ЖИЗНЬ НА КОСМИЧЕСКОМ КОРАБЛЕ
Мы уже упоминали о широко известном научно-фантастическом романе Жюля Верна «Из пушки на Луну». Можно ли в действительности отправиться таким путём в межпланетное путешествие? Нет!
Дело в том, что при выстреле астронавты неизбежно погибнут. Их организм не выдержит той колоссальной перегрузки, которая возникнет в момент выстрела, при мгновенном переходе от состояния покоя к очень большой скорости.
Поэтому космический корабль, стартуя с Земли, должен развивать свою скорость не сразу, а постепенно.
Ускорение во время взлёта, а следовательно, и величина допустимой перегрузки ограничены выносливостью человеческого организма. При перегрузке, в 4—5 раз превышающей силу тяжести на поверхности Земли, космические скорости могут быть достигнуты в течение нескольких минут.
Установлено, что человек способен перенести такую и даже более высокую перегрузку: при резком торможении транспорта, при прыжках в воду (в момент погружения) и т. п. Лётчики переносят большие перегрузки при фигурных полётах, при взлёте с помощью катапульты, при резких поворотах.
Были проделаны и специальные опыты. Устраивалась своего рода карусель радиусом в 5 метров. Вращаясь на этой карусели в течение шести минут со скоростью 14 метров в секунду, мы испытаем примерно такую же перегрузку, как при перелёте с поверхности Земли на ближайшие небесные тела. Подобные опыты оказались совершенно безвредными для человека.
Выносливость организма во многом зависит от поло-» жения тела во время действия перегрузки: стоя человек переносит перегрузку по-иному, чем сидя или лёжа. Как показали опыты, легче всего перенести перегрузку лёжа на животе или на спине.
В настоящее время для увеличения сопротивляемости организма в ракетных самолётах, например, применяются особые («контурные») лежанки, в которых учитываются изменения формы тела лётчиков под влиянием перегрузки.
Большую роль играет также тренировка: известны случаи, когда натренированные люди, лёжа навзничь, в течение двух-трёх минут переносили перегрузку, в 15 раз превышающую вес тела. А этого достаточно для вылетов не только в межпланетное пространство, но и за его пределы.
Когда корабль движется в безвоздушном пространстве по инерции, люди, находящиеся на его борту, чувствуют себя невесомыми. И вот почему: ощущение веса получается в результате давления опоры (пола, стула, кровати и т. д.) на тело и взаимного давления одних
частей тела на другие. Если же убрать опору, исчезнет и ощущение веса.
Поясним это на примере.
Возьмём три кирпича и положим их друг на друга. Верхний кирпич давит на средний с определённой силой,
А средний кирпич на нижний — с силой, вдвое большей. Но если мы те же три кирпича выбросим вместе через окно, то, падая, кирпичи не будут давить друг на друга: ни один из кирпичей не представляет опоры для другого.
* |
Ж] ■ | | В ПОЛЕТЕ ДО ВЗЛЕТА по ИНЕРЦИИ |
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ |
Рис. 7. Как меняется вес тела вс время космического полёта. |
На Земле мы ощущаем потерю веса, например, при прыжках в воду, когда, покинув опору, летим в воздухе. То же ощущение испытывает парашютист во время затяжного прыжка. Если прыгнуть, держа в кармане какую - нибудь тяжесть, то, повиснув в воздухе, мы не будем ощущать её веса. Частичную потерю веса мы чувствуем также, когда скатываемся на лыжах с горы или качаемся на качелях, особенно в высшей точке подъёма. Парашютисты и акробаты во время прыжков испытывают отсутствие силы тяжести, не теряя при этом самообладания и ориентировки.
В литературе по астронавтике под «весом» обычно подразумевают силу, с которой предметы и люди в кабине космического корабля давят на его пол.
Иногда говорят о «кажущемся» увеличении веса или о «кажущейся» потере веса на летящей ракете. Такой взгляд ошибочен: увеличение и потеря веса — это совершенно реальные явления и их можно установить с помощью приборов.
На рис. 7 показано, как меняется вес тела на протяжении космического полёта. На Земле гиря в один килограмм, подвешенная к пружинным весам, натягивает стрелку до деления «1 Кг». Однако при взлёте вес гири, как и вес всех тел, находящихся в ракете, увеличивается в несколько раз, например в четыре раза, и стрелка весов показывает 4 Кг. Во время же полёта по инерции все предметы на космическом корабле теряют вес; поэтому и стрелка весов переходит на «О».
Хотя вопросы снабжения астронавтов кислородом, водой и продуктами питания в герметически закрытой кабине межпланетного корабля разрешимы уже в наши дни, над этими вопросами придётся ещё немало потрудиться. Ведь первые экспедиции на Марс и Венеру могут длиться больше двух лет.
Недостаточно исследованы ещё и вопросы очистки воздуха и воды на борту космического корабля, но это не представляет больших трудностей.