Социально-экономическая статистика

Налоговая статистика как раздел статистики государственного бюджета

Экономическая сущность главного источника доходов госбюд­жета — налогов характеризуется денежными отношениями, склады­вающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Налоги классифицируются по характеру базы, с которой они взимаются, либо по виду деятельности, в результате которой возни­кает налоговое обязательство, например импорт продукции, прода­жа товаров и услуг, получение доходов. Налог, устанавливаемый законом, отражает экономический процесс, являющийся источни­ком поступлений каждого вида налогов, представляющих собой до­полнительный элемент затрат стоимости продукции. Все виды на­логов, включая налоги на наследство и единовременные налоги на операции с капиталом, классифицируются в СНС как трансферты.

Сейчас сфера налогообложения ввиду своей неразвитости редко становится объектом комплексного количественного анализа. Исполь­зующиеся для анализа показатели (чаще всего индексы и темпы роста) очень трудно сопоставить между собой, так как при расчете применя­ются различные алгоритмы и разная выборка. Кроме того, постоянно меняется методика исчисления налогов. Значительно повысить цен­ность публикуемой в печати информации может позволить единая система показателей налогов, объединяющая несколько подсистем, учитывающих особенности каждого сектора экономики, использую­щих все многообразие статистических методов и приемов, обеспечи­вающих полноту и достоверность показателей системы, что очень важно при возрастающей стоимости информационных ресурсов.

Актуальность развития методологии статистического анализа на­логообложения в Российской Федерации обусловлена не только воз­растанием роли налогов в формировании бюджета, но и слабой раз­работанностью статистической методологии в изучении проблем налогообложения и налоговых поступлений. Налогообложение как объект статистики имеет свои особенности, которые связаны с нара­стающими итогами в отчетности, наличием инфляционной со­ставляющей в ней и действием разнонаправленных тенденций изме­нения налоговых поступлений на макро - и микроуровнях.

Центральным рычагом регулирования рынка исторически выс­тупает налоговая политика государства, разработка которой невоз­можна без всесторонней количественной оценки современной ситу­ации и моделирования последовательности реформ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально без­возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований (п.1 ст.8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с орга­низаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государ­ственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст. 80 НК РФ).

Налоги, участвуя в перераспределении национального дохода, выступают специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Кроме обще­ственного содержания налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. В современных условиях налоги вы­полняют три функции: фискальную, социальную и регулирую­щую, каждая из которых имеет внутреннее содержание, признаки и черты данной финансовой категории.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровым (кадастр — таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень групп и их признаки заносятся в специальные справочни­ки. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. При таком способе величина налога не зависит от доходности объекта. Примером кадастрового способа взимания может служить налог на владельцев транспортных средств. Он устанавливается по ставке в зависимости от мощности транспортного средства без учета того, используется это транспортное средство или простаивает;

2) на основе декларации — документа, в котором плательщик нало­га приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого способа является то, что налог уплачивается после получения дохода лицом, получающим доход (например, налог на прибыль);

3) у источника — в момент получения дохода, частично или полностью предназначенного для передачи акционерам. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому налог уплачивает­ся до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога (например, подоходный налог с фи­зических лиц). Данный налог выплачивается предприятием или орга­низацией, на которой работает физическое лицо, т. е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и пере­числяется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Объект налога — доходы, стоимость отдельных товаров, отдель­ные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользова­ние ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательством.

Субъект налога — налогоплательщик, т. е. физическое или юри­дическое лицо.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Все перечисленные категории нашли отражение в принятом На­логовом кодексе РФ (I, II части). В нем содержатся также группи­ровки и классификации, применяемые в налоговой статистике. Ста­тистическое изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций.

Виды налоговых классификаций, применяемых в России, при­ведены на рис 8.1.

Под классификацией налогов в статистике понимаются их груп­пировки, построенные по определенным критериям, в том числе официально утвержденные государственными органами и применя­емые налоговыми и статистическими организациями в практичес­кой деятельности.

