МИЛЛИОНЫ РУБЛЕЙ НА ВЕТЕР
ЦД ы уже говорили о том, что в некоторых производствах ** * применяется большое количество летучих растворителей. При выделке прорезиненных тканей для плащей на тканевую основу наносятся тонкие слои каучуковой смеси, растворенной в бензине. Этот резиновый клей содержит по весу около 85% бензина. На один квадратный метр ткани намазывается последовательно до 10 слоев, или, как говорят производственники, «штрихов», резинового клея. После каждого штриха бензин, содержащийся в клее, должен испариться, для чего ткань пропускается над горячей плитой.
Для того чтобы изготовить один рулон — 300 метров ткани, приходится испарять около 15 килограммов бензина, причем высокосортного бензина. А количество бензина, затрачиваемого на большом заводе за одни сутки, уже исчисляется тоннами.
Куда же девается этот бензин? Чаще всего он улетучивается в трубу, на ветер, и улетучивается, конечно, безвозвратно.
Но бензин — сравнительно дешевый растворитель. В технике применяются значительно более дорогие летучие вещества: ацетон, амилацетат, спирт и эфир. Неужели и им можно позволить уходить в трубу? Конечно, хорошо оборудованное производство не может разрешить себе такое расточительство народных средств.
Над плитой, о которой только что шла речь, находится вытяжной колпак, соединенный с вентиляционной системой: нельзя же пары бензина выбрасывать просто в цех. Вот по дороге к этой системе мы и поставим аппараты, улавливающие пары бензина,— так называемые рекуператоры.
Рис. 9 представляет собою схему рекуперационной установки. Рассмотрим несколько подробнее ее устройство. Это необходимо потому, что последовательность поглощения и извлечения паров повторяется почти во всех производственных установках этого типа.
Рис. 9. Схема рекуперационной установки для поглощения паров из Тока воздуха. 1 и 2— адсорберы, 5 —решетка, 4 — сорбент, 5 — воздух с парами бензина, 6 —очищенный воздух, 7, 8, 9, 10, 11 и 12—задвижки, 13— вентиль, 14—холодильник, 75- Сепаратор. |
Центральное место здесь занимают адсорберы 1 и 2. Они представляют собою вертикально поставленные цилиндрические стальные котлы, внутри которых, на решетке 3, насыпан слой зерненого сорбента 4. Воздух, содержащий пары бензина, входит через трубу 5, а выходит через трубу 6. Как видите, установка содержит довольно большое количество вентилей и задвижек. Сейчас мы выясним их назначение и последовательность действия.
Вы спросите: а зачем нужно иметь два адсорбера? Очень просто: пока в одном идет процесс адсорбции, в другом завершается десорбция. Если адсорбция и десорбция идут с разными скоростями, ставят не два, как показано на рисунке, а большее количество адсорберов. Этим самым соблюдают важнейший принцип производства — непрерывность процесса.
Воздух с парами бензина входит через трубу 5 — задвижка 7 открыта, а 8 — закрыта. Проходя через слой поглотителя 4У воздух оставляет в нем пары бензина и чэрез задвижку 9 (задвижки 10, 11 и 12 закрыты) уходит в вытяжную вентиляцию.
Постепенно слой адсорбента заполняется поглощенными им парами бензина. Наступает момент «проскока» паров. Вы уже знаете, что к этому времени заполнена не вся емкость поглотителя, но ничего не поделаешь, он уже непригоден для дальнейшей работы. Нужно извлекать из сорбента поглощенные им пары, иначе все большее и большее количество их будет идти «в трубу».
Мы знаем, что при повышении температуры величина адсорбции уменьшается: наступает процесс десорбции поглощенного вещества. Значит, нужно нагреть слой поглотителя. А куда же денутся десорбированные молекулы бензина? Их нужно как-то увести из объема адсорбера. А что, если пропустить через адсорбер чистый горячий воздух? Одновременно мы и нагреем слой поглотителя, и выведем из адсорбера пары бензина. Кажется, все получается очень хорошо.
Ну, прекрасно. А что же делать дальше? Снова поглощать адсорбентом получившуюся смесь паров бензина с воздухом?
Технологи поступают не так. Они пропускают через слой сорбента не воздух, а горячий водяной пар, открывая вентиль 13. При этом достигаются сразу две цели: горячий пар нагревает слой сорбента и в то же время сам вытесняет из него пары бензина. Правда, водяной пар, да еще при высокой температуре, сорбируется хуже паров бензина, но не забывайте, что он присутствует в гораздо большем количестве, концентрация его несоизмеримо велика, и это обстоятельство неизбежно сказывается: водяной пар практически нацело вытесняет пары бензина.
