Социально-экономическая статистика
Доля занятого населения в общей численности населения
В таком виде коэффициент можно интерпретировать как нало - гоемкость ВВП, скорректированную с учетом существующего уровня занятости. Чем ниже доля занятых в общей численности населения страны (и выше соответственно уровень безработицы), тем больше значение коэффициента уровня налогообложения. В 2000 г. этот коэффициент составил: 0,25 • 1 : 0,44 = 0,57, что означает высокий уровень налогообложения; в 1999 г. он составил 0,86 (0,36 • 1 : 0,42) (табл. 8.2).
Таблица 8.2 Макроэкономические показатели, участвующие в расчете коэффициента уровня налогообложения
|
Можно отметить, что уровень занятости в стране может влиять на уровень налоговой нагрузки на население. Давление, которое создают налоги, в итоге ложится на занятое население, так как незанятое население не имеет денежных доходов, из которых можно было бы заплатить налог. А налоги существуют, как говорилось ранее, только в денежной форме.
Налоги как часть ВВП выполняют роль индикатора экономического развития, определяют степень фискальной направленности экономических преобразований и производительного использования ресурсов. К тому же созданный за определенный период ВВП является источником налогов и сборов. Показатель налогоемкости ВВП очень информативен и при изучении тяжести налогового бремени, и при межстрановых сравнениях. Сейчас в качестве экономических показателей в России рассчитываются следующие основные
группы показателей: 1) доля налоговых доходов в ВВП и 2) соотношение бюджетного дефицита и ВВП.
Первая группа показателей включает следующие расчетные величины:
• соотношение доходов консолидированного бюджета и ВВП:
— доля налоговых доходов в ВВП;
— доля неналоговых доходов в ВВП;
Динамика доли доходов в ВВП в 1998—2000 гг. (%) |
• доля чистых денежных налоговых поступлений в ВВП.
Показатели |
1998 |
1999 |
2000 |
Доля налоговых доходов в ВВП |
20,0 |
21,9 |
24,6 |
Доля налоговых доходов в ВВП |
2,3 |
1,9 |
1,9 |
Бюджетный дефицит к ВВП (в 2000 г. — профицит) |
4,7 |
1,0 |
3,0 |
Таблица 8.3 |
Как видно из таблицы 8.3, доля налоговых поступлений в ВВП возрастает, доля неналоговых поступлений и доля дефицита в ВВП падает. В 2000 г. профицит составил 3% ВВП (положительная для экономики страны тенденция). Для характеристики выполнения планового бюджета можно предложить два показателя:
Кпок ВВП ; ВВП
покр Дефицит бюджета ’ покр Дефицит бюджета ’
где ВП — валовая прибыль экономики.
Первый коэффициент покажет, во сколько раз ВВП страны больше, чем дефицит ее бюджета, поможет оценить перспективы государства покрыть дефицит за счет внутреннего источника — созданного экономикой продукта:
1998 год: 2725,8 : 127,9 = 21,3 раз;
1999 год: 4607,0 : 44,4 = 103,8 раз.
Приведенные выше коэффициенты свидетельствуют о том, что в 1998 г. ВВП превышал бюджетный дефицит лишь в 21 раз, т. е. государство имело небольшие возможности покрыть дефицит за счет внутренних средств, но в 1999 г. ВВП превышал бюджетный дефицит в 104 раза, т. е. государство имело все возможности покрыть дефицит за счет внутренних источников. В 2000 г. в России имел
место профицит Госбюджета — впервые после длительного экономического кризиса в стране.
Второе соотношение дает представление о том, во сколько раз валовая прибыль экономики (ВП), которая является источником будущего экономического роста, больше дефицита бюджета:
1998: 1920,6: 127,9= 15,6 раз;
1999: 2872,5 : 44,4 = 64,7 раз, т. е. произошло резкое снижение доли ВП, которая покрывает дефицит.
Расчет нескольких вариантов показателей обусловлен большим объемом взаимозачетов между предприятиями и бюджетом, между бюджетами разных уровней, наличием налоговых кредитов и отсрочек платежей. Обеспечивать исполнение расходной части способны только реальные деньги на бюджетных счетах. При вычислении ВВП распределительным методом (как суммы первичных доходов) имеем следующее соотношение:
где ОТ — оплата труда наемных работников с отчислениями на социальное страхование;
ЧН — чистые косвенные налоги;
ВП — валовая прибыль/валовые смешанные доходы.
В данном соотношении нас более всего интересует категория «чистые косвенные налоги». Часть ВВП, которая приходится на чистые налоги на производство и импорт, покажет налоговую нагрузку на общество в целом в процессе образования валовых доходов экономики. Динамика доли ЧН в ВВП покажет направление, в котором развивается экономика страны с точки зрения фискального характера распределения доходов.
Группа относительных показателей имеет большое значение при анализе уровня налогообложения в стране. Среди достоинств этих показателей можно выделить следующие:
• простота расчета (для получения соотношений требуется лишь сопоставить абсолютные показатели и затем определить экономическое значение полученного соотношения);
• высокая информативность и широкие возможности практического применения. Например, получив высокое значение доли недополученных налоговых доходов в первом квартале, можно принять меры по ликвидации задолженности по налогам и к концу года значительно изменить ситуацию;
• возможность проведения сравнений как в статике, так и в динамике;
Все выше предложенные показатели статистики налоговых по-
Анализ структуры налоговых поступлений представляется особенно важной задачей социально-экономической статистики в настоящее время, когда в экономике происходят существенные перемены, накоплен разнообразный опыт хозяйствования вне планово-административной модели, но стабильность еще не наступила; когда открыт доступ к опыту и знаниям ученых и практиков развитых стран, имеющих высокие показатели экономического роста и уровня жизни населения.
В настоящее время в анализе структуры налоговых поступлений можно выделить два аспекта: изучение структурных особенностей на макроуровне (изучение структуры доходной части госбюджета, налоговых поступлений в бюджеты различных уровней) и на микроуровне (изучение структуры налоговых выплат предприятий и организаций).