РАКЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АТМОСФЕРЫ]
Мы уже знаем, что самолет не может летать без воз - духа. Воздух необходим и для полета аэростата и шара-зонда. Ракета же не нуждается в воздухе. Больше того, атмосферный воздух только мешает ее полету, создавая сопротивление ее перемещению и несколько ухудшая работу двигателя.
Внешний вид ракеты показан на рисунке 13. В камеру сгорания подается горючее (например, керосин) и окислитель (например, азотная кислота). При горении образуются газы, которые вытекают с большой скоростью из камеры через отверстие в ее задней стенке. В результате возникает сила тяги, направленная в сторону, противоположную движению продуктов сгорания. Чтобы ракета могла лететь вверх, необходимо, чтобы сила тяги превышала вес ракеты.
Ракетный двигатель работает и в атмосфере и в безвоздушном пространстве. Более того, при отсутствии атмосферы сила тяги Рис 13. Внеш - ракеты увеличивается и исчезает сопротив -
Ний вид ра - ление воздуха, тормозящее движение. Это
Кеты. не значит, что ракета может достигнуть
Любой высоты. Наибольшая высота подъема ракеты зависит от совершенства двигателя и самой ракеты, а также от вида применяющегося топлива.
Еще в 1903 году знаменитый русский ученый
К. Э. Циолковский опубликовал работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этой работе Циолковский предложил применить для реактивного двигателя жидкое топливо, как наиболее удобное для высотных полетов, и дал первую схему ракеты с жидкостно-реактивным двигателем.
«В качестве исследователя атмосферы,— писал Циолковский,— предлагаю реактивный прибор, то есть род ракеты, но ракеты грандиозной и особенным образом устроенной...».
В нашей стране первый подъем исследовательской ракеты состоялся в 1933 году, а начиная с 1949 года подъем ракет для изучения атмосферы производится систематически на высоты от нескольких десятков до двухсот километров. Ракеты для исследования атмосферы называются метеорологическими. 21 февраля 1958 года советская геофизическая ракета достигла рекордной высоты — 473 километров. Она подняла с собой приборы, радиопередающие устройства и источники питания с общим весом 1520 килограммов.
В соответствии с программой Международного геофизического года советские ученые запускают исследовательские ракеты не только на территории нашей страны, но также и в Антарктиде.
Скорость перемещения ракеты в полете определяется с помощью радиолокатора. Направление ее движения поддерживается автопилотом. Если из-за порыва ветра или из-за неравномерности в работе двигателя она начнет отклоняться от заданного курса, автопилот, воздействуя на рули, заставит ее следовать по заданному курсу.
В метеорологической ракете полезный груз состоит из приборов для измерения температуры, давления и влажности воздуха, фотокамеры для фотографирования Земли, приборов для исследования солнечного излучения и многих других.
Во время полета ракеты приборы автоматически делают измерения, которые могут передаваться по радио на Землю. Но передать можно далеко не все. На высоте взята проба воздуха, и ее надо доставить в лабораторию. При полете на большой высоте сделан снимок Солнца — он тоже должен быть доставлен на Землю невредимым. При ударе ракеты о земную поверхность она разрушается. После падения одной исследовательской ракеты в пустыне ее головку нашли на глубине
7,6 метра. Чтобы при обратном спуске приборы не повредились, та часть ракеты, где они размещены, спускается на парашюте. Это может быть обычный шелковый парашют в виде зонта или парашют в виде вращающихся лопастей. Встречный поток воздуха заставляет лопасти вращаться, при этом возникает подъемная сила, замедляющая падение.
Итак, ракета поднимается выше всех других летательных аппаратов. Какие же новые сведения об атмосфере помог получить человеку этот неодушевленный исследователь?
Ракеты собрали цепные сведения о составе атмосферы. Долгое время ученые считали, что с увеличением высоты количество самого тяжелого газа в воздухе — кислорода — должно уменьшаться, а содержание легкого газа — водорода, который у поверхности Земли имеется в виде ничтожной примеси, должно непрерывно возрастать.
Ракетные полеты показали, что расслоения атмосферы по удельным весам газов не наблюдается. До высоты 100 километров состав воздуха изменяется весьма незначительно. Лишь в слабой степени выше 20—30 километров намечается относительное уменьшение кислорода сравнительно с азотом и некоторое убывание тяжелых газов: аргона и углекислоты. Исследования, выполненные советскими учеными с помощью масс - .спектрометров, показали, что на высоте 100—200 километров преобладают частицы окиси азота (химическое соединение кислорода с азотом), а еще выше зарегистрированы частицы кислорода в виде отдельных атомов.
Во время ракетных полетов отмечено очень резкое уменьшение давления с подъемом на высоту. На высоте 80 километров замерено давление в одну сотую долю миллиметра ртутного столба, а на высоте 260 километров— в одну десятимиллионную долю миллиметра ртутного столба.
