Социально-экономическая статистика
Статистика государственных финансов и государственного бюджета
Методологические проблемы статистики государственных финансов связаны в первую очередь с определением границ сектора государственного управления, четким определением его финансовых функций, классификацией и агрегированием (консолидированием) доходов и расходов государственного бюджета. Актуальным и проблемным является вопрос о наиболее целесообразной организации системы исследований в области статистики финансов.
В большинстве государств имеются различные бюджетные уровни государственного управления. В международной практике различают три уровня:
• центральные органы государственного управления;
• органы государственного управления субъектов государства (штатов, федеральных земель, областей, республик и т. д.);
• местные органы власти.
Для многих целей статистического исследования предпочтение отдается дезагрегированному представлению данных, так как важно изучать структурные показатели и их изменения. Например, существуют виды налогов, которые имеют отношение только к одному бюджетному уровню. Для многих других целей желательно, напротив, консолидирование данных. Это касается в первую очередь международных сравнений, которые не должны зависеть от специфических национальных особенностей в организации финансовой статистики.
Без двойного счета могут консолидироваться только данные о доходах или расходах, относящиеся к операциям с единицами вне сектора государственного управления, т. е. данные о так называемых непосредственных расходах и доходах. Эти данные не характеризуют фактический объем бюджета и перераспределение в секторе государственного управления. Поэтому, несмотря на повторный счет, следует суммировать доходы и расходы в рамках бюджетов отдельных уровней.
Консолидирование данных о потоках доходов и расходов может осуществляться по институциональному, временному и содержательному критериям.
I. Консолидирование по институциональному критерию не предполагает учет операций, характеризующих финансовые связи между различными бюджетными уровнями, т. е. исключаются операции:
1) с учреждениями на том же бюджетном уровне государственного управления;
2) с учреждениями на других бюджетных уровнях государственного управления (вышестоящими или подчиненными);
3) с другими учреждениями в секторе государственного управления, не осуществляющими непосредственного управления государством.
II. Консолидирование по критерию времени означает охват операций, имеющих место в течение нескольких периодов времени, таких, например, как возникновение и погашение долгов, использование резервных средств («внутренние ссуды»), приобретение и продажа активов, ликвидация дефицитов прошлых периодов и т. д. (так называемые «особые финансовые операции»),
III. Консолидирование по критерию содержания означает учет операций, выражающих связи между различными частями бюджета, например «внутренние расчеты». Здесь же имеют место и «бюджетные расчеты», которые выделяются по каждому разделу бюджета или по всему бюджету соответствующего органа государственного управления при его финансовых отношениях с третьими лицами.
На основе четкого разграничения уровней государственного управления построена система следующих обобщающих показателей доходов и расходов.
Валовые расходы — представляют собой сумму непосредственных расходов и платежи в бюджеты сектора государственного управления.
Чистые расходы — разница между валовыми расходами и платежами на том же бюджетном уровне государственного управления.
Нетто-расходы сектора государственного управления — разница между чистыми расходами и платежами, поступающими от других бюджетных уровней. Данный показатель не включает «особых финансовых операций».
Дезагрегированное сальдо финансирования — разница между чистыми расходами и доходами.
Дезагрегированное сальдо финансирования плюс сальдо по «особым финансовым операциям» представляет заключительное сальдо бюджетного финансирования, которое должно совпадать с соответствующими позициями счетов «текущих операций» или «капитальных затрат».
В соответствии с общепринятой классификацией государственные финансы являются важнейшим элементом финансовых отношений. Они включают звенья, которые группируются в зависимости от характера финансовых отношений в деятельности субъектов, оказывающих определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере государственных финансов в качестве звеньев государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики. Она должна отражать ведомственную структуру и практику деятельности органов государственного управления, базируясь на отчетных данных об исполнении бюджета государства.
Для целей статистики государственных финансов данные об общих доходах и расходах должны, по возможности, отражать стадию осуществления той или иной операции, наиболее приближенную к реализации фактических платежей. Данные о доходах должны быть основаны на сведениях о фактическом поступлении средств, а не о начисленных суммах или их оценках. Данные о расходах должны относиться к фактическим платежам или к стадии между поставкой и платежом.
