Социально-экономическая статистика
Базовые понятия национального счетоводства
Как отмечалось ранее, СНС представляет собой международный статистический стандарт. Он определяет систему статистических показателей, отражающих процессы, протекающие на макроэкономическом уровне, и вызванные этим изменения активов и обязательств. СНС включает совокупность счетов, балансов и взаимоувязанных таблиц, базовые понятия, определения, классификации и правила учета. Таким образом, методология СНС определяет не только, какие показатели должны быть построены, но и то, каким образом эти показатели должны быть рассчитаны. Конечно, конкретные методики расчета показателей сильно зависят от имеющейся базовой информации, технических возможностей статистической системы и других обстоятельств. В России такие методики разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, в других странах они готовятся соответствующими национальными статистическим службами. Национальные методики могут различаться в деталях, однако должны быть полностью сопоставимы с точки зрения базовых принципов, правил учета и оценки. Только в этом случае показатели СНС разных стран будут сопоставимы между собой.
^Помимо международной сопоставимости существует еще проблема внутренней методологической сопоставимости. /СНС тесно связана с другими макроэкономическими моделями, такими как платежный баланс, государственный бюджет, финансовые модели, на практике генерируемые Центральным банком,] Категории, используемые в этих моделях, должны быть методологически однородными. Иными словами, понятия, например, валового внутреннего продукта (ВВП) в СНС и в государственном бюджете должны быть идентичными. I
Требование внутренней методологической совместимости актуально и по отношению к самой СНС. Она состоит из многих таблиц и счетов, и важно, чтобы все показатели, содержащиеся в них, были построены исходя из одних и тех же принципов.
Объектом СНС является макроэкономика, т. е. совокупность резидентных институциональных единиц, занятых экономической деятельностью. Для того чтобы правильно охарактеризовать это явление, необходимо однозначно определить, что понимать под институциональными единицами; какие институциональные единицы называются резидентными, а какие — нерезидентными', что значит экономическая деятельность.
Существуют два основных подхода к определению элементарной единицы статистического наблюдения в экономике. В первом случае наблюдение ведется исходя из технологии конкретного производства (например, наблюдение за производством телевизоров или оказанием какого-то определенного вида услуг). На этом принципе строится отраслевой подход к экономическому анализу. Он получил довольно широкое распространение в нашей стране, однако необходимо иметь в виду важную особенность, на которой он основан. Дело в том, что в современной экономике редкие предприятия занимаются производством какого-либо одного вида продуктов или услуг. Чаще всего предприятие объединяет несколько достаточно обособленных производств, например производство автомобилей, холодильников и инструмента. При этом одни производства, которые в настоящий момент могут приносить больше прибыли, используются для субсидирования других. В СНС такие однородные с технологической точки зрения производства, организационно объединенные в одно предприятие, принято обозначать как заведения. При реализации отраслевого подхода полученную от предприятий первичную экономическую информацию приходится условно разбивать по заведениям, что может привести к значительным искажениям. Так, очень трудно корректно разделить между различными заведениями расходы на электроэнергию, расходуемую на освещение общего административного здания. Поэтому в СНС базовым является другой подход, который можно обозначить как институциональный.
В настоящее время многие экономические операции носят международный характер. Например, транснациональные корпорации могут производить продукцию на своих заводах, расположенных за границей; банки и другие финансовые корпорации одновременно проводят финансовые операции на биржах многих стран и т. д. Поэтому возникают практические трудности, связанные с разграничением институциональных единиц, относящихся к экономике данной страны. Для решения этой проблемы вводится понятие резидентства.
Институциональная единица является резидентом той или иной экономики, если она имеет центр экономического интереса на территории этой страны. Само понятие центра экономического интереса довольно условно. Важным признаком наличия такого центра является обладание единицей на данной территории производственных площадей или других объектов, которые используются для хозяйственной деятельности в значительных масштабах и в течение длительного периода. Под длительным периодом обычно понимается один год, но это также достаточно условно. Как правило, статистические органы на практике редко обладают совершенно точной информацией о каждой институциональной единице: где именно и на протяжении какого времени она действовала. Таким образом, решения об отнесении или не отнесении институциональных единиц к разряду резидентных принимаются в каждом конкретном случае исходя из принципа разумности.
