СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕПЛОСТОЙКИЕ КЛЕИ
§ 19. Проблема теплостойкости клеев
Свойства «леев и клеевых соединений, как и всех остальных материалов. в большой степени зависят от окружающей температуры. Па свойствах, связанных с твердостью и жесткостью, например, пределе прочности при растяжении, повышение температуры, как правило, отражается очень неблагоприятно. Свойства, связанные с податливостью, деформируемостью материала клее юго стоя,— показатели прочности клеевого соединения на от, ир, на изгиб или удар,— могут несколько улучшаться при повышении температуры. Обычно достигается максимум при некоторой промежуточной температуре.
Такие факторы, как разница в коэффициентах термического расширения склеиваемых материалов и клея, приобретают в клеевом соединении особенно важное значение при экстремальных значениях температуры. Возникающие в результате этого внутренние напряжения могут быть сравнительно большими и достаточными для того, чтобы вызвать физическое разрушение клеевого шва; разрушение происходит на поверхности раздела системы клей—склеиваемый элемент.
При высоких температурах порядка 250° и выше многие материалы, включая и пластики, будут разлагаться. Это разложение, естественно, сопровождается потерей прочности. Из всех имеющихся в распоряжении материалов на основе синтетических смол только термореактивные являются наиболее теплостойкими благодаря поперечносвязашюй молекулярной структуре. Поэтому их применяют при разработке специальных клеев, пригодных для использования при повышенных температурах.
Эти новые клеи предназначаются главным образом для авиационной и связанных с нею отраслей промышленности и используются в самолетах как с поршневыми, так и реактивными двигателями, а также в управляемых летающих снарядах.
Вполне естественно, что в данной книге влияние температуры рассматривается применительно к авиации. В полете внешняя поверхность самолета, его обшивка, благодаря движению нагревается и приобретает более высокую температуру, чем температура окру
жающего воздуха. Самолет, летящий со скоростью 'Примерно 400 км/час, благодаря трению воздуха в полете развивал бы на поверхности температуру не выше 65й. Благодаря же наличию тер мических противообледенительных устройств часто наблюдаются температуры 75 + 20°. Величина ее зависит от конструкции и расположения противообледенительггой установки.
Большинство конструкционных клеев, применяемых в современном самолетостроении, будет сохранять достаточную прочность при: этих температурах, лишь незначительно ухудшая показатели прочности клеевых соединений. Однако самолет с реактивным двигате лем или высокоскоростной летающий снаряд, имеющий скорость, соответствующую числу Маха выше единицы подвергся бы более сильному нагреванию, так как температура его обшивки изменяется пропорционально квадрату скорости. Подсчитано, чго летающий снаряд, имеющий скорость, равную 2—-3 числам Маха, нагревается до 260—315°, и полагают, что в ближайшем будущем встретятся с температурами обшивки порядка 500°.
Джиддингсом (фирма Бристоль Эйрплэйн) в лекции, прочтенной им в Кембридже (Англия) на летних курсах по технологии клеев на основе синтетических смол, было сделано следующее заявление: «Самолет, который должен летать со сверхзвуковой скоростью — при числах Маха больше 1,5, не был бы подходящим объектом для применения клеевых соединений, сделанных на клее ридакс».
Использование тонких обшивок и конструкций с силовыми обшивками выдвинуло 'Новые повышенные требования к методам крепления, которым клеи могли бы полностью удовлетворять. В высокоскоростной авиации каждый килограмм веса, который возможно сэкономить, значительно повышает эффективность летательного аппарата, его радиус действия. В герметизированных отсеках заклепки и выполненные точечной сваркой швы приводят к утечке воздуха.
К аэродинамике внешних поверхностей самолетов и особенно управляемых летающих снарядов предъявляются высокие требования. В таких случаях для соединения обшивки с подкрепляющими элементами склеивание является наилучшим методом крепления.
Однако очень часто имеющиеся в продаже и в распоряжении промышленности клеи не пригодны для данной цели из-за недостаточно высокой теплостойкости и падения механической прочности при повышенных температурах. Следовательно, нужно создать такие клеи, которые полностью удовлетворяли бы требованиям, предъявляемым к клеям, необходимым для производства современных летательных аппаратов.
