Социально-экономическая статистика

Методология расчета валового выпуска продуктов и услуг и связанных с ним затрат

Исходным показателем для расчета ВВП является валовой выпуск продуктов и услуг.

Валовой выпуск представляет собой суммарную стоимость про­дуктов и услуг, отражающую итог производственной деятельнос­ти единиц-резидентов национальной экономики в отчетном пе­риоде и охватывающую все рыночные и нерыночные продукты и услуги. Выпуск определяется по секторам и отраслям экономики.

Все институциональные единицы в соответствии с типами экономического поведения группируются в следующие институ­циональные секторы:

• нефинансовые предприятия;

• финансовые предприятия;

• государственные учреждения;

• некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

• домашние хозяйства;

• «остальной мир» (отражает операции между единицами — резидентами данной экономики и единицами в других странах).

В состав валового выпуска включаются:

• выпуск продуктов всех отраслей и секторов экономики;

• выпуск рыночных услуг (за исключением условно исчислен­ной продукции финансовых посредников);

• условно исчисленная продукция финансовых посредников;

• выпуск нерыночных услуг.

Некоторые категории произведенных, но не реализованных на рынке товаров и услуг, также включаются в объем выпуска. К ним относятся:

• продукты, произведенные предприятиями для внутрипроиз­водственного потребления и включенные в выпуск в соответствии с национальной статистической практикой (например, семена и посадочный материал в сельском хозяйстве, уголь, использован­ный в шахтах при производстве угольных брикетов);

• продукты, использованные для строительства зданий и про­изводства других основных фондов (машин и оборудования) хо­зяйственным способом;

• продукты и услуги, обмененные по бартеру;

• продукты и услуги, использованные работодателями для оп­латы труда в натуральной форме;

• продукты, переданные подразделениям предприятий, ока­зывающим услуги своим работникам (столовым, детским садам, медицинским учреждениям и т. д.);

• сельскохозяйственные и пищевые продукты, произведенные домашними хозяйствами для собственного потребления (зерно, мясо, молоко, яйца, производство вин и растительного масла);

• условно исчисленные услуги от проживания в собственном жилище.

Временем учета продаж является время их отражения в счетах дебиторов и кредиторов, т. е. время, когда право собственности на товары переходит от производителя к покупателю или когда услу­ги оказаны покупателю.

Реализованные товары и услуги включаются в стоимость вы­пуска по фактической рыночной стоимости; нереализованная го­товая продукция — по средним рыночным ценам; незавершенное производство — по себестоимости.

Госкомстатом РФ рекомендуется оценивать рыночный выпуск в основных ценах. В случаях когда на основе отчетности получают­ся данные о выпуске в ценах производителя, для получения оцен­ки его в основных ценах необходима следующая корректировка:

выпуск в ценах производителя минус налоги на продукты, включенные в цену производителя, плюс субсидии на продукты = выпуск в основных ценах.

В основе расчета выпуска продукции отдельных отраслей ле­жит сложившаяся в отечественной практике методика расчета ва­ловой продукции. Основные ее положения таковы.

В промышленности в составе выпуска учитываются следующие компоненты: готовая продукция; капитальный ремонт своего обо­рудования; работы промышленного характера, выполненные по заказам на сторону (включая стоимость сырья заказчика); про­дукция вспомогательных и подсобных подразделений предприя­тия, реализованная на сторону, и изменение остатка незавершен­ного производства. При этом продукция, отпущенная своему детскому саду, профилакторию или уплаченная (натурой) в счет оплаты труда наемных работников, также учитывается в выпуске.

В строительстве выпуск может быть рассчитан двумя способами:

а) по степени готовности: готовые объекты, сданные по акту; капитальный ремонт зданий и сооружений; изменения остатков незаконченного строительного производства;

б) по элементам капитальных вложений: строительно-монтаж - ные работы (без стоимости монтируемого оборудования); проект - но-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы (связан­ные с определенным строительным объектом); прочие капитальные работы и затраты, а также капитальный ремонт зданий и соору­жений.