А дальше все очень просто. Смесь паров бензина и водяного пара конденсируется в холодильнике 14, куда она попадает при закрытии задвижек и вентилей 7, 9, 12 И открытии 11. В сепараторе (разделителе) 15 слой жидкого бензина, который легче воды, располагается наверху и после выпуска нижнего водяного слоя может быть слит в соответствующую емкость — цистерну.
Пока мы с вами занимались десорбцией и конденсацией паров бензина, второй адсорбер, наверное, уже насытился этими парами, и его пора включить в уже известный нам процесс десорбции. Так осуществляется непрерывный производственный процесс рекуперации паров летучего растворителя.
Какой адсорбент выбрать нам для осуществления только что описанного процесса? Правда, мы с вами знакомы только с двумя: активированным углем и силикагелем. Активированный уголь значительно сильнее поглощает пары бензина — от 15 до 30 граммов на 100 граммов угля, в то время как силикагель поглощает только 8—15 граммов. Вывод как будто напрашивается сам: нужно применить активированный уголь.
«Не спешите с выводами,— скажут нам технологи.— И уголь, и силикагель мы должны поместить в какие-то емкости — адсорберы». Значит, для конструкторов имеет большее значение объем сорбента, нежели его вес. И вот оказывается, что сто кубических сантиметров угля поглощают почти ровно столько же паров бензина, сколько их поглощают те же сто кубических сантиметров силикагеля. А все это потому, что силикагель по удельному весу тяжелее угля. Технологов больше интересует активность адсорбента не на единицу веса, а на единицу объема. Скажем, к примеру, если бы обыкновенная рыхлая вата могла конкурировать по адсорбционной способности с углем, все равно она не получила бы практического применения. Адсорберы выросли бы в многоэтажные дома, а противогаз едва ли уместился бы в большом рюкзаке.
Применение силикагеля имеет и другие преимущества. Силикагель более «гидрофилен», то есть он лучше поглощает пары воды, нежели пары бензина; водяной пар легче вытесняет из силикагеля пары бензина, чем из активированного угля. Наконец, механическая прочность силикагеля больше, чем у угля, зерна его не разрушаются при переменах температур адсорбции и десорбции, а это очень важно для технологов. В противном случае пыль раздробленного адсорбента может засорять проходы для пара и увеличивать сопротивление всей установки.
М |
Ы уже знаем, что при адсорбции проявляются силы взаимодействия между молекулами поглощаемого газа или пара и атомами поглотителя, расположенными на его поверхности. Здесь действуют и силы электрического притяжения, и молекулярные силы, так называемые ван - дер-ваальсовы силы, благодаря которым притягиваются даже нейтральные молекулы. Они проявляются, например, в явлении сцепления молекул жидкости между собою.
По мере возрастания давления пара над поверхностью сорбента на последней образуются адсорбционные слои толщиною сначала в одну, потом в две, три и более молекул. Что же удерживает молекулы пара на самой границе многомолекулярного слоя, уже вдали от поверхности сорбента? Да те же самые силы молекулярного притяжения, для которых слой уже сидящих молекул достаточно «прозрачен», иначе говоря, силы Ван-дер-Ваальса обладают дальнодействием и не экранируются промежуточными слоями молекул. Значит, нет предела утолщению адсорбционного слоя?
Нет, этот предел возникает вполне естественно, сам собою. По мере удаления от поверхности сорбента сила притяжения все же убывает, и самые крайние молекулы пара уже могут преодолевать ее вследствие достаточно интенсивного молекулярного движения. Крайние молекулы могут «улететь» из зоны притяжения и не вернуться более в нее. Вся картина во многом напоминает земную атмосферу, в которой воздух имеет большую плотность вблизи поверхности Земли, удерживаясь силами всемирного тяготения. Но по мере удаления от поверхности сила притяжения убывает и атмосфера становится более разреженной.
Адсорбционный слой, состоящий по толщине из многих молекул, похож уже на слой жидкости, правда, своеобразной. Переход пара в жидкость на поверхности сорбента под действием молекулярных сил притяжения — довольно распространенное явление. Особенно оно характерно для пористых сорбентов, структура которых образована мельчайшими капиллярами, например для угля и силикагеля.
Заполнение пор сорбента жидкостью, образовавшейся из пара под действием молекулярных сил, носит название капиллярной конденсации.
При каких же условиях в порах и капиллярах сорбента может конденсироваться пар жидкости? Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами нужно припомнить некоторые простые физические явления.