По характеру использования налоги классифицируются на:

• общие налоги, поступающие в казну государства (субъекта Федерации), конкретное направление использования которых зара­нее неизвестно;

• специальные налоги и сборы, имеющие строго определенное назначение и обычно формирующие внебюджетные фонды.

Прямые налоги зависят от величины доходов и размера имуще­ства. Косвенные налоги от доходов не зависят и включаются в цену продукции, которая оплачивается потребителем.

Реальными налогами облагаются отдельные элементы имущества или доходов (земля, доходы от денежных капиталов); личными налога­ми — совокупность доходов или имущества (прибыль, наследство).

Классификация налогов в зависимости от уровня взимания и распоряжения представлена на рис. 8.2.

Федеральные налоги — налоги и сборы, устанавливаемые Налого­вым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории страны.

Региональные налоги — налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и вводимые в действие законами субъектов Федерации и обяза­тельные к уплате на территории соответствующих субъектов Феде­рации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Федерации определяют следующие элементы на­логообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по данному региональному налогу.

Налоговая статистика как раздел статистики государственного бюджета

работника

Рис. 8.1. Виды налоговых классификаций

Местными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными право­выми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципаль­ных образований. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреж­дений и организаций независимо от их организационно-правовых

форм включают сборы на содержание милиции, на нужды образова­ния и на другие цели.

Налоговая система России, установленная НК РФ

I

Региональные

Федеральные

Местные

НДС

Акцизы на отдельные виды товаров:

• спиртовую, алкогольную и табачную продукцию

• нефть и газ

Налог на прибыль (доход) организаций

Налог на операции с ценными бумагами

Подоходный налог с физических лиц

Единый социальный налог (взнос) Таможенные пошлины и сборы (экспортные и импортные) Государственная пошлина Плата за недропользование:

• платежи за пользование недрами

• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы Плата за пользование водными объектами

Плата за загрязнение окружающей природной среды Плата за пользование объектами животного мира

Федеральные лицензионные сборы Платежи в дорожные фонды:

■ налог на реализацию ГСМ

• налог на пользователей автомобильных дорог

• налог на владельцев транспортных средств

■ налог на приобретение автотранспортных средств Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения

Налог на имущество организаций Плата за

лесопользование:

■ лесная плата • арендная плата Налог с продаж Единый налог на внешний доход для опреденых видов деятельности Плата за выбросы вредных веществ Лицензионные сборы

Налог на имущество физических лиц Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально­культурной сферы Плата за землю

Рис. 8.2. Виды налогов в зависимости от уровня взимания и распоряжения

В зависимости от характера отражения в бухгалтерском учете выделяются налоги, которые:

• относятся на себестоимость (налог с продаж, земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог, НДС, акцизы, таможенные пошлины);

• уменьшают финансовые результаты до уплаты налога на при­быль (налог на имущество, налог на рекламу);

• уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

• уплачиваются за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);

• удерживаются из дохода работника (подоходный налог).

Налоги учитываются на различных счетах СНС, в том числе на счете

производства, который является не только ключевым с точки зрения экономического содержания, но и наиболее трудоемким счетом. По су­ществу построение счета производства означает завершение огромного комплекса работ по сбору и обработке информации, полученной от пред­приятий о производстве товаров и услуг, а также о затратах на их произ­водство. Таким образом, счет производства отражает операции, относя­щиеся непосредственно к процессу производства.

Ресурсная часть счета производства состоит из выпуска продук­тов и услуг, чистых налогов на продукты и чистых налогов на им­порт. В формировании стоимости выпуска в рыночных ценах уча­ствуют налоги на производство и импорт и субсидии, разность между которыми образует чистые налоги.

Налоги на производство и импорт — это безвозмездные, невоз­вратные платежи, взимаемые органами государственного управления с хозяйственных единиц в связи с производством и импортом това­ров и услуг или использованием факторов производства. Они назы­ваются безвозмездными, потому что государство ничего не предос­тавляет взамен индивидуальной единице, совершающей платеж, хотя может использовать средства, собранные с помощью налогов, для предоставления товаров или услуг другим единицам или обществу в целом. Эти налоги регистрируются на момент, когда товары и услуги произведены, проданы или импортированы, т. е. когда возникает обя­зательство по уплате налога. Они уплачиваются предприятиями и орга­низациями независимо от наличия прибыли.