Единственным исключением является военное строительство и закупка военного снаряжения и вооружений, если это не объек­ты и не оборудование двойного назначения. Покупка военной техники и строительство чисто военных объектов трактуется в СНС как текущее потребление и включается в выпуск, насколько бы ни были дорогими эти вооружение и объекты. Например, покуп­ка пассажирского лайнера — это капитальные вложения, а строи­тельство авианосца — текущие расходы. Предполагается, что сред­ства на военную технику, если они уже истрачены, потребляются сразу в отчетном периоде.

Выпуск в сельском хозяйстве рассчитывается как сумма выпус­ка растениеводства (стоимость валового урожая, изменение зат­рат под урожай будущих лет, многолетние насаждения) и живот­новодства (товарная продукция в скоте, продукция, полученная при жизни животных, продукция приплода, прироста, привеса).

В отраслях товарообращения (торговле, заготовках) выпуск равен «реализованному наложению», т. е. разнице между ценой, по которой товар поступил в торговую сеть, и ценой потребителя.

Выпуск транспорта и связи равен стоимости оказанных ими услуг.

Выпуск рыночных услуг подразделяется на две группы:

• выпуск рыночных услуг (за исключением условно исчислен­ной продукции финансовых посредников);

• условно исчисленная продукция финансовых посредников.

Таким образом, для отраслей материальной сферы выпуск в

основном соответствует традиционно рассчитываемому показате­лю валовой продукции. Особую проблему составляет расчет вы­пуска сферы услуг.

При наличии общих принципов расчета имеются некоторые особенности методики исчисления показателя валового выпуска различных отраслей и секторов.

Стоимость выпуска рыночных услуг определяется Б общем случае как сумма выручки за эти услуги.

Очень сложно определить подлинный объем выпуска в торгов­ле. Теоретических проблем тут нет — за стоимость выпуска прини­мается объем торговой наценки, получаемой торговыми предприя­тиями. Что касается практики, то здесь трудно определить, какую именно наценку устанавливают торговые предприятия, весьма мелкие киоски или индивидуальные продавцы. Торговые органи­зации, как правило, заинтересованы занизить подлинную цену продажи и соответственно торговую наценку, чтобы не платить с нее налог. Поэтому показываемые в отчетах торгующих организа­ций цифры могут быть искажены. Для корректировки такой ин­формации дополнительно используются данные налоговой служ­бы, данные специальных обследований населения, в которых содержится информация о подлитых расходах на покупки, а также непосредственное наблюдение за уровнем розничных цен.

Жилищное хозяйство может оказывать рыночные и нерыноч­ные услуги. Оно может считаться рыночным, если плата за услугу (квартирная плата) составляет экономически значимую цену. Это не исключает возможности субсидирования со стороны государ­ства или различных предприятий и организаций. Однако размер субсидирования не должен быть слишком большим. В этом слу­чае объем выпуска должен определяться как сумма квартирной платы и субсидий (в основных ценах). Если субсидии являются основным источником финансирования жилищного хозяйства, а квартирная плата — символической по отношению к фактичес­ким текущим затратам, то такое жилье следует отнести к неры­ночным услугам.

Особое место при исчислении стоимости выпуска рыночных услуг занимает исчисление стоимости услуг жилья, занимаемого самим владельцем. По международной методологии при опреде­лении стоимости выпуска в данном случае следует исходить из средних цен, по которым аналогичное жилье сдается в аренду. Однако подобный расчет можно провести только в том случае, если рынок жилья сложился, средние цены известны и достаточ­но стабильны. Если цены неизвестны, то рекомендуется исполь­зовать иной подход. Он сводится к тому, что выпуск рассчитыва­ется по сумме текущих затрат. Сами эти затраты определяются в достаточной степени условно после подробного анализа продаж населению строительных материалов, выручки предприятий, за­нятых ремонтными услугами, и т. д.

Для финансовых предприятий стоимость выпуска определяется:

• для банков — как разница между полученной платой за кре­дит и процентами, выплаченными кредиторам, плюс стоимость платных услуг, оказываемых банками своим клиентам (например, плата за ведение счетов);

• для страховых организаций — как разница между суммой страховых взносов и суммой выплаченных страховых премий за вычетом сумм, направляемых страховыми организациями на по­полнение резервных фондов.

Для других финансовых посредников — инвестиционных фон­дов, фондовых бирж и др. — методика расчета стоимости выпуска в принципе та же: доходы, полученные от финансовой деятельно­сти, минус расходы, связанные с выполнением финансовых обя­зательств перед своими клиентами.