Ученые и до применения ракет предполагали, что температура в стратосфере сохраняется примерно неизменной только до некоторой высоты, а затем начинает повышаться. Исследовательские полеты ракет подтвердили это предположение. Оказалось, что после высоты в 20—25 километров, где воздух охлажден примерно до —55°, наблюдается повышение температуры; на высоте 50—60 километров она достигает около 0° Цельсия. В более высоких слоях температура снова понижается и на высоте около 80 километров равна около —65°.
На высоте больше 100 километров температура воздуха снова возрастает и на высоте 250—300 километров она доходит до +500—600° Цельсия.
Исследовательские полеты ракет позволили проследить, как меняется плотность воздуха с подъемом на высоту. На высоте 50 километров плотность воздуха меньше, чем около земной поверхности, в тысячу раз, на высоте 100 километров — в миллион раз, на высоте 150 километров — в 300 миллионов раз.
Следует заметить, что температура и плотность воздуха на одной и той же высоте изменяются в зависимости от времени суток и года, а также от географического положения места исследования, так как от этого зависит количество тепла, получаемого воздухом на различных высотах.
Изучение ветра в атмосферном воздухе с помощью ракет представляет большие трудности. Поэтому о перемещениях воздуха в верхних слоях атмосферы имеется мало сведений. При одном из ракетных исследований было обнаружено, что на высоте 200 километров дует юго-восточный ветер со скоростью 80 метров в секунду.
Специальные исследования с помощью ракет были поставлены для выявления возможности столкновения ракеты с метеорными частицами — песчинками и камнями, которые залетают в земную атмосферу из мирового пространства. Для этой цели на поверхности ракеты устанавливались специальные пластины. Частота и сила ударов метеорных тел об эти пластины воспринималась специальными приборами и по радио передавалась на Землю. Во время полета советской ракеты 21 февраля 1958 года с высоты 125 до 250 километров было отмечено 44 удара метеорных частиц на каждый квадратный метр поверхности ракеты, а с высоты 250 до 300 километров— 9 ударов.
Одна из задач изучения атмосферы состоит в том, чтобы выяснить, какие опасности подстерегают человека при полете на большой высоте, и выработать способы защиты от этих опасностей.
Когда ракета удаляется от Земли с возрастающей скоростью, находящиеся на ней предметы испытывают так называемую перегрузку. Пока ракета стоит на стартовой площадке, каждый находящийся в ней предмет прижимается к полу ракетного отсека с силой, равной весу этого предмета. Но вот двигатель начинает работать, и ракета поднимается с возрастающей скоростью, сила, прижимающая предмет к полу, возрастает. Это явление и называется перегрузкой. Натренированный летчик при выполнении фигурного полета кратковременно получает такую перегрузку, когда он чувствует себя в 6—8 раз тяжелее обычного. При подъеме ракеты эта перегрузка может быть больше и продолжительнее. Поэтому, до того как человек отправится в ракетный полет, необходимо выявить влияние длительности и величины перегрузки на живой организм.
Для полета человека на больших высотах, где воздуха почти нет, должны быть созданы надежные герметические кабины, в которых поддерживались бы не только состав и давление воздуха, но также и его температура.
Ультрафиолетовые лучи Солнца и космические лучи, которые представляют собой поток быстрых частиц, летящих из мирового пространства, губительно действуют на живые организмы. Воздушная оболочка Земли поглощает и рассеивает их. Она служит щитом, отражающим от жителей Земли эту опасность. При полете на большой высоте атмосфера не может уже защитить человека от вредного влияния этих лучей. Поэтому нужны защитные средства, которые обезопасили бы работу летчика в таком полете.
Изучение опасностей, которым может подвергаться человек в ракетном полете, а также испытание различных защитных устройств производится с помощью животных. В нашей стране такие опыты проводятся на собаках с 1949 года.
Чтобы узнать о самочувствии и поведении собаки на различных этапах полета, к ней прикрепляются датчики приборов, замеряющих частоту ее дыхания, пульс, кровяное давление, температуру. Изменение каждой из замеряемых величин отражается на напряжении электрического тока, который от датчика передается устройству, называемому модулятором. В зависимости от величины напряжения модулятор устанавливает определенную длительность сигналов радиопередатчика или их частоту. Принимая эти сигналы на Земле, исследователи узнают об изменениях в организме собаки. Для более полного представления о поведении собаки в полете она снимается на фото - или кинопленку.
Исследуемые в полете собаки возвращаются на Землю с помощью парашютов, и над ними продолжаются наблюдения.
Исследовательские полеты ракет с собаками показали надежность работы герметических кабин и систем для поддержания в них нужных величин давления, состава воздуха и температуры, а также надежность парашютов для возвращения собак на Землю. Собаки удовлетворительно переносят перегрузки, возникающие при подъеме ракеты, а также на обратном пути, когда кабина с собакой входит в плотные слои атмосферы.