Финансовые отношения государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и, во-вто - рых, связаны с формированием и использованием денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетные операции характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют различные направления распределительного процесса (между секторами экономики, отраслями национального хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для нужд расширенного производства в масштабах всей экономики, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
Совокупность финансовых отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственный бюджет. По экономической сущности государственный бюджет — это финансово-денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить необходимые средства на определенных участках экономического и социального развития. Таким образом, государственный бюджет всегда является важным инструментом воздействия на развитие экономической и социальной сфер. С его помощью государство в процессе перераспределения национального дохода может изменять структуру производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социальные преобразования и т. д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не утрачивает своей роли.
Статистика госбюджета изучает процессы мобилизации части национального дохода и ее использование на государственные нужды. Государственный бюджет должен рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, сущность которой реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, эффективно ли они используются.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно, через формирование и использование денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движете бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначениях.
Функции государственного бюджета объективны, но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит отражение в бюджетном механизме.
Задачами статистики госбюджета в Российской Федерации являются:
• изучение объемов, динамики и структуры источников и видов доходов и расходов госбюджета, а также сети штатов и контингентов бюджетных учреждений;
• подбор и систематизация статистических данных о ходе выполнения государственных программ и планов, что необходимо для разработки проектов бюджета страны и ее регионов.
В решении этих задач статистика госбюджета использует следующие материалы.
1. Государственный бюджет Российской Федерации, утвержденный Федеральным Собранием Российской Федерации.
2. Годовые, квартальные и месячные бухгалтерские отчеты об исполнении государственных и местных бюджетов.
3. Годовую периодическую и статистическую отчетность финансовых органов.
4. Ежемесячную отчетность учреждений Банка России и всей банковской системы.
5. Годовую и периодическую отчетность (статистическую и бухгалтерскую) Госкомстата РФ.
Одним из важнейших методов статистической разработки данных государственного бюджета является группировка доходов и расходов. В соответствии с экономической природой доходы государственного бюджета можно разделить на две группы: поступления от субъектов хозяйства (включая различные налоги и платежи юридических лиц) и поступления от населения (в том числе государственные налоги с населения). Согласно задачам, стоящим перед государством, все расходы объединяются в следующие основные группы: экономика, социально-культурные мероприятия, оборона страны и содержание органов государственного управления. В расходах на экономику выделяются отдельные отрасли по ведомственному признаку; расходы на социально-культурные мероприятия классифицируются по направлениям (на просвещение, науку, здравоохранение и т. д.). Расходы группируются также по видам затрат, для чего в их классификации предусмотрены специальные статьи: «Заработная плата», «Начисления на заработную плату», «Капитальный ремонт зданий и сооружений». Система показателей доходов и расходов госбюджета представлена ниже.
Таблица 8.1 Укрупненная схема международных стандартов бюджетных классификаций, действующих в настоящее время
|
* функциональная классификация. |
Продолжение табл. 8.1
1 |
2 |
02 Отчисления на социальное сграхование |
05 Здравоохранение |
03 Налоги на заработную плату и рабочую силу |
06 Социальное страхование и социальное обеспечение |
04 Налоги на собственность |
07 Жилищно-коммунальное хозяйство |
05 Внутренние налога на товары и услуги |
08 Организация отдыха и культурно-религиозная деятельность |
06 Налоги на международную торговлю и внешние операции |
09 Топливно-энергетический комплекс |
07 Прочие налоги |
10 Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота |
V. Неналоговые поступления |
11 Г орнодобывающая промышленность и минеральные ресурсы за исключением топлива; обрабатывающая промышленность; строительство |
08 Доходы от собственности и предпринимательской деятельности |
12 Транспорт и связь |
09 Административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж |
13 Прочие услуги, связанные с экономической деятельностью |
10 Поступления по штрафам и санкциям |
14 Расходы, не отнесенные к основным группам |
11 Отчисления в пенсионные фонды и в фонды социального обеспечения государственных служащих, функционирующих в рамках сектора государственного управления |
|
12 Прочие неналоговые поступления |
|
VI. Доходы от операций с капиталом |
|
13 Продажа основного капитала |
|
14 Продажа государственных запасов товаров |
|
15 Продажа земли и нематериальных активов |
Окончание табл. 8.1
|
Отечественная структура доходной и расходной частей государственного бюджета не имеет принципиальных отличий. Расходная часть также построена по функциональному признаку. Экономическая классификация расходов и кредитование за минусом погашений выглядит следующим образом.