Проценты на задолженность по налогам и пени, начисленные налоговыми учреждениями, должны учитываться не как налоги, а как уплата процентов. Однако на практике может оказаться невоз­можным определить выплаты процентов на задолженность по надо - гам и пеней от налогов, к которым они относятся, поэтому они могут отражаться в отчетах вместе с налогами. Сумма налогов долж­на быть уменьшена на величину налоговых скидок, устанавливае­мых органами государственного управления в ходе проведения эко­номической политики, и возврата перечисленных сумм.

Налоги на производство и импорт состоят из налогов на про­дукты и других налогов на производство:

а) налоги на продукты — это налоги, взимаемые пропорциональ­но количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, прода­ваемых или импортируемых производящей единицей-резидентом. Определяются они как суммы поступлений в бюджет от предприятий и организаций всех установленных платежей. К ним относятся:

• налог на добавленную стоимость (НДС) на товары (работы, услуги), производимые на территории региона и ввозимые на тер­риторию региона, и другие налоги типа НДС, например специальный налог для финансирования поддержки важнейших отраслей эконо­мики, налог на драгоценные металлы и камни, отпускаемые из Госу­дарственного фонда драгоценных металлов и камней;

• налоги с продаж, покупок;

• акцизы на отдельные группы и виды товаров, производимых на территории региона (без акцизов на импортную продукцию) и на отдельные виды минерального сырья, а также гербовые сборы за продажу некоторых товаров;

• платежи фискальных монополий (средства, полученные пред- приятиями-монополистами за счет превышения предельного уров­ня рентабельности и взысканные в доход бюджета);

• налоги на операции с капиталом и финансовые операции, уплачиваемые предприятиями при покупке или продаже финан­совых и нефинансовых активов (налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иност­ранной валюте; налог на операции с ценными бумагами; налог на приобретение автотранспортных средств);

• налоги на экспорт: экспортные пошлины; прибыли экспорт­ных монополий (прибыли, перечисляемые в бюджет организация­ми, занимающимися экспортными операциями, либо другими го­сударственными предприятиями, наделенными монопольными правами по осуществлению экспорта определенных товаров или услуг); налоги, возникающие в условиях множественных валютных курсов (включают неявные налоги на экспорт, возникающие в ре­зультате действия официальной системы множественных курсов);

• налоги на импорт (без НДС): импортные пошлины, акцизы на импортную продукцию;

б) другие налоги на производство (к ним относятся налоги, связанные с использованием факторов производства — рабочей силы, земли, платежи за лицензии и разрешение заниматься какой - либо производственной деятельностью, а также другие обязатель­ные платежи, уплата которых необходима для деятельности произ­водящей единицы-резидента):

• платежи за пользование природными ресурсами: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; плата за норма­тивные и сверхнормативные выбросы вредных веществ; размеще­ние отходов; платежи за пользование лесным фондом; налог на пользование водными объектами, объектами животного мира; другие платежи за пользование природными ресурсами; отчисле­ния в экологический фонд;

• земельный налог (на земли сельскохозяйственного и несель­скохозяйственного назначения);

• налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда: транспортный налог; целевые сборы с граждан предприятий на со­держание милиции, на благоустройство территорий и т. п.; сбор с юридических лиц на нужды образовательных учреждений; прочие налоги и сборы, исчисленные от фонда оплаты труда;

• налоги на товары и услуги: лицензионный сбор за право про­изводства, хранения, разлива и оптовую реализацию алкогольной продукции; лицензионный сбор за право торговли спиртными на­питками и пивом; прочие лицензионные и регистрационные сборы;

• отчисления в дорожные фонды — налог на пользователей автомобильных дорог;

• налог с владельцев транспортных средств, налог на приобре­тение автотранспортных средств;

• налоги на имущество предприятий, на операции с ценными бумагами;

• прочие налоги, сборы и пошлины: госпошлина по делам, рас­сматриваемым в арбитражных судах, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в нотариальных конторах, ЗАГСах и дру­гих организациях; госпошлина за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налог на рекламу.