Нерыночные услуги в большинстве отраслей оцениваются по фактическим текущим расходам на их оказание с добавлением потребления основного капитала. К текущим расходам относятся материальные затраты, оплата услуг, потребленных в процессе производства, расходы на заработную плату и др.

Любые капитальные затраты (на покупку и капитальный ре­монт оборудования, на капитальное строительство, капитальный ремонт, реконструкцию зданий и сооружений) к текущим затра­там и, следовательно, к величине выпуска не относятся. Чистая прибыль в случае производства нерыночных товаров и услуг все­гда принимается равной нулю.

Выпуск нерыночных услуг в секторах государственных учреж­дений и негосударственных некоммерческих организаций опре­деляется по сумме текущих затрат на оказание этих услуг. Даже если такая продукция или услуги не предоставляются абсолютно бесплатно, а продаются по социально ориентированным, низким, контролируемым в административном порядке ценам, эти цены не отражают ни производственные затраты, ни соотношение спроса и предложения, ни качество предоставляемых услуг. Поэтому та­кие цены не имеют экономической значимости и не могут ис­пользоваться для оценки выпуска.

К текущим затратам на производство нерыночных услуг отно­сятся:

• затраты на промежуточное потребление;

• оплата труда наемных работников;

• потребление (износ) основного капитала;

• чистые налоги на производство.

Государственные учреждения и некоммерческие организации могут оказывать одновременно и рыночные, и нерыночные услу­ги. В этих случаях расчет должен вестись по отдельным заведени­ям, но это не всегда возможно. Таким образом, нерыночное уч­реждение может иметь какие-то денежные поступления от случайных продаж рыночной продукции, произведенной в резуль­тате вторичной деятельности, например от взимания платы за оформление справок. В этом случае стоимость рыночного выпус­ка будет определяться по стоимости случайных продаж, а неры­ночного — как разница между суммой всех затрат и стоимостью рыночного выпуска.

Следует также четко различать и другие виды выплат, которые осуществляют государственные и некоммерческие организации. Например, через пенсионный фонд, который контролируется го­сударством и потому относится к сектору государственных уч­реждений, идут выплаты пенсий пенсионерам. Это весьма значи­тельные суммы, но они не имеют прямого отношения к размеру услуг, оказываемых этим фондом. Размер собственно услуг пен­сионного фонда определяется по текущим затратам на содержа­ние его аппарата, на осуществление операций по распределению и доставке пенсий. Сами пенсии относятся к социальным транс­фертам, отражаются в счете распределения вторичных доходов и на размер выпуска пенсионного фонда не влияют.

Выпуск в некорпоративных предприятиях. Особенности учета стоимости выпуска зависят от того, являются ли производители корпорациями или некорпоративными предприятиями.

Корпорации — юридические лица, созданные для рыночного производства товаров и услуг с целью получения прибыли или иной финансовой выгоды для своих владельцев (коммерческие организации). Они действуют отдельно от своих владельцев, име­ющих ограниченную ответственность по их обязательствам.

Предприятие, не являющееся отдельной от своего владельца хозяйственной организацией, рассматривается как некорпоратив­ное. Подобные предприятия рассматриваются как составная часть институциональных единиц, к которым они относятся.

Часть товаров и услуг производится не в корпорациях, кото­рые, как правило, обязаны представлять статистическим органам отчетность с утвержденным перечнем показателей, методика по­строения которых специально оговорена в соответствующих ин­струкциях, а в некорпоративных предприятиях, т. е. по существу в домашних хозяйствах, которые никакой отчетности не представ­ляют. Это относится, прежде всего, к сельскому хозяйству, строи­тельству, торговле, оказанию некоторых видов платных услуг. В подобных случаях пользуются приблизительными оценками.

Например, для оценки производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах используются данные о площади сельскохозяйственных земель личных подсобных хо­зяйств, о средней урожайности и типичной для данной местности структуре сельскохозяйственной продукции, а также о средних рыночных ценах на нее.

При расчете объема выпуска индивидуального жилищного стро­ительства площадь вновь введенных построек, информация о ко­торых есть в местных органах исполнительной власти, умножается на среднюю цену строительства одного м2 строений соответствую­щего типа.

