СОПОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА И РАСЧЕТА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДИНАМИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА С СИСТЕМОЙ DTC
Для проверки соответствия математической модели реальной системе в динамических режимах работы электропривода были сняты экспериментально и рассчитаны с помощью математической модели характеристики изменения частоты вращения асинхронного двигателя в следующих режимах работы:
- пуск двигателя из неподвижного состояния до частоты вращения, близкой к номинальной;
- реверс двигателя от номинальной частоты вращения в направле- нии”вперед” до номинальной частоты вращения в направлении “назад”;
- торможение двигателя от номинальной частоты вращения в направлении “назад” до полной остановки.
Результаты эксперимента на лабораторном стенде представлены на рис.4.6.
Сйг, рад/с Рис.4.6. Экспериментальные осциллограммы процессов пуска, реверса и торможения асинхронного двигателя АИР 71В4УЗ при работе от преобразователя частоты ACS 601-0009-3 с системой DTC-управления фирмы АВВ. Время пуска составило 3 с, время реверса - 7 с. и время торможения - 11 с. Значительное время на торможение электропривода объясняется тем, что использованный в составе лабораторного стенда преобразователь частоты ACS 601-0009-3 не был оснащен блоком электродинамического торможения. В математической модели электропривода были воспроизведены |
те же режимы работы электропривода, что и в экспериментальной установке. Нагрузка электропривода как при эксперименте, так и при математическом моделировании, изменялась линейно в зависимости от частоты вращения.
Результаты расчета на математической модели приведены на
рис.4.7.
Рис.4.7. Расчетные кривые процессов пуска, реверса и торможения асинхронного двигателя АИР 71В4УЗ при работе от преобразователя частоты с системой DTC-управления, выполненной согласно рис.3.3.
Время пуска при математическом моделировании составило 5 с, время реверса - 11 с и время торможения - 8 с. Полученное расхождение результатов расчета и эксперимента объясняется тем, что используемый фирмой АВВ алгоритм DTC-управления более совершенен, чем алгоритм, использованный при математическом моделировании. Кроме того, на результаты расчета, безусловно, оказали влияние те грубые допущения, которые были допущены при математическом моделировании. Тем не менее, качественное сопоставление результатов эксперимента и расчета говорит о том, что математическая модель удовлетворительно воспроизводит динамические процессы в электроприводе.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что предложенная математическая модель системы прямого управления моментом частотно-регулируемого электропривода переменного тока может быть рекомендована при практических расчетах таких систем, а также при проведении пуско-наладочных работ на реальных объектах.
С помощью микропроцессорных средств в современных системах автоматического регулирования электроприводами переменного тока с частотным управлением можно реализовать весьма сложные алгоритмы управления. В то же время, для обеспечения высоких статических и динамических показателей объекта регулирования не всегда требуется алгоритм управления повышенной сложности. Поэтому создание компактных и эффективных алгоритмов управления является актуальной задачей при разработках программного обеспечения новых современных систем электроприводов. Одним из таких решений может служить способ прямого управления моментом асинхронного двигателя (принцип DTC-управления).
Разумеется, принцип прямого управления моментом применим отнюдь не всегда. Подобные системы целесообразно использовать для электроприводов механизмов и технологических комплексов с тяжелыми условиями эксплуатации и жесткими требованиями по быстродействию.
Тем не менее, системы прямого управления моментом можно и необходимо выделить в отдельный класс систем частотно-управляемого электропривода переменного тока. Об этом косвенно свидетельствует большое количество публикаций в мировой научно-технической периодике. В прилагаемом списке литературы присутствует лишь малая толика того, что опубликовано на эту тему в последние годы.
В некоторых публикациях [42] системы прямого управления моментом объединяются с системами нечеткого управления электроприводом. Использование FUZZY-логики при построении системы управления частотным электроприводом переменного тока действительно обладают рядом свойств, подобных системам прямого управления моментом. Даже предложена новая аббревиатура - FDTC (Fuzzy Direct Torque Control). Такой подход вызывает сомнение, так как, несмотря на некоторую схожесть результатов, системы нечеткого управления частотно-управляемым электроприводом переменного тока заслуживают того, чтобы быть выделенными в отдельную группу комплектных систем.