Много вопросов возникает обычно с определением резидентной принадлежности транснациональных корпораций Как правило, если транснациональная корпорация создает в той или иной стране производство, то она основывает также и дочернюю фирму, которая является резидентом той экономики, где имеет центр экономического интереса. Но даже если дочерняя фирма и не образовывается, то подобное отделение или представительство рассматривается в СНС как квазикорпорация, являющаяся резидентом страны ее месторасположения.
Большинство показателей СНС рассчитывается для внутренней экономики, т. е. для совокупности резидентных институциональных единиц. Однако некоторые показатели, например валовой национальный доход, строятся не для внутренней, а для национальной экономики. Разница в данном случае происходит оттого, что часть национальных институциональных единиц может на практике являться резидентами других экономик. В то же время иностранные институциональные единицы могут выступать резидентами внутренней экономики. Показатель, относящийся к национальной экономике, не учитывает результаты деятельности иностранных единиц-резидентов, но учитывает деятельность национальных единиц, являющихся резидентами других стран.
Экономическая деятельность направлена на создание определенной выгоды для отдельных институциональных единиц, их групп или общества в целом. Экономические действия имеют конкретный характер (производство, выплата налогов, инвестиции) и ведут к созданию, преобразованию, обмену, передаче или потреблению экономической стоимости, вызывают изменения в стоимости экономических активов и обязательств институциональных единиц. Экономическая выгода может принимать форму прав собственности на конкретные объекты (буханка хлеба, дом) или на нематериальные активы (интеллектуальная собственность) либо форму финансовых требований (обязательств, если требования отрицательны). Во всех случаях речь идет об определенной величине абстрактной стоимости, которая потенциально может быть использована для приобретения товаров и услуг, выплаты заработной платы, налогов и т. д.
Установленные рамки экономической деятельности относятся ко всем операциям экономического цикла, т. е. к производству, формированию и распределению доходов, расходам на конечное потребление и накопление. Наибольшее значение имеет определение границ производственной деятельности. В общем виде производство характеризуется как деятельность институциональной единицы, направленная на преобразование затрат в выпуск благ и услуг. Под благами в СНС понимают материальные объекты, на которые существует спрос и могут быть установлены права собственности. Производство товара обособляется от его последующей продажи, перепродажи, потребления или накопления как во времени, так и в пространстве. Услуги не могут принимать форму материальных объектов, на которые могут быть распространены права собственности. Потребление услуг и их производство неотделимы друг от друга. Производственная деятельность по оказанию услуг обычно сводится к непосредственному воздействию на объект, потребляющий эти услуги, например его транспортировка.
Принимая во внимание общие характеристики товаров и услуг, можно дать следующее общее определение понятию производства. Экономическое производство есть деятельность под контролем и ответственностью институциональной единицы, использующей труд, капитал, блага и услуги для выпуска других благ и услуг. Это общее определение нуждается в некоторых пояснениях. Требование наличия институциональной единицы — производителя означает, что далеко не всякий рост экономических активов является следствием производства. Например, естественное воспроизводство рыбы в морях не является производством, в то время как воспроизводство рыбы в прудах, осуществляемое рыбоводным хозяйством, производством является. Следует обратить внимание также на то обстоятельство, что производиться должны товары, т. е. блага и услуги, на которые имеется спрос. Выпуск бесполезных вещей экономическим производством считаться не может.
Исходя из общего определения производства в СНС формулируется определение границ производственной деятельности. Деятельность, рассматриваемая в СНС как производственная, включает в себя:
• производство всех товаров и услуг, предназначенных для продажи их по рыночным ценам производителем другим институциональным единицам для последующего потребления или накопления. Сюда входят также промежуточные товары и услуги, предназначенные для использования в процессе производства;
• производство товаров и услуг для нерыночного распределения, т. е. для безвозмездной передачи или для продажи по ценам, значительно ниже рыночных. В эту группу входят товары и услуги, предназначенные как для индивидуального, так и для коллективного пользования;
• производство товаров для собственного промежуточного и конечного потребления или накопления;
• производство жилищных услуг владельцами жилых помещений для собственного потребления и производство домашних и бытовых услуг наемной оплачиваемой прислугой.