При расчете выпуска некоторую сложность составляет учет определяемых на основании выборочного обследования рассмат­риваемых ниже элементов.

Учет бартера. Бартерным обменом считается обмен товаров и услуг непосредственно на другие товары, услуги или активы. Сто­имость товаров или услуг, обмениваемых по бартеру, должна учи­тываться, когда право собственности на товары переходит к поку­пателю или услуги считаются оказанными. Они должны оцени­ваться по основным ценам, по которым платежи были бы получе­ны в случае продажи.

Учет товаров и услуг, включенных в оплату труда. Товары и услуги, предоставленные работниками в качестве оплаты труда в натуральной форме, должны учитываться в момент перехода пра­ва собственности на товар или оказания услуги. Они должны оце­ниваться в основных ценах, по которым платежи были бы полу­чены в случае продажи.

Товары и услуги, предоставленные одним заведением другому на одном и том же предприятии, учитываются тогда, когда они предоставлены, и должны оцениваться производящим заведени­ем по текущим основным ценам. Получающее заведение должно оценивать их по тем же ценам плюс любые дополнительные транс­портные расходы, выплачиваемые третьей стороне. Следует избе­гать использования искусственных цен, применяемых для внут­ренних бухгалтерских расчетов в пределах предприятия.

Учет запасов материальных оборотных средств. Основной прин­цип, лежащий в основе измерения запасов материальных оборотных средств, состоит в том, что продукция должна учитываться в то время, когда она производится. Продукция не учитывается, когда ранее про­изведенные товары изымаются из запасов материальных оборотных средств и передаются другой институциональной единице.

При стабильных ценах изменения запасов материальных обо­ротных средств измеряются относительно просто. Однако при на­личии инфляции может произойти значительный рост цен на то­вары, находящиеся в запасе. Увеличение стоимости капитала в части товаров, хранящихся в запасе, после того как они были произведены, не должно включаться в стоимость выпуска. Оно учитывается как холдинговая прибыль.

Учет незавершенного производства. Прирост и уменьшение не­завершенного производства рассматриваются в счетах так же, как поступления в запасы готовой продукции и изъятие из них. Они должны учитываться в то время, когда производятся, и по основ­ным ценам, преобладающим в данное время.

В нашей статистике до сих пор незавершенное производство оценивается по себестоимости, что искажает реальную картину экономических процессов, поэтому в настоящее время важен пе­реход к мировой практике учета этой категории.

Выпуск строительства для себя (хозяйственным способом). Обычно такой выпуск необходимо оценивать на базе фактичес­ких затрат, поскольку трудно сделать прямую оценку индивиду­ального и специфического строительного проекта, который не предлагается для продажи.

Выше изложены основные принципы расчета показателя «ва­ловой выпуск». В отдельных отраслях расчет этого показателя имеет свою специфику, которая вместе со спецификой расчета в них промежуточного потребления обусловливает особенности исчис­ления валовой добавленной стоимости.

Точность расчета валовой добавленной стоимости и валового внутреннего продукта в целом зависит не только от точности ста­тистической характеристики выпуска, но и от расчета промежу­точного потребления.

Безусловно, в отдельных отраслях и секторах экономики ме­тодика расчета промежуточного потребления имеет свои особен­ности, однако это не нарушает единства общих методологических принципов, обеспечивающих сопоставимость и сводку информа­ции о промежуточном потреблении на уровне экономики в целом.

В Методологических положениях по статистике Госкомстата РФ (1996 г.) промежуточное потребление определяется как сто­имость потребленных товаров (за исключением потребления ос­новного капитала) и потребленных рыночных услуг в процессе производства других товаров и услуг в данном периоде.

Таким образом, промежуточное потребление — показатель зат­рат овеществлённого труда, связанных с производством выпуска продуктов и услуг данного года, состоящих из потребленных в процессе производства предметов труда и услуг.

Промежуточное потребление включает следующие элементы:

• материальные затраты (продукты и материальные услуги);

• нематериальные услуги;

• командировочные расходы в части оплаты проезда и услуг гостиниц;

• другие элементы промежуточного потребления.