Чистые налоги на импорт — разница между косвенными на­логами на импорт и субсидиями по импорту.

Счет первичного распределения доходов состоит их двух по­следовательных счетов: счета образования доходов и счета распреде­ления первичных доходов. Основное его предназначение — пока­зать, каким образом первичные доходы распределяются среди институциональных единиц и секторов.

На левой стороне счета образования доходов отражается ис­пользование добавленной стоимости. Поскольку доходы от соб­ственности, выплачиваемые предприятиями, отражаются в счете рас­пределения доходов, остаются два основных вида расходов, которые должны покрываться за счет добавленной стоимости: заработная плата наемных работников, занятых в производстве, и любые суммы на­логов (за вычетом субсидий) на производство, уплачиваемые или получаемые в связи с участием в производственной деятельности, а также прибыль экономики и потребление основных фондов. Нало­ги на производство не включают подоходных налогов, уплачивае­мых получателями доходов, которые были созданы в процессе про­изводственной деятельности, независимо от того, являются ли они работодателями или работниками.

Состав налогов (за вычетом субсидий) на производство, упла­чиваемых за счет добавленной стоимости, зависит от метода оценки стоимости продукции. Начисленный НДС никогда не включается в стоимость произведенной продукции, учитываемой в ценах про­изводителей или в базисных ценах. Поэтому начисленный НДС не взимается из добавленной стоимости и не отражается как кре­диторская задолженность на счете образования доходов произво­дителя. Тем не менее, когда стоимость продукции выражается в ценах производителей, любые другие виды налогов на продукты, уплачиваемые в связи с производством продукции, учитываются в составе цены, уплачиваемой производителю покупателем этой продукции. Поэтому на счете образования доходов производите­ля такие налоги отражаются как подлежащие уплате производи­телем из добавленной стоимости в ценах производителей, т. е. как компонент статьи «Налоги за вычетом субсидий на производство».

Счет образования доходов характеризует движение добавлен­ной стоимости на стадии первичного распределения доходов. После того как продукция и услуги произведены и проданы, причем часть полученных доходов истрачена на промежуточное потребление (этот процесс отражается на счете производства), оставшаяся стоимость, которая является добавленной (трудом данного года), распределяет­ся между участниками производства, т. е. выступает в форме пер­вичных доходов. На этом счете отражаются те же налоги на произ­водство и импорт.

В разделе «Использование» этого счета отражаются налоги на импорт без вычета субсидий на импорт. Они распределяются как сумма чистых налогов на импорт (из счета производства) и субси­дий на импорт (из ресурсной части счета образования доходов).

В счете образования доходов налоги на импорт отражаются только для экономики в целом, поскольку они не выплачиваются из добавленной стоимости, создаваемой отечественными произ­водителями. Кроме того, на стороне «использование» счета для ин­дивидуальной институциональной единицы или сектора необходи­мо отражать только те налоги на продукты, которые не были вычтены из стоимости продукции данной единицы или сектора.

Субсидии на импорт — это обязательные, безвозмездные не­возвратные платежи, взимаемые органами государственного уп­равления с производящих единиц в связи с производством и им­портом товаров или использованием факторов производства. Эти налоги регистрируются на момент, когда товары и услуги произ­ведены, проданы или импортированы, т. е. когда возникает обяза­тельство по уплате налога.

В счете распределения первичных доходов налоги на произ­водство и импорт отражаются в разделе ресурсов только для сек­тора органов государственного управления и экономики в целом, отдельно от любых таких же налогов, уплачиваемых нерезидентами.

