История разработки клеев для металлов с использованием феноло-формальдегидных смол
Фенольные смолы, или точнее феноло-формальдегидные, получаются реакцией конденсации фенола с формальдегидом. Впервые эту реакцию описал Байер в 1872 г. Однако эти материалы оставались химической диковинкой до 1905 г., когда Бэкеленд, в честь которого материал назван «бакелит», обнаружил преимущество применения нагрева и давления по время формования этого материала. Патент Бэкеленда (патент США 942699, в 1909 г.) является, видимо, первым в мире патентом на термореактивный смоляной адгезив. В 1911 г. Бэреленд опубликовал статью, в которой рассматривал природу этих смол и их использование.
На заре своего появления фенольные смолы применялись в основном в виде прессовочных материалов и слоистых пластиков. Использовались они главным образом в электротехнической промышленности. Это было естественно вследствие высоких изоляционных свойств феноло-формальдегидных смол. Прочность и сравнительная легкость механической обработки указанных материалов являются их дополнительными преимуществами. В 1920 г. в Германии сіали использовать фенольные смолы в лаках, которые, как оказалось, обладали прекрасной атмосферостойкостью. Позже, с 1929 г., лакокрасочная промышленность стала массовым потребителем этих смол.
Бэкеленд высказал мысль о применении фенольных смол в качестве клеев в 1909 г., а в 1912 г. он описал несколько случаев такого применения. Имеется ряд других патентов того времени, в которых описывались возможные методы использования фенольных смол в качестве клеев, предназначенных, в частности, для древесины. Однако только с 1930 г. фенольные смолы стали широко ис-
пользоваться как клеевые материалы в деревообрабатывающей промышленности
Английская авиационная промышленность одна из первых стала использовать в крупных масштабах синтетические клеи для соединения металлов. Научные работники, например, де-Брюин (в настоящее время технический директор фирмы Аэро Рпсерч), сопоставили простоту вклеивания изделий из древесины с рядом длительных и сложных операций, требующихся для склеивания металлических конструкций. В 1937 г. научные работники приступили к созданию. клеев для оклеивания металлов, причем особый упор был сделан на клеи для соединения легких сплавов, которые трудно сваривать и паять. Высокая водо - и грибостойкость фенольных смол по сравнению с казеиновым клеем, прежде применявшимся в производстве фанерных самолетов (еще в 1914 г.), сделала фенольные смолы отправной точкой в этих изысканиях.
К 1941 г. был разработан клей, названный «ридакс». Опытная панель обшивки с приклеенными к ней стрингерами была направлена государственному авиационному заводу для испытания на продольное сжатие. Было найдено, что прочность этой панели выше, чем прочность аналогичной клепаной пдпели.
Последующие испытания как лабораторные, так и эксплуата ционные, «с несомненностью доказали превосходство метода склеивания перед другими широко распространенными методами крепления» Самолеты с элементами, склеенными ридаксом (крепление стрингеров к обшивке крыла и фюзеляжа), в настоящее время летают во всех частях света при всевозможных климатических условиях. Де-Брюин, выступая перед инженсрами-испытателямп и конструкторами самолетов фирмы Норт Америкэн Авиэйшн, сообщил, что ни разу не было обнаружено разрушения н» в одном из само-
«I
1 Еще в 1912 г. п России Г С. Петров изобрел синтетический пластик «карболит» мі основе фенольной смолы. В последующие годы Г. С. Петровым, А. Л Вапшендтом и другими советскими. учеными были проведены «рулные исследования в области фенопластов и других пслтшняенсационвых смол.
В 1939 г. А Г. Забродшшым, II. Т. Романовым и другими был разработан вариант смоляного «лея (ВИАМ-БЗ) те феноло-формальдегидгой смолы, затвердевающей при комнатной температуре, который нашел широкое применение я деревянном самолетостроении. Еще раньше бакелитовый лак с 'высокой тем пера турой полимеризации и плетейные клеи иа основе фенольных смол использовались в производстве фанеры. В настоящее время клад из феноло-альдегод - ных смол применяются в строительном дме.