Материальные затраты — это затраты предметов труда на про­изводство продукции и услуг, включающие:

• сырье и материалы;

• полуфабрикаты и детали, потребляемые на предприятии;

• топливо всех видов, расходуемое на производство энергии, на отопление производственных зданий, на транспортные нужды по обслуживанию собственного производства;

• работы и услуги, выполняемые для данного предприятия другими предприятиями по переработке сырья; ремонтные и экс­плуатационные работы и другие операции, относящиеся к произ­водству продукции и услуг;

• транспортные услуги, выполняемые собственным и наем­ным транспортом; услуги связи и вычислительных центров;

• чистая стоимость упаковочных материалов (приобретение за вычетом их реализации);

• поправки на потери продукции или промежуточные затраты; возмещение работникам затрат на необходимые инструменты, рабочую одежду;

• товары и услуги, поставленные для производственного исполь­зования одним заведением другому заведению данного предприятия;

• покупки продуктов питания и прочих изделий гостиницами, ресторанами, кафе для обслуживания посетителей, а также по­купки продуктов питания и медикаментов больницами и другими медицинскими учреждениями для их пациентов, учебными заве­дениями — для учащихся;

• покупки домашними хозяйствами инструмента, рабочей одеж­ды, строительных материалов, семян и кормов для собственной хозяйственной деятельности;

• расходы собственников жилищ на материалы для текущего ремонта;

• расходы военных организаций на вооружение и средства его доставки: приобретение оборудования военными организациями (что является отступлением от рекомендаций СНС 1993 г.);

• продукты питания и обмундирование для армии.

Нематериальные услуги включают:

• оплату контроля качества товаров;

• оплату научно-исследовательских и экспериментальных работ;

• платежи за услуги финансового посредничества, услуги стра­хования;

• платежи учебным заведениям за профессиональную подготов­ку и переподготовку своих работников, включаемые в издержки производства;

• плату учреждениям здравоохранения за предоставляемые ус­луги своим работникам по диспансеризации и др.;

• арендные платежи за здания, сооружения, машины и обору­дование;

• плату за коммунальные услуги (уборка и утилизация отходов);

• плату за юридические услуги, за рекламу и другие услуги; оплату лицензирования и сертификации товаров;

• платежи за пожарную и сторожевую охрану.

Расходы на командировки включают затраты на проезд и про­живание в гостинице (оплата питания и бытового обслуживания включается в оплату труда).

Методологическими положениями но статистике четко опре­делены как статьи расходов на производство, учитываемые в объеме промежуточного потребления, так и статьи, не включаемые в него. Так, промежуточное потребление не включает:

• расходы капитального характера — на строительство или ка­питальный ремонт зданий и сооружений;

• расходы на текущий ремонт жилищ;

• социальные пособия в натуральной форме, арендную плату за пользование землей;

• стоимость социально-культурных услуг, предоставляемых работникам и членам их семей, и других услуг, не связанных с производством.

Следует принять во внимание, что СНС 1993 г. внесла некото­рые изменения и в методику расчета промежуточного потребле­ния, реализация которой является ближайшей перспективой раз­вития статистической методологии в этой области.

Наличие общих методологических принципов исчисления выпуска и промежуточного потребления не исключает некоторых их специфических особенностей, в совокупности определяющих особенности расчета валовой добавленной стоимости (ВДС) от­дельных отраслей.

Социально-экономическая статистика

Личные и бизнес аккаунты в социальных сетях

Существует много путаницы в том, как отделить личные данные от бизнес-аккаунтов в социальных сетях. Большая часть неопределенности связана с созданием страниц Facebook, но многие люди также используют социальные сети, такие …

Глоссарий

Баланс народного хозяйства (balance of economy national) — вза­имосвязанная система балансовых таблиц, которую составляло ЦСУ СССР вплоть до конца 80-х годов XX столетия. БНХ харак­теризовал процесс воспроизводства совокупного общественного продукта …

Статистические показатели условий жизни, труда и отдыха

Наряду с показателями материального благосостояния жиз­ненный уровень населения характеризуют показатели, отражаю­щие общую ситуацию, обусловливающую уровень жизни. К ним относятся показатели: • состояния окружающей среды; • криминогенной обстановки; • условий труда; …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.