Счет вторичного распределения доходов имеет важное значе­ние для отдельных секторов и очень незначительное — для эко­номики в целом. Вторичное распределение представляет собой перераспределение уже полученных доходов между секторами. Домашние хозяйства платят подоходные налоги и отчисления на социальное страхование, осуществляют добровольные взносы в общественные организации, которые трактуются в СНС как прочие трансферты в денежной форме, но получают различные социальные выплаты, пособия по социальному страхованию, пенсии и т. д. Пред­приятия выплачивают налог на прибыль и могут делать взносы в некоммерческие организации. Таким образом, все секторы обмени­ваются частью своих доходов.

Текущие трансферты, отраженные в счете, разделяются на три основных вида: текущие налоги на доходы, имущество и т. п.; от­числения на социальное страхование и социальные пособия; прочие текущие трансферты.

Текущие налоги на имущество включают в себя подоходные налоги. Оценка размера налогов производится на основе факти­ческого или предполагаемого дохода физических лиц, домашних хозяйств, НКО и корпораций. К числу подоходных налогов отно­сятся также налоги, объектом обложения которых являются иму­щество, земля или недвижимость, если они используются в каче­стве основы при оценке доходов их владельцев. В некоторых случаях размер налогового обязательства может быть установлен только в более поздний отчетный период, а не в период получения дохода. Подоходные налоги, взимаемые у источника (например, налоги, уп­лачиваемые по мере получения доходов, и регулярные авансовые платежи подоходных налогов), регистрируются в том периоде, когда они уплачиваются, а окончательная сумма налогового обязательства проводится по счетам того периода, в котором была произведена оценка данного обязательства. Подоходные налоги включают следу­ющие виды налогов:

• подоходный налог с физических лиц или домашних хозяйств — это личные подоходные налоги, в том числе удерживаемые рабо­тодателями (уплачиваемые по мере получения) и добавочные на­логи. Такие налоги обычно взимаются с общей суммы объявлен­ных или предполагаемых доходов соответствующего лица из всех источников — заработной платы, доходов от собственности, пенси­онных пособий и т. д. — за вычетом определенных налоговых ски­док. В эту же группу включаются налоги с доходов владельцев некорпоративных предприятий;

• налоги на доходы корпораций — данная группа охватывает налоги на доходы корпораций, налоги на прибыль корпораций, до­бавочные налоги на корпорации и т. д. Размер таких налогов оцени­вается исходя из общей суммы доходов, полученных корпорацией из всех источников, а не только в соответствии с суммой прибыли;

• налоги на прирост капитала — налоги на прирост капитала лица или корпорации, срок уплаты которых приходится на теку­щий отчетный период, независимо от того, в каком периоде про­изошел этот прирост. Обычно такие налоги взимаются не с реаль­ного, а с номинального прироста капитала;

• налоги на выигрыш в лотереях и азартных играх — в отличие от налогов с оборота производителей, занимающихся организа­цией лотерей и азартных игр, которые относятся к налогам на продукты, данный вид налогов уплачивается в зависимости от размера выигранной суммы.

Текущие налоги на капитал состоят из периодических налогов (обычно взимаемых раз в году) на собственность или на чистую стоимость капитала институциональных единиц, исключая налоги на землю или другие собственные или арендуемые активы пред­приятий, используемые ими в производственных целях. Кроме того, в эту категорию не входят налоги на собственность или иму­щество, взимаемые нерегулярно и через длительные промежутки времени, либо в исключительных обстоятельствах (например, на­следственные пошлины), которые рассматриваются как налоги на капитал. Исключаются также подоходные налоги, размер кото­рых устанавливается на основе стоимости имущества институци­ональной единицы. Текущие налоги на капитал охватывают сле­дующие виды налогов:

• текущие налоги на землю и строения — периодические на­логи на пользование или владение землей и строениями, взимае­мые с владельцев (в том числе проживающих в собственных жи­лых помещениях), арендаторов или с тех и других, исключая налоги на собственные или арендуемые строения;

• текущие налоги на чистую стоимость капитала — периоди­ческие налоги со стоимости земли или основных фондов за выче­том долговых обязательств, принятых по этим активам, исключая налоги на собственные активы предприятий, используемые ими в производстве;

• текущие налоги на другие активы — периодически уплачи­ваемые налоги с таких активов, как ювелирные изделия или дру­гие предметы роскоши.

