. Серебряковой и многих других. Узрели свет не публиковавшиеся ранее произведения, стали экспонироваться живописные работы 20-30-х годов, ожила литературная публицистика. Расширились культурные контакты с забугорными странами. Эти процессы получили заглавие "оттепели".
Со 2-ой половины 50-х годов резвыми темпами развивается научно-технический прогресс. С 1950 по 1970 г. муниципальные расходы на науку выросли в 12 раз, в 6 раз возросла численность научных работников. Раскрылось много отраслевых институтов. Сформировался новый научный центр - Сибирское отделение Академии СССР. Результаты исследований были высоко оценены мировой общественностью. В 1962 г. Л. Д. Ландау была присуждена Нобелевская премия за теорию водянистого гелия. Успехи в освоении атомной энергии привели к созданию новых отраслей народного хозяйства. В 1954 г. была пущена 1-ая в мире атомная электрическая станция, а в 1957 г. построен 1-ый атомный ледокол "Ленин". В 1956 г. полетом первого реактивного пассажирского самолета Ту104 открылась новенькая эпоха в русской авиации, 4 октября 1957 г. был произведен пуск первого искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 г. в космос полетел майор Ю.А. Гагарин. Основная награда в разработке ракетных систем принадлежит конструктору СП. Царицу. Во 2-ой половине 60-х годов, после отставки Т.Д. Лысенко, стали стремительно развиваться генетика и молекулярная биология. Правда, в публичных науках из-за господства одной идеологии схожих процессов не происходило.
В образовательной сфере вводятся новые дисциплины и программки. С 1958 до середины 1960-х гг. в стране проводилась школьная реформа. Было введено непременное восьмилетнее образование. В целях сближения школы с жизнью старшеклассники два денька в неделю должны были работать на производстве либо в сельском хозяйстве. Срок обучения увеличивался с 10 до 11 лет. Была сотворена сеть профессионально-технических училищ. В сфере высшего образования приметно расширилась сеть технических вузов. В 1957 г. были приняты новые правила приема в институты и университеты. Льготы при поступлении получали абитуриенты, имевшие производственный стаж. Во вред академической науке программки вузов ориентировались на определенные нужды производства.
В художественном творчестве вновь появился энтузиазм к дилеммам отдельной личности. В жизнь вступало поколение, называвшее себя "детками XX съезда" либо "шестидесятниками". Посреди их можно именовать режиссеров М.М. Хуциева и И.Е. Хейфица, художника П.П. Никонова, театральных режиссеров Ю.П. Любимова и ГА. Товстоногова, писателей В.Д. Дудинцева, В.П. Аксенова, поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, РИ. Рождественского. В эти годы была размещена 1-ая повесть А.И. Солженицына "Один денек Ивана Денисовича", которая открыла в русской литературе тему сталинских репрессий. В то же время многие произведения, написанные на волне либерализации, были запрещены цензурой и даже арестованы КГБ ("Жизнь и судьба" B.C. Гроссмана). Появился жанр авторской песни, колоритными представителями которого стали А. А. Галич, Б.Ш. Окуджава, B.C. Высоцкий.
С конца 60-х - начала 70-х гг. наблюдается откат от реформ хрущевского десятилетия, в том числе и в области культуры. Партия вновь стала агрессивно управлять искусством. Не согласные с партийным диктатом деятели литературы и искусства или добровольно покинули страну (В.П. Аксенов, М.Н. Барышников), или были против воли выдворены за границу и лишены русского гражданства (А.И. Солженицын).
В 70-е годы экстенсивно развивалась наука, научно-исследовательские университеты стали соединять с созданием и переводить на отраслевое финансирование. К 1985 г. в стране действовало 250 научно-производственных объединений. В сфере академической науки получили предстоящее развитие квантовая электроника, астрофизика и астрономия. В освоении космоса был совершен переход от разовых полетов к долгим экспедициям на орбитальных станциях. При помощи спутников обширно распространилось телевидение. Из-за недочета средств главную трудность представляло внедрение научных открытий в создание.
К 1975 г. был завершен переход ко всеобщему среднему образованию. Очень расширилась сеть ПТУ, где можно было, как и в школе, получить среднее образование. К 1985 г. в стране действовало 69 институтов, была сотворена система увеличения квалификации профессионалов.
Посреди литературных произведений 70-80-х годов необходимо отметить повести Ю.В. Трифонова, Ч. Айтматова, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, в каких остро подымалиь нравственные препядствия. Идентичные вопросы рассматривались в творчестве писателей "деревенщиков" ФА. Абрамова, Б.А. Можаева, В.И. Белова. В этот период возрождается энтузиазм к произведениям российских и забугорных классиков. В библиотеках повысился спрос на книжки Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др. Возросло количество экранизаций литературных произведений. Каждый большой театр имел в собственном репертуаре несколько традиционных пьес. Модернистские формы искусства продолжали преследоваться. В 1974 г. была разгромлена выставка художников-авангардистов ("бульдозерная выставка"). Не допускались к широкому прокату киноленты АА. Тарковского и К.Г Муратовой. Деяния партийных органов вынуждали творческих людей выпускать "самиздат", устраивать подпольные выставки и кинопросмотры.
