Жесткость стыка в соединениях с азотированными валами
В соединениях с азотированными валами характер зависимостей Му Мск /у; /ск; Kz, Ктпл от давления на торце рт (рис. 4.16, 4.17) не отличается существенно от приведенных выше для обычных образцов.
При первой тепловой сборке вследствие внедрения микронеровностей азотированного вала во втулку коэффициенты fy и /Ск по отношению к обычным соединениям возросли соответственно в 1,25 и 1,35 раза. В этих же пределах возросла несущая способность стыка как при упругом, так и упругопластическом деформировании (табл. 4.7). Наряду с повышением несущей способности стыка наличие азотированного слоя существенно ухудшает его пластические свойства (табл. 4.8): в упругой зоне в 1,7 раза; в упругопластической в 1,3 раза.
При вторых испытаниях соединений, собранных гидропрессовым способом с маслом МС-20 и подвергавшихся до этого прочностным испытаниям и десятикратной сборке — разборке, эффект от азотирования в связи с обмятием и упрочнением микронеровностей несколько снижается (см. табл. 4.7, 4.8). Все же по сравнению с обычными образцами прочность соединения выше в среднем в 1,15—1,3 раза. Одновременно по отношению к предыдущей сборке возрастает податливость стыка в упругой зоне.
Таким образом, одновременное повышение прочностных свойств и жесткости стыка при азотировании приводит к тому, что, несмотря на значительное повышение
К КН-м 16 8 |
О 40 80 рг, МПа О 40 80 рТ)МПа
Рис. 4.16. Зависимость крутящих моментов Му, Мск и касательных контактных напряжении ту, tmai от давления при сборке: первой тепловой (а) и второй гидропрессовой с маслом МС-20 (б) соединений с азотированными валами
Таблица 4.7
|
Рис. 4.17. Зависимость коэффициентов fT, fCK, Кх, Кх пл от давления в посадке при сборке: первой тепловой (а) и второй гидропрессовой с маслом МС-20 (б) соединений с азотированными валами |
Общей прочности соединения, уровень Му и Мси повышается несущественно.
Таблица 4.8
|