Некоторые текущие налоги взимаются раз в году:

• подушные налоги — устанавливаются на душу взрослого на­селения или на домашнее хозяйство в размере конкретной денежной суммы независимо от фактических или предполагаемых доходов или богатства. Вместе с тем взимаемые суммы могут различаться в зави­симости от конкретных обстоятельств данного лица или домашнего хозяйства;

• налоги на расходы — налоги, которые подлежат уплате не с доходов лиц или домашних хозяйств, а с общей суммы их расхо­дов. Налоги на расходы являются альтернативой подоходным на­логам. Они могут взиматься по прогрессивной шкале в зависимос­ти от общего уровня расходов. На практике они встречаются редко;

• платежи домашних хозяйств за получение определенных ли­цензий: на владение или пользование автомобильными, водными или воздушными транспортными средствами; на охоту или рыбную ловлю. Платежи за любые другие виды лицензий классифицируют­ся как приобретение услуг, предоставляемых органами государствен­ного управления;

• налоги на международные операции — налоги в связи с за­граничными поездками, денежными переводами за рубеж, иност­ранными инвестициями и т. п., исключая налоги, уплачиваемые производителями.

Налоги на капитал — это налоги, которые нерегулярно взима­ются со стоимости активов или чистой стоимости капитала ин­ституциональных единиц либо со стоимости активов, передаваемых по наследству, в дар или в виде других трансфертов. К этой катего­рии относятся следующие налоги:

• налоги на капитал — налоги со стоимости активов или чис­той стоимости капитала институциональных единиц, взимаемые нерегулярно и весьма нечасто. Как плательщики таких налогов, так и органы государственного управления считают их исключи­тельными. Они могут подлежать уплате домашними хозяйствами или предприятиями и включают налоги на повышение ценности их собственности (например, налоги на увеличение стоимости сельскохозяйственных угодий в результате предоставления госу­дарством разрешения на освоение земель в коммерческих целях или под жилые застройки);

• налоги на капитальные трансферты — это налоги со стоимо­сти активов, передаваемых одними институциональными едини­цами другим. К ним в основном относятся налоги на наследство или наследственные пошлины и налоги на дарение, включая при­жизненные дары одних членов семьи другим, и осуществляемые в целях избежания уплаты или уменьшения налогов на наследство. Они не включают налогов на продажу активов, поскольку послед­ние не относятся к трансфертам.

Уровнем налогообложения (налоговым прессом) в экономике принято считать количественное выражение того давления на на­селение и юридических лиц, которое оказывает государство при выполнении присущих ему функций (управление, национальная оборона). Налоговая система призвана обеспечить финансовую возможность осуществления государственных расходов. Размер расходов бюджета определяется при участии нескольких парамет­ров: величины ВВП и НД; размеров внутреннего и внешнего долга; доходов бюджета, полученных из разных источников, самый важ­ный из которых — налоги; политических и социальных программ, осуществление которых предусматривается определенным этапом экономического развития. Если доходов бюджета достаточно для успешного претворения в жизнь государственных программ, то они равны расходам или больше их. В противном случае бюджет будет дефицитным, а источниками покрытия дефицита в конечном счете станут внешние долги.

Наибольший интерес к показателям уровня (тяжести) налогооб­ложения появился у теоретиков и практиков финансовой науки в 20-е годы XX в. Тяжесть обложения предполагалось определять в двух направлениях — внешнем и внутреннем. Первое означало изу­чение уровня обложения по стране в целом, а второе — исследова­ние распределения налогового бремени между социальными группа­ми и слоями населения.