Некоторые из рассматриваемых ниже клеев пригодны для склеивания изделий, работающих при температурах до 260—315°. Область применения этих клеев должна ограничиваться конструкциями, где низкая прочность на отдир, присущая клеевым соединениям на этих клеях, не является решающей. Клеевые соединения не рекомендуются для деталей, длительно работающих при высоких температурах, вследствие термического распада клея и резкого падения прочности соединения.
50 100 150 гоо Температура испытания в °С |
Фиг. 40. Влияние температуры испытания ша прочность при сдвиге клеевых соединений, выполненных эпоксидными клеями Эпов VI ('Кривая /) и Эпон VIII (кривая2). |
Некоторые правительственные учреждения б Соединенных Штатах Америки получили полномочия по составлению программ научно-исследовательских работ и программ разработки клеев в течение последних пяти лет. Эти программы имели целью: определить свойства уже имеющихся клеев для металлов при повышенных температурах — 200° и выше — и разработать новые клеи, пригодные для склеивания металлов в конструкциях, работающих при 200° и выше. Требования к «прочности обычно составляли 70 кг./см - при 204° отри испытании «а сдвиг стандартного образца внахлестку (Технические требования Военно-воздушных сил США Мил-А-8331, см. табл. 7).
Па фиг. 40 и в табл.
Образцы с одинарной нахлесткой и іготоплеіін из нержавеющей стали толщиной П.8 мм. Длина нахлестки 12.? ««. |
15—19 показано изменение прочности при сдвиге соединений на различных клеях для металлов в зависимости от температуры. Эти клеи обычно не
пользуются в конструкциях, элементы которых находятся
в усло - пределы
за |
лиях умеренных температур, чаще всего не выходящих диапазона от —50 до 60 или 70°.
В табл. 15 приводятся данные по температурной зависимости прочности фенольно винилового термореактивного клея FM-47. Этот клей появился в результате усовершенствования клеев FM-45 и «пликозайт». Он применяется фирмой Гленн Мартин в производстве самолетов-снарядов В-61А Матадор.
Таблица 15
Прочность на сдвиг при различных температурах клеевых соединений, выполненных клеем FM-47
Температура испытания в °С |
-56 |
24 |
71 93 |
121 |
119 |
Предел прочности при сдвиге в кг/см5 |
182 |
295 |
281 211 |
119 |
49 |
Примечание. Таблица составлена по данным фирмы Блюмингдэйл Раббер [25]. В табл. 16—19 приведены подобные данные, полученные в работе ЭйК'Нсра, Олсона и Бломквиста и изложенные в Техническом отчете Национального совещательного комитета по авиации в США |
[48. В сравнительных условиях были испытаны 14 клеев различных марок для склеивания металлов, чтобы выяснить поведение клеевых соединений, выполненных этими клеями, при охлаждении и нагреБс. Испытания велись - на стандартных образцах из алюминиевого сплава 24ST3 толщиной 1,6 мм с длиной нахлестки 12,7 мм.
Ключ к табл. 16—19, раскрывающий, какие клеи условно обозна чены той или иной буквой, дан в табл. 38 на стр. 173. В табл. 37 приведены режимы склеивания этими клеями, примененные при изготовлении опытных образцов в соответствии с рекомендациями поставщиков клея.
Таблица 16
Изменение предела прочности при сдвиге (в KfjCM5) клеевых соединений некоторых имеющихся в продаже конструкционных клеев в зависимости от температуры испытания (нагружение немедленно по достижении требуемой температуры)
Шифр клея |
Температура испытания в °С |
|||||
-56 |
27 |
93 |
177 |
232 |
315 |
|
А |
394 |
214 |
130 |
91 |
67 |
4,5 |
В |
115 |
190 |
134 |
70 |
71 |
10,6 |
С |
108 |
249 |
160 |
19 |
9 |
3,5 |
D |
116 |
292 |
165 |
4 |
1,5 |
1,5 |
Р. |
243 |
271 |
87 |
18 |
7 |
4,5 |
F |
112 |
166 |
52 |
9 |
5,5 |
1,5 |
Q |
209 |
108 |
— |
15 |
6,5 |
— |
I! |
_ |
88 |
— |
1.5 |
— |
|
1 |
— |
347 |
Л1 |
— |
-- |
|
J |
— |
321 |
269 |
— |
— |
— |
К |
— |
227 |
56 |
9,5 |
- |
— |
L |
— |
189 |
13 |
— |
— |
— |
М |
— |
233 |
18 |
— |
— |
— |
N |
228 |
246 |
106 |
65 |
37 |
8 |
Режимы теплового воздействия при испытании были' различными. Одни образцы испытывались при различных температурах, преимущественно повышенных, непосредственно после достижения ими заданной температуры. Указанный вид испытания весьма важен для оценки пригодности клея к использованию его в беспилотных самолетах-снарядах.