В 1917 г. Г С. Петров, Д. Л Пешсхонов, Г С. Бродский, А. С Файшитейн
и др., предложили синтетические ослеп типа БФ (БФ 2, БФ 4, БФ 6 и Др.).
представляющие собой спиртовые растворы модифицированных феноло формаль депидпых смол. Этн клеи >в значительной мере универсальны, некоторые из них пригодны дли склеивания металлов. Клеевые соединения металлов еа «лес БФ 2 і бляїзкіл по свойствам к соединениям на клее ридакс, оДнако последний, повидк - мому, более технологичен.
В отечественной практике применяется еще ряд «леев (марок Б-10, 88 и др.),
представляющих собой смесь фенольных смол с каучуками или термопластич
ными смолами. Примечание редактора.
2 Эго утверждение автора является излишне категоричным. Примечание редок юра
летных агрегатов, склеенных ридаксом, даже после длительного срока эксплуатации самолетов.
В то же самое время промышленность Соединенных Штатов также вступила на путь разработки конструкционных клеев для соединения металлов. В конце 1941 г., вскоре после опубликования результатов испытания соединений, выполненных клеем ридакс, было сообщено о клее «сайклвелд», разработанном фирмами Крайслер и Гудьир Тайе энд Раббер. Металлические конструкции с соединениями клеем сайклвелд успешно выдержали вибрационные испытания и др. Имевшие место разрушения происходили по металлу, а не ко оклейке.
В сущности история создания этого «лея датируется 1938 годом, когда изолирующие материалы стали приклеивать к. крышам кузовов автомобилей. В 1940 г. улучшенный вариант этого клея был использован в покрытиях чемоданов, а также для кожухов вентиляторов н частей предохранительных сеток в пассажирских железнодорожных вагонах. К 1941 г. клей сайклвелд был достаточно разработан для использования его в самолетных конструкциях.
Вскоре было объявлено о появлении других клеев на основе фенольных смол. Клей метлбонд, разработанный Хавенсом (фирма Консолидейтид Валти Эйркрафт), оказался одним из лучших для склеивания металлов в конструкциях самолета.
В литературе были опубликованы сведения о том, что. приблизительно 500 м~, т. е. больше 'U внешней поверхности бомбардировщика В-36, представляет собой сборные панели, склеенные с элементами жесткости «леем метлбонд. Применение метлбонд, как и сайклвелд, для соединения магниевых сплавов стимулировало промышленное применение этого легкого металла.
Совсем недавно появились другие конструкционные клен для металлов с феноло-формальдегидными смолами в качестве ооновных компонентов. К ним относяіся клеи: пластилок (фирма Гудрич), плиобонд (фирма Гудьир), FM-47 (фирма Блумингдейл Раббер) и GA-29 (фирма Миннесота Майнинг), а также. многие другие.
За последние несколько лет были достигнуты значительные успе Xu в разработке теплостойких конструкционных клеев для металлов (см. главу IV). Эти клеи должны быть пригодны для эксплуатации при температурах около 250°. Одним и'з основных связующих в этих клеях обычно являются также фенольные смолы.
Состав 422 был разработан фирмой Шелл Дивслопмснт под руководством Д. В. Элама и при содействии Военно-воздушных сил США. Два интересных теплостойких клея были в течение 1952— 1953 гг. разработаны Г. Эпштейном и сотрудниками в Порт Амери - кэн Авиэйшн.
НРКОНСТРУКЦИОННЫР КЛІІ. И
В качестве гл&виых связующих компонентов 'нсконструкциопиых клеев обычно служат термопластичные и эластомерные материалы. Клеи, чувствительные к давлению (липкие ленты), и цементирующие составы общего назначения также можно включить в катёго-
рию НеКОНСтрУ'КЦИОННЫХ клеев. При составлении рецептуры клеев используют шеллак, шеллак-креозот, воск, вар, канифоль, казеин, .гуммиарабик, силикаты и множество других натуральных и синтетических материалов. Однако все эти клеи не имеют большого промышленного значения и в дальнейшем не разбираются.