Важной частью анализа является изучение тяжести налогообло­жения в рамках внешнего, или государственного, аспекта. Источни­ком информации для расчета показателей этой группы служат дан­ные о планируемом и фактически исполненном государственном бюджете, а также макроэкономические показатели. В связи с этим определим систему макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения:

Абсолютные показатели:

1) сумма налоговых поступлений (в 2000 г. она составила

1707,6 млрд руб., из них 965,5 млрд руб. — в федеральный бюджет (ФБ) и 742,1 млрд — в бюджеты субъектов Федерации (или терри­ториальный бюджет (ТБ); в 1999 г. налоговые поступления состави­ли 1007,5 млрд руб., из них 509,7 млрд руб. поступило в федераль­ный бюджет и 497,8 млрд в бюджеты субъектов Федерации;

2) сумма задолженности налогоплательщиков перед консолидиро­ванным бюджетом (КБ) в 2000 г. составила 463,7 млрд руб., из них

292,1 млрд — в федеральный бюджет России[11].

Относительные показатели:

3) налогоемкость ВВП (соотношение налоговых поступлений и ВВП). В 2000 г. этот показатель составил 0,25 (1707,6 : 6946,5), справочно, в 1999 г. — 0,36 (1007,5 : 4607,0). То есть доля налоговых поступлений в произведенном ВВП в 2000 г. снизилась на 11%;

4) соотношение прямых и косвенных налогов (на примере ос­новных прямых и косвенных налогов). В 2000 г. оно составило 0,92, т. е. поступления прямых налогов составляют 92% поступлений кос­венных налогов. В 1999 г. это соотношение было равным (100%);

5) доля недополученных налоговых доходов (соотношение задол­женности по налогам и плановой величины налоговых поступлений);

6) доля налогового кредита в общей сумме задолженности и средний срок его предоставления;

7) соотношение дефицита и налоговых доходов как косвенная характеристика возможного использования налогов для покрытия дефицита. В 2000 г. бюджет был профицитным, причем профицит составил 12% налоговых поступлений; в 1999 г. бюджетный дефи­цит составлял 4,4% налоговых поступлений, т. е. государство может использовать налоги как инструмент покрытия дефицита;

8) доля налоговых доходов бюджетов разных уровней в консо­лидированном бюджете;

9) среднедушевая налоговая квота как отношение суммы изъя­тых налогов к средней численности населения. В 2000 г. этот пока­затель составил: 1707,6 млрд руб : 145,9 млн чел. = 11704 руб./чел.; в 1999 г. этот показатель составил 6868 руб./чел. (1007,5 млрд руб.: : 146,7 млн чел.), т. е. в 2000 г. квота возросла на 4836 руб.

10) коэффициент уровня налогообложения может быть подсчи­тан по стране как отношение квот налогов и ВВП:

Iг ~ ^~н/з

К

КВВП

где К — коэффициент уровня налогообложения;

Кнз — среднедушевая налоговая квота;

Кввп — ВВП на душу населения.

При расчете Кввп необходимо соотносить ВВП с общей числен­ностью населения:

1ЧВВП

Общая численность населения

При расчете Кнз налоговые поступления сравниваются с числен­ностью занятого населения, так как незанятое население основных налоговых отчислений не производит:

_ Налоговые доходы

Численность занятого населения

Коэффициент уровня налогообложения по экономическому смыс­лу и формулам расчета тесно связан с коэффициентом налогоемкости ВВП. Поэтому можно представить его в следующем виде:

К= Коэффициент налогоемкости ВВП*

1

•______________________________________________

Социально-экономическая статистика

Глоссарий

Баланс народного хозяйства (balance of economy national) — вза­имосвязанная система балансовых таблиц, которую составляло ЦСУ СССР вплоть до конца 80-х годов XX столетия. БНХ харак­теризовал процесс воспроизводства совокупного общественного продукта …

Статистические показатели условий жизни, труда и отдыха

Наряду с показателями материального благосостояния жиз­ненный уровень населения характеризуют показатели, отражаю­щие общую ситуацию, обусловливающую уровень жизни. К ним относятся показатели: • состояния окружающей среды; • криминогенной обстановки; • условий труда; …

Баланс денежных доходов и расходов населения

Главным источником статистической информации о финан­совой ситуации домашних хозяйств является баланс денежных доходов и расходов населения, составляемый Госкомстатом Рос­сии ежеквартально и в целом за год. Он позволяет охарактеризо­вать кругооборот денежных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.