Социально-экономическая статистика
Источники статистической информации о миграции населения и рабочей силы
Наличие статистической информации о миграции населения и рабочей силы — необходимое условие для характеристики степени проникновения работников одних стран на внутренние рынки труда других стран. Достоверные статистические данные дают возможность оценить эффективность действий правительственных решений в отношении миграции, их последствий и результатов^ также сравнить миграционные потоки в различных регионах мира.
Учет миграции всегда был одним из наиболее сложных видов учета из-за проблем в организации самого учета и недостаточно разработанной теории миграционного движения. Что касается исследования и сопоставления статистических данных по международной миграции населения и рабочей силы, то здесь возникает еще больше трудностей.
Во-первых, несмотря на предпринимаемые с 1901 г. попытки унифицировать показатели миграции, до сих пор нет единогласия в определении таких категорий, как «эмигрант» и «иммигрант». Так, в Германии иммигрантами считаются «лица, которые пересекают границу с намерением устроиться в стране»; в Японии — «национальные граждане и иностранцы, которые приезжают из - за границы»; в Йемене — «пассажиры, въезжающие в страну»; в России — «лица, приезжающие работать или учиться (за исключением обучения сроком менее 1,5 месяца) и лица, их сопровождающие».
Во-вторых, существуют определенные трудности в отношении проведения разграничений между долгосрочной миграцией и изменениями места жительства относительно краткой продолжительности. Например, в США, отсутствует различие между «постоянной» и «временной» миграцией: только въехавшие на постоянное жительство являются иммигрантами, а все другие зачисляются в категорию «неиммигранты».
В-третьих, разработанное МОТ и получившее широкое применение в международной статистике определение «трудящийся-мигрант», которое «означает лицо, мигрирующее из одной страны в другую с намерением получить работу иначе, чем за собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта», можно было бы использовать при стандартизации статистических показателей миграции. Однако в это определение в соответствии с Конвенциями МОТ №97 (1949 г.) и №143 (1975 г.) не включаются мигранты-сезонники и рабочие-фронтальеры, что создает неудобства в статистическом учете информации и дает основания для дискриминации этих групп трудящихся-мигрантов.
В-четвертых, при изучении международной миграции многие страны более заинтересованы в информации о вновь прибывающей рабочей силе, чем в учете тех, кто уезжает из страны. Например, во Франции статистика до сих пор учитывает только въезд трудящихся-мигрантов и членов их семей; эмигрантами считаются лишь возвращающиеся обратно выходцы из Алжира. В Бельгии и Нидерландах ведется строгий контроль за числом разрешений на труд, вручаемых мигрантам ежегодно, но на каждый данный момент практически невозможно оценить общую численность иностранных рабочих (за исключением дат переписи населения). В Саудовской Аравии эмигрантами считаются иностранцы, покидающие страну. В США вообще не определяют данную категорию лиц, хотя ежегодно из страны выезжают десятки тысяч человек.
В-пятых, определенные трудности обусловлены разнородностью источников информации о международной миграции рабочей силы. В большинстве случаев имеют место значительные расхождения в данных о миграции стран эмиграции и стран иммиграции. Это обстоятельство осложняется еще и тем, что от контроля властей ускользает достаточное число тайных въездов и выездов (нелегальных перемещений), оценивать которые можно лишь с большой долей вероятности. Расхождения можно было бы скорректировать, если бы страны, ведущие учет, применяли все или хотя бы несколько методов статистического учета одновременно. Но, как правило, большинство государств придерживается какого-либо одного метода.
В настоящее время основными источниками данных о масштабе, структуре и направлениях международных миграционных потоков рабочей силы являются:
• статистика пограничного контроля (полицейских или иммиграционных органов власти, контролирующих въезды и выезды) — наиболее распространенный способ получения информации, фиксирующий данные лишь на определенный момент времени;
• статистика регистров населения (данные, получаемые при вручении заграничных паспортов, оформлении въездных виз и др.);
• статистика паспортов для граждан данной страны;
• статистика различных анкет, заявлений о смене мест жительства, переписей населения — этот источник позволяет изучать международную миграцию в течение определенного периода, т. е. анализировать динамику изучаемого явления (данные из этого источника наиболее достоверны);
• статистика морских и авиационных портов на основе деклараций капитанов кораблей, других административных документов навигационных компаний или на основании индивидуальных карточек, полученных каждым путешественником или главой семьи;
• статистика разрешений на привлечение иностранной рабочей силы или трудоустройство своих граждан за рубежом, контрактов о переезде и т. д.
Таким образом, по источникам статистической информации о миграции населения и рабочей силы выделяют следующие методы ее учета.
Прямые методы учета миграции, достоверность и своевременность которых не слишком велики (например, из-за свободы передвижения мигрантов), представляют собой текущую непосредственную регистрацию каждого отдельного случая передвижения.
Косвенные методы учета миграции в большинстве случаев носят оценочный характер и опираются на материалы выборочных обследований, статистику труда и транспортную статистику, совместное использование которых помогает расширить возможности анализа миграции населения и рабочей силы, позволяет более точно и всесторонне учитывать миграционные процессы при характеристике международного рынка труда.