I. Общие расходы и кредитование минус погашение (II + У)
II. Общие расходы (III + IV)
1 Расходы на товары и услуги
2 Выплаты процентов
3 Субсидии и другие текущие трансфертные платежи
4 Приобретение основного капитала
5 Приобретение товаров для создания запасов
6 Приобретение земли и нематериальных активов
7 Капитальные трансферты
V. Кредитование минус погашение (чистое кредитование)
8 Внутреннее кредитование
9 Внешнее кредитование
Анализируя доходную часть бюджета, обычно пользуются данными о динамике каждого отдельного источника и его удельном весе в общей сумме доходов. Разработка данных о доходах и расходах местных бюджетов проводится обязательно по отдельным их видам, при этом изучаются структура, темпы роста и роль отдельных видов местных бюджетов в финансировании местного хозяйства, социально-культурных мероприятий и расходов на управление, а также их доходная база.
Дефицит государственного бюджета представляет собой ту часть расходов и кредитования, которая превышает поступления от доходов, официальных трансфертов и сумм, поступивших от других секторов в счет погашения кредита. Эта нехватка финансовых ресурсов покрывается за счет принятия органами государственного управления финансовых обязательств и/или за счет уменьшения ликвидных финансовых средств.
Дефицит (или превышение доходов над расходами — профицит) можно определять следующим образом.
Дефицит (профицит) = (Заимствование - Погашение долга) ± ± Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств;
Финансирование = Чистое заимствование (внешнее, внутреннее) — Приобретение финансовых требований за вычетом продаж или погашение таких требований ± Изменение остатков денежных средств.
Превышение доходов органов государственного управления над их расходами представляет собой ту часть доходов, полученных официальных трансфертов и сумм в счет погашения кредита, которая превышает расходы и кредит и которая используется ими с целью уменьшения объема обязательств и/или увеличения объема ликвидных средств.
Изучение роли бюджета в процессе производства немыслимо без построения рядов динамики. Необходимо помнить об условии сопоставимости статистических данных. Это означает, что группировка доходов и расходов за все предшествующие годы долж-на производиться применительно к группировке отчетного года.
При анализе статистических данных об исполнении государственного бюджета применяются различные приемы: сопоставление плановых и отчетных показателей для определения степени выполнения плана; исчисление базисных и цепных индексов, позволяющих проанализировать динамику тех или иных явлений; определение темпов роста и прироста, исчисление удельных весов отдельных видов доходов и расходов в их общем объеме (структура бюджета); исчисление средних и относительных величин.
Следует обратить внимание на то, что удельный вес доходов бюджета в общей сумме национального дохода не совсем точно отражает действительное соотношение этих величин, поскольку в доходах бюджета имеются поступления, источниками которых служат фонд возмещения и доходы прошлых лет (изъятия излишков собственных оборотных средств и амортизационных отчислений, часть доходов, направляемых на возмещение разницы между закупочной и расчетной ценами на сельскохозяйственное сырье и др.).
Анализируя соотношение между бюджетом и национальным доходом, следует иметь в виду, что оно зависит от ряда факторов, к числу которых, например, относятся: изменения, происходящие в отраслевой структуре национального дохода, увеличение или уменьшение доли накоплений, оставляемой в распоряжении предприятий на финансирование затрат по расширению производства и стимулирование работников. Поэтому нельзя судить о роли бюджета в процессе перераспределения национального дохода только по его удельному весу.