Другие образцы выдерживались при разных температурах испытания (каждая группа образцов при своей температуре) в течение суток, после чего они снова испытывались при той же температуре пли при комнатной. Наконец, четвертая серия испытаний заключалась в выяснении влияния трех циклов замораживания и прогрева до 204° в течение 21 часа каждый цикл на прочность при разных
Таблица 17 |
Та б іица 18
Изменение предела прочности при сдииге (в кг/см2) клеевых соединений некоторых конструкционных клеев в зависимости от температуры испытания (образцы испытывались при указанных ниже температурах после 1Н2-часоиой выдержки при таких же температурах)
Шифр клея |
Температура испытания в °С |
||
71 |
121 |
177 1 232 |
|
Л |
142 |
96 |
78 0 |
В |
— |
116 |
101 1 |
С |
129 |
103 |
54 14,5 |
D |
174 |
129 |
45 6,5 |
Е |
220 |
128 |
40 22,5 |
F |
123 |
107 |
40 5,5 |
Q |
— |
— |
44 60,5 |
N |
109 |
141 |
104 08 |
температурах. Указанные виды испытаний весьма важны для оценки пригодности клеев в изделиях с длительным сроком эксплуатации, в частности, в скоростных самолетах, пилотируемых летчиками.
Чтобы клей можно было применять в изделиях, работающих при повышенных температурах, необходимо, чтобы он выдерживал срезающее напряжение но меньшей мере в 70 кг/см2 при рабочих температурах. Это соответствует обычно величине в 30— 40% прочности при комнатной температуре. Представленные данные показывают, что исследованные промышленные клеи не удовлетворяют этому требованию.
За последние годы интенсив ные исследовательские работы привели к получению клеев, которые отвечают указанному требо-
Изменение предела прочности при сдвиге (в кг/см-) клеевых соединений некоторых конструкционных клеев п зависимости от температуры испытания (образцы испытывались при температуре 27° после выдержки в течение 192 час. при указанных в таблице температурах)
Шифр |
Температура испытания в °С |
|||
КЛ£Я |
71 |
121 |
177 |
232 |
А |
173 |
110 |
99 |
0 |
В |
— |
106 |
162 |
0 |
С |
272 |
323 |
349 |
18 |
1) |
302 |
332 |
176 |
16 |
Е |
108 |
212 |
180 |
85 |
F |
252 |
310 |
242 |
58 |
G |
— |
— |
229 |
85 |
N |
263 |
235 |
207 |
25 |
Таблица 19 |
Изменение предела прочности при сдвиге (в К?'ісл'*) Кіеевьіх соединений некоторых конструкционных клеев в зависимости от температуры испытания (образцы подвергались трем циклам старения при температуре 204° в течение 21 часа и выдержке при температуре —56° в течение 3 час.)
Шифр клея |
Температура танин в |
испы- °С |
|
-56 |
27 |
204 |
|
А |
8 |
14,5 |
8 |
В |
95 |
117 |
78 |
С |
111 |
178 |
18 |
D |
53 |
37 |
14 |
Е |
128 |
97 |
24 |
F |
134 |
142 |
15 |
G |
— |
251 |
36 |
ванию и пригодны для эксплуатации при повышенных температурах. Целевое назначение этих прочных и стойких при повышенных температурах клеев — соединение разнообразных силовых и несиловых детален в реактивных самолетах и самолетах-снарядах. Несомненно, что эти клеи окажутся пригодными при изготовлении других типов изделий, выпускаемых автомобильной, железнодорожной, судостроительной и другими отраслями промышленности.