Таким макаром, в 70-х - начале 80-х годов выделились два пласта русской культуры - официальный и диссидентский. Избавление от испуга и возникновение технических способностей тиражирования произведений искусства привели к расширению сферы неофициального творчества, которое сопротивлялось партийной идеологии и свободомыслие.
Значимым достижением политики "перестройки" стала свобода мысли и слова. Гласность отдала неслыханные ранее способности. Хотя официально свобода печати будет провозглашена исключительно в 1990 г., от цензуры отказались существенно ранее. Статьи на темы, которые еще несколько месяцев вспять числились запрещенными, заполнили странички газет и журналов. Сми, начав с критики сталинизма, скоро стали подвергать сомнению "социалистические ценности" в целом, оказывая массивное воздействие на публичное сознание. Русские люди, не привыкшие к свободе печати, с алчностью кинулись всасывать публикации о "белоснежных пятнах" недавнешней истории. Гигантски выросли тиражи газетно-журнальной периодики: "Столичных новостей", "Аргументов и фактов", "Комсомольской правды", "Огонька", "Нового мира", "Знамени", "Молодости" - изданий, интенсивно выступавших за демократизацию русского общества по эталону государств Запада. Практически сразу стала обозначаться другая позиция газет "Русская Наша родина", "Правда", журналов "Наш современник", "Юная гвардия", отстаивающих идеи националистического и коммунистического толка.
В годы "перестройки" коренные конфигурации произошли в политике по отношению к религии и церкви. Поводом к этим изменениям послужило празднование тысячелетия крещения Руси. Были сняты все запреты на отправление религиозных культов, регистрацию и открытие церковных общин, распространение религиозной литературы и религиозного обучения.
Жестокая критика средствами массовой инфы русского периода российскей истории привела к беспримерному решению об отмене в школе в 1988 г. выпускных экзаменов по истории. Но в целом "перестройка" не достаточно затронула среднее и высшее образование. Широковещательные заявления управляющих нового Муниципального комитета СССР по народному образованию (1988), объединившего управление всеми образовательными учреждениями страны от средней школы до вузов, не привели к реальным преобразованиям. Престиж высшего образования падал. Низкая оплата труда, низкая квалификация, в особенности выпускников технических вузов, их невостребованность приводили многих дипломированных профессионалов к работе не по специальности.
Чернобыльская катастрофа высветила неблагополучие науки и подорвала веру русских людей в ее всемогущество. "Утечка мозгов" из обычно сильных научных направлений (физика, математика, биология) за границу и в предпринимательство усилила кризисные явления в естественных и четких науках. Еще огромные трудности испытывали публичные науки, базировавшиеся на марксистско-ленинской методологии. Совместно с русским режимом пало и марксистское обществоведение.
Ликвидация партийного контроля над литературой и искусством привела к снятию запрета с сотен имен деятелей российской культуры, не угодивших когда-либо и чем-либо русской власти: философов, историков, публицистов, писателей. С "полок" стали сниматься нелегальные ранее русской цензурой стихи и проза М. А. Булгакова, Н.С. Гумилева, Ю.О. Домбровского, Б.Л. Пастернака, А.П. Платонова, М.И. Цветаевой; кинофильмы А.Г. Германа, Э.Г Климова, А.С. Смирнова; начали публиковаться произведения российского зарубежья - Б.К. Зайцева, Е.И. Замятина, Г.В. Иванова, В.В. Набокова.
В годы "перестройки" суровый публичный резонанс имели публикации произведений, остро вскрывавших нравственные трудности и современного русского общества, и недавнешней истории ("Плаха" Ч. Айтматова, "Пожар" В.Г. Распутина, "Белоснежные одежки" В.Д. Дудинцева, "Ночевала тучка золотая..." А.И. Приставкина, "Малыши Арбата" А.Н. Рыбакова, "Темные камешки" А.В. Жигулина, "Жизнь и судьба" B.C. Гроссмана). Большой популярностью воспользовались публицисты, писавшие о современных дилеммах политики, экономики, культуры, - Н.И. Ильина, И. Клямкин, О. Лацис, В.Г. Попов, Н.П. Шмелев, Ю. Черниченко.
Подобные процессы происходили в театре, музыке, живописи. В художественную культуру страны возвратились многие имена музыкального авангарда, ранее находившиеся практически под запретом (Э. Артемьев, С. Губайдулина, А. Шнитке). Русские зрители в первый раз смогли познакомиться с творчеством художников-эмигрантов (М. Шагал, Э. Неведомый, М. Шемякин), с русским авангардом 20-х годов (В. Кандинский, А. Лентулов, К. Малевич). Все это существенно расширило представление о обилии форм и жанров русского искусства.
Освободившись от идейного диктата КПСС, литература и искусство в последние годы "перестройки" больше стали подпадать под диктат рынка. Коммерциализация окутала все сферы культурной жизни. Появляются не зависимые от страны сми (FM-радиостанции, газеты, издательства, телевизионные продюсер-ские каналы). С падением "стального занавеса" в СССР массивным потоком хлынула массовая западная культура. Начинает складываться рынок в области культуры и искусства, зарождается русский шоу-бизнес.
Источник:
"Новенькая Большая Энциклопедия Школьника" 5-11 классы
"История Рф" В.В. Барабанов, И.М.Николаев, Б.Г.Рожков стр. 565-566
при использовании материалов веб-сайта, ссылка неотклонима
скачать dle 10.1российский торрент трекер