Важное место при анализе использования доходов бюджета отводится изучению финансовых результатов деятельности отдельных отраслей хозяйства. Для этого финансовая статистика применяет метод группировки предприятий по следующим типологическим признакам:
• предприятия, покрывающие собственные расходы;
• предприятия планово-убьггочные;
• предприятия фактически убыточные.
Группировки предприятий по указанным признакам, как правило, комбинируются с территориальным, отраслевым либо ведомственным распределением. Это позволяет не только выявить степень и качество выполнения финансовых планов в целом по министерству (или сектору экономики), ведомству, объединению, но и вскрыть нарушения, допущенные в финансовых показателях по отдельным группам предприятий в территориальном и отраслевом разрезах.
Чтобы проанализировать доходную часть государственного бюджета, необходимо рассмотреть в динамике каждый из основных источников дохода, установить их роль и экономическое значение во всем объеме бюджета. Для анализа обычно пользуются данными о динамике каждого отдельного источника и его удельном весе в общей сумме доходов.
Динамика расходов изучается по основным направлениям, рассмотренным ранее. Однако иметь данные лишь о росте расходов по отдельным направлениям как в абсолютных суммах, так и в процентах к той или другой базе еще недостаточно. Чтобы получить полное представление об изменениях, происшедших в расходах бюджета, необходимо изучить и проанализировать их структуру.
На базе показателей, характеризующих абсолютные размеры различных операций органов государственного управления и структуру государственного бюджета, можно рассчитать частные (относительные) статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления. Важнейшими среди них являются следующие:
Расходы сектора государственного управления 1) Доля расходов (общий объем расходов госбюджета)
сектора государ - = _______________________________________ ;
ственного ВВП
правления
Доходы сектора государственного управления от налогообложения
2) Доля налогов в ВВП = ■
ВВП
Данный показатель является приблизительной мерой того, какую часть ВВП органы государственного управления аккумулируют с целью дальнейшего перераспределения;
Налогов и отчисления на социальное страхование
3) Доля налогов и сборов = •
' ВВП
Этот показатель представляет статистическую ценность, поскольку отчисления на социальное страхование в большей степени влияют на стоимость рабочей силы, на предложение рабочих мест, готовность к расширению производства и инвестиций, а также на цены. Если доля налогов и сборов растет быстрее доли налогов, то можно сделать вывод о чрезмерном удорожании системы социального обеспечения (например, здравоохранения). Слишком высокие налоги и отчисления вытесняют многие виды экономической деятельности в сферу теневой экономики;
Уровень задолженности (или только новой задолженности)
4) Доля задолженности = ;
ВВП
В числителе данного соотношения — абсолютная величина запаса, в знаменателе — показатель потока. Возможная интерпретация этого показателя: сколько месяцев (или периодов) производственной деятельности требуется для погашения долгов. Если в числителе указана только новая задолженность, то речь идет о доле покрытия.
Неналоговые поступления. Они включают: безвозмездные, невозвратные поступления, за исключением доходов от продажи капитала; поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; добровольные, безвозмездные, невозвратные текущие поступления из налоговых источников. Таким образом, данная категория не учитывает доходы, получаемые государственными органами от налогов, официальных трансфертов, заимствований, платежей в счет предоставленных в прошлом государственных кредитов, от реализации основного капитала, запасов товаров, земли и нематериальных активов, а также поступления безвозмездных средств из негосударственных источников, предназначенные для капитальных целей.
Доходы от собственности и предпринимательской деятельности. В данную категорию входят все государственные доходы, поступление которых связано с тем, что государство владеет собственностью, предприятиями, финансовыми или нематериальными активами, а также кассовая (фактическая) прибыль вневедомственных предприятий, полученная ими в результате реализации товаров и услуг за пределами сектора государственного управления. Доходы данной категории могут иметь форму дивидендов, процентов, земельной ренты, лицензионных платежей, отчислений из предпринимательского дохода или кассовой прибыли вневедомственных предприятий. К этой категории не относятся доходы, поступающие от реализации капитальных активов, от продажи или выкупа акций, от погашения предоставленного кредита.