СОСТАВ И ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО СТЕНДА
Для оценки адекватности рассмотренных выше математических моделей было выполнено физическое моделирование системы с прямым управлением моментом. За основу физической модели был принят статический преобразователь частоты серии ACS 600, разработанный фирмой АВВ. Это — одна из первых разработок фирмы АВВ, в которой был применен метод прямого управления моментом в частотно - управляемом электроприводе переменного тока с асинхронным двигателем. В составе лабораторной установки был использован преобразователь типа ACS 601-0009-3,
К сожалению,
используемый фирмой АВВ алгоритм DTC - управления является интеллектуальной собственностью фирмы, и ни в каких публикациях фирмы АВВ не раскрывается [24, 25, 26]. Поэтому для сопоставления результатов эксперимента и математического моделирования была использована модель, описанная в п. З. Разумеется, истинный алгоритм прямого управления моментом, используемый фирмой АВВ, скорее всего, отличается от того, что принят при математическом моделировании. Тем не менее, даже при этих условиях, сопоставительный анализ расчетных и экспериментальных данных может представлять интерес.
Электромашинный агрегат, использованный в экспериментальной установке, включал в себя асинхронный двигатель АИР 71В4УЗ и нагрузочную машину постоянного тока типа 4ПБ10082 со встроенным тахогенератором типа ТП80-20-0,2. Тахогенератор обладает крутизной выходной характеристики ST= 0,02 В мин/об, класс точности 0,2. Линейность выходной характеристики тахогенератора соблюдается в диапазоне до 314 рад/сек.
В лабораторной установке нагрузочная машина постоянного тока работала в режиме динамического торможения. Для этого к обмотке возбуждение подводилось номинальное напряжение, а якорная обмотка была замкнута на активное сопротивление. Таким образом, величинастатического момента на валу асинхронного двигателя изменялась линейно в функции частоты вращения. Поскольку возбуждение нагрузочной машины поддерживается постоянным, ток якоря в масштабе повторяет статический момент. Масштабный коэффициент был рассчитан следующим образом:
Нм |
(4.1.) |
к„Ф. |
1,062 |
4,5-157 |
750 |
Для индикации выходных токов и напряжений преобразователя частоты, а также тока нагрузочной машины постоянного тока в испытательном стенде были использованы датчики тока и напряжения типа LA - 55р и LV-25 соответственно. Частота вращения электропривода измерялась с помощью встроенного тахогенератора типа ТП80-20-0,2.
На рис.4.1 приведена функциональная схема испытательного стенда.
Сеть -380 В, 50 Гц реостат Рис.4.1. Функциональная схема испытательного стенда для исследования режимов работы частотно-регулируемых электроприводов на основе DTC-алгоритмов управления. |
Для построения математической модели экспериментального стенда необходимо знать параметры обмоток асинхронного двигателя типа АИР 71В4УЗ. Эти параметры были рассчитаны с помощью методики, изложенной в [9].
С тем, чтобы оценить степень приближения процессов в математической модели к процессам в реальном двигателе, было выполнено два расчета статической характеристики двигателя. Первый - в соответствии с уравнением статической характеристики асинхронного двигателя по номинальным данным машины, а второй - по структурной схеме рис.3.2 - в соответствии с расчетными параметрами обмоток двигателя. Уравнение статической характеристики асинхронного двигателя (уравнение Клос - са), как известно [12], имеет вид:
2МК(1+ sSK)
3 s S, _ ’ (4.2)
— + — + 2sS„
S |
O к
где Е - отношение активного сопротивления фазной обмотки статора и приведенному к статору активному сопротивлению фазной обмотки ротора двигателя.
В соответствии с уравнением 4.2 можно построить структурную схему, позволяющую в среде MATLAB рассчитать и построить статическую характеристику асинхронного двигателя. Эта структурная схема приведена на рис. 4.2. В этой модели использованы единичные входные воздействия, а также блоки деления. Последнее обстоятельство не сказывается на устойчивости работы модели, так как ни в одном из трех блоков деления делитель никогда не обращается в ноль. Это объясняется наличием постоянного воздействия на входе всех блоков деления.
Рис.4.2. Структурная схема для расчета статической характеристики асинхронного двигателя по паспортным данным. |
На рис.4.3 приведены результаты расчета статической характеристики асинхронного двигателя АИР 71В4УЗ по уравнению Клосса (а) и по уравнениям Парка - Горева (б).
а) Расчет статической характеристики б) Расчет статической характеристики асинхронного двигателя по уравнению асинхронное двигателя по уравнениям Клосса Парка - Горева Рис. 4.3. Результаты расчета статической характеристики асинхронного двигателя АИР 71В4УЗ. Сопоставление характеристик на рис.4.3 показывает, что максимальное расхождение в расчетах не превышает 8%, а, следовательно, можно считать, что математическая модель воспроизводит электромеханические процессы в асинхронном двигателя АИР 71В4УЗ с удовлетворительной для поставленной задачи точностью. |