Поскольку точный учет услуг, предназначенных для собственного потребления, практически невозможен, при разработке методологии СНС было решено отказаться от попыток наладить подобный учет. Исключение было сделано только для жилищных услуг, оказываемых владельцами жилья самим себе, поскольку это значительная величина, оказывающая заметное влияние на макроэкономическую ситуацию. Что касается производства домашними хозяйствами товаров для собственного потребления, то и здесь на практике учитывается только производство, значимое в макроэкономическом плане. В России это, прежде всего, производство сельскохозяйственной продукций для собственного использования, так как в этом секторе у нас производится существенная часть всех овощей, фруктов, мяса и молока.
Все множество экономических операций и вообще вся информация, относящаяся к экономике, отражается в национальных счетах с помощью определенных показателей. Применяются две основные формы отражения информации: потоки и запасы. Показатели потоков относятся к действиям и последствиям событий, которые имеют место на протяжении определенного периода времени (например, выпуск продукции, полученные доходы, производственные расходы). Иными словами, это — интервальные показатели. Показатели запасов отражают состояние активов или обязательств на определенный момент времени, т. е. это — момент - ные показатели. Запасы тесно связаны с потоками: они образуются в результате потоков и меняются в зависимости от них. По сути дела, запасы формируются в процессе непрерывного частичного поступления и выбытия в течение периода, за который происходят изменения стоимости активов.
Потоки могут выступать в виде денежных и неденежных операций, а также других потоков. К денежным операциям относятся расходы на приобретение товаров и услуг, ценных бумаг, заработная плата наемных работников, проценты, дивиденды и рента, налоги, пособия по социальному страхованию в денежной форме и др. Эти операции могут быть двух типов. Первый тип — обмен, при котором одна сторона предоставляет другой товар, услугу или актив, получая взамен определенный эквивалент (большинство экономических операций, например продажа благ и услуг на рынке). Ко второму типу относятся так называемые трансферты, когда одна сторона, принимающая участие в сделке, передает другой стороне товары, услуги или активы, не получая взамен эквивалента. Примерами трансфертов служат налоги, выплата пенсий, пособий и т. д.
К неденежным относятся операции, которые изначально не выражены в денежных единицах (например, бартер или выплата вознаграждения в натуральной форме). В натуральной форме могут осуществляться и трансферты (например, раздача продуктов пострадавшим от стихийных бедствий). Во всех случаях для отражения в национальных счетах такие операции должны бьггь оценены в денежной форме на основании методов, о которых пойдет речь ниже.
Что касается других потоков, то они возникают не в результате экономических операций, а по другим причинам, которые часто носят неэкономический характер (например, когда активы гибнут в результате войн или меняют владельцев вследствие революции). Другая причина связана с экономикой, хотя и не является непосредственным результатом конкретной экономической операции. Это изменение стоимости активов из-за изменения цен. В СНС другие потоки отражаются на специальных счетах.
Под экономическими активами в СНС понимают объекты, находящиеся в собственности институциональных единиц, из владения которыми их владелец извлекает экономические выгоды. Под это определение однозначно попадают финансовые активы и произведенные материальные активы, такие как машины, оборудование, сооружения, готовая продукция на складах предприятий. Некоторые практические проблемы могут возникнуть с природными, т. е. непроизведенными активами, однако и здесь надо использовать критерий права собственности. Такие природные активы, как земля, месторождения природных ископаемых, некультивиру - емые леса, включаются в СНС только в том случае, если на них распространяется право собственности институциональных единиц и от них можно получить экономическую выгоду. Активы не обязательно должны находиться в частной собственности, ими может владеть государство, осуществляющее право собственности от лица общества в целом. Такие природные активы, как атмосфера, а также месторождения природных ископаемых, которые пока недостаточно разведаны и непригодны для разработки, не включаются в СНС.