Почему гусь выходит «сухим из воды» или почему говорят «как мокрая курица»? Потому что перья гуся покрыты тонким жировым слоем и не смачиваются водой, вода с них скатывается («как с гуся вода») мелкими отдельными капельками. У курицы же нет на перьях жиро -
Рис. 10. Капли жидкости, несмачивающей и смачивающей поверхность.
Вого слоя, вода смачивает их, перья слипаются и придают курице весьма жалкий вид.
Ну, хорошо, а что же характеризует «смачивание» и «несмачивание»? Если на стекло, покрытое жиром, поместить капельку воды, она будет лежать на нем и кататься, как бусинка, не растекаясь (рис. 10, а). На чистом же стекле капля воды растечется в плоскую лепешку (рис. 10, Б).
Угол А (альфа) называется углом смачивания. Если он тупой, говорят, что жидкость не смачивает поверхности, а если острый, то — смачивает. Вот угол а, краевой угол, и характеризует смачивание и несмачивание.
Погрузите чистую узкую стеклянную трубочку в ртуть и вы увидите, что уровень ее в трубочке будет стоять ниже поверхности ртути в чашечке (рис. 11, а), а если трубочку погрузить в керосин, последний даже несколько поднимется в трубочке (рис. 11, б). В первом случае, случае несмачивания, поверхность жидкости в трубочке, называемая мениском, имеет выпуклую форму, а во втором — вогнутую.
Капиллярная конденсация может происходить только при том условии, если стенки пор и капилляров сорбента смачиваются сконденсированными парами жидкости, то есть при условии образования вогнутого мениска.
Выпуклый Мениск |
Вогнутый/ мениск
Б)
Рис. 11.Жидкость, несмачивающая и смачивающая стенки капилляра.
Это вызвано следующим явлением. Посмотрите на рис. 12, А, на котором схематически изображена молекула пара жидкости, находящаяся над плоской поверхностью
А)
Рис. 12. Схематическое изображение сил притяжения, действующих на молекулу пара, находящуюся над поверхностью жидкости.
Той же жидкости. Молекулярные силы притяжения обозначены стрелками, расположенными вокруг молекулы. Ясно, что молекула пара взаимодействует с поверхностью жидкости и притягивается к ней.
Но обратите внимание на следующий случай (рис. 12, б), когда молекула пара находится не над плоской, а над вогнутой поверхностью жидкости. Здесь взаимодействие проявляется гораздо сильнее, молекула пара имеет меньшую вероятность оторваться от поверхности жидкости и уйти в пространство. Все молекулы пара жидкости, попавшие в пространство над вогнутым мениском, будут сорбироваться на этом мениске, а это и есть капиллярная конденсация.
Чем уже капилляр, тем больше вогнутость мениска. Значит, для поглощения паров путем капиллярной конденсации нужны сорбенты с большим количеством узких пор; заметное поглощение наблюдается при порах диаметром в тысячные доли миллиметра. За счет капиллярной конденсации некоторые сорбенты могут поглотить столько паров жидкости, что вес этих паров будет более 50% веса поглотителя. Это значительно превосходит обычную адсорбцию.
Конечно, ни один сорбент, природный или искусственно полученный, не обладает капиллярными трубочками или порами. Они выглядят как трещины, углубления, извилистые ходы и т. п. между частицами материала, составляющего сорбент. Но все равно, если где-нибудь в углублении, трещине или в местах соприкосновения частиц образовался вогнутый мениск жидкости, капиллярная конденсация началась, и она будет продолжаться по мере доставки ларов извне к поверхности сорбента.
Таким образом, мы познакомились еще с одним видом сорбции. Находит ли капиллярная конденсация применение в технике? Да, с нею мы имеем дело чаще всего, когда речь идет о поглощении паров при большой их концентрации; вспомните рекуперационную технику, поглощение паров бензина в резиновой промышленности.
Особое место в технике применения сорбционных процессов занимает в последнее время осушка воздуха, причем его огромных количеств. Так как количество водяных паров в атмосфере очень велико, только капиллярная конденсация может справиться с их поглощением. Общепризнанным поглотителем в подобных процессах является силикагель. Поверхность его пор хорошо смачивается водой, да и структуру и размеры пор можно регулировать в процессе изготовления силикагеля, меняя режимы химических операций. Силикагель прочен, не горит и при продувке горячим воздухом хорошо отдает сорбированную влагу, после чего он снова готов к работе. При помощи силикагеля, применяя аппаратуру, похожую на описанную в разделе о рекуперации, осуществляют так называемую «глубокую осушку» воздуха, когда в одном кубометре его можно насчитать немногие миллиграммы водяных паров. Регенерацию силикагеля, как мы уже сказали, ведут горячим воздухом.