НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ НИЖНЕЙ ЧАСТИ АТМОСФЕРЫ
Ч |
Тобы изучить те слои атмосферы, которые пока еще недоступны для непосредственного наблюдения, ученые посылают в эти слои аппараты, снабженные автоматически записывающими или передающими приборами. Эти неодушевленные исследователи достигают больших высот.
Кроме риска для исследователей, подъем на большие высоты связан с большими материальными затратами. Поэтому часто бывает целесообразно посылать таких неодушевленных исследователей для сбора сведений о состоянии атмосферы и на высоты, доступные самолетам и аэростатам.
Первый беспилотный аппарат для подъема приборов в атмосферу был предложен в 1754 году М. В. Ломоносовым. Этот аппарат описывается в протоколе Конференции Академии наук от 1 июля 1754 года. «Советник Ломоносов показал машину, названную им аэродромной, выдуманную им и имеющую назначением при помощи крыльев, приводимых в движение горизонтально в разные стороны заведенной часовой пружиной, сжимать воздух и подниматься в верхние слои атмосферы для того, чтобы можно было исследовать состояние верхнего воздуха метеорологическими приборами, прикрепленными к этой аэродромной машине. Машина была подвешена на веревке, перевешенной через два блока, и грузами, подвешенными к другому концу канатика, поддерживалась в равновесии. При заведенной пружине она быстро поднималась вверх и таким образом обещала желаемое действие».
В отчете за 1754 год Ломоносов писал: «Делан опыт машины, которая бы поднимаясь кверху сама, могла поднять с собой маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине, которая слишком на два золот - пика облегчалась, однако, к желаемому концу не при - ведена».
Ломоносову не удалось закончить работу по созданию беспилотного аппарата для исследования атмосферы. Но то, что не успел сделать великий ученый, сделали его последователи. Несмотря на тяжелые условия жизни в царской России, русские ученые разработали основные методы беспилотных исследований атмосферы и сделали важный вклад в науку об атмосфере. Для подъема приборов в воздух стали применяться воздушные змеи, шары-зонды и ракеты.
Обычно метеорологов интересуют одновременно температура, давление и влажность воздуха и их изменения с высотой. Все эти величины могут одновременно измеряться и автоматически записываться с помощью прибора, называемого метеорографом. Метеорограф поднимают на самолете, воздушном змее, аэростате или небольшом резиновом шаре, наполненном водородом.
На рисунке 9 показан метеорограф СМ-43, предназначенный для подъемов на самолете.
Изменения давления воспринимаются двумя анероид - ными коробочками. Одной стороной они закреплены неподвижно на корпусе прибора, а другой соединены с пером 1. При уменьшении давления перо смещается вверх.
Температура измеряется биметаллической пластинкой, один конец которой также жестко закреплен на корпусе, а другой соединен с пером 2. При понижении температуры перо также смещается вверх.
Изменения влажности воспринимаются пучком волос. Один конец его неподвижен, другой — перемещает перо 3. При уменьшении влажности перо опускается.
Все перья — давления, температуры и влажности — вычерчивают непрерывные линии на вращающемся барабане 4, покрытом закопченной бумажной лентой. Барабан приводится в движение часовым механизмом.
Кроме того, в метеорографе имеется еще одно неподвижное, контрольное перо 5. Оно вычерчивает на барабане прямую линию. Измеряя расстояние от этой линии до следов перьев, регистрирующих давление, температуру и влажность воздуха, можно установить изменение этих величин во время исследовательского полета.
После спуска метеорографа на землю метеорологи тщательно обрабатывают его записи и узнают, как изменялись с высотой давление, температура и влажность воздуха.
Метеорографы, поднимаемые на змеях и привязных аэростатах, имеют еще анемограф, автоматически записывающий скорость ветра.
Рис.' 9. Самолетный метеорограф СМ-43. |
Воздушный змей. Воздушные змеи начали использовать для изучения атмосферы еще в XVIII веке. Они применялись тогда для исследования атмосферного электричества.
Воздушный змей поднимается в воздух по той же причине, что и самолет. Змей располагается в воздухе так, что воздушный поток, обтекая его, создает повышенное давление на его нижнюю поверхность и разрежение над верхней. Благодаря разности давлений возникает сила, поднимающая змей вверх. Разница по сравнению с самолетом состоит только в причинах, вызывающих воздушный поток. Самолет перемещается относительно воздуха с помощью двигателя и может лететь в любом направлении независимо от ветра, обтекание же воздухом змея происходит обычно за счет ветра. Змей держится на стальном тросе или шнуре и потому при ветре не перемещается вместе с воздухом.
Воздушный змей, поднимающий в воздух приборы, строили не из дощечек и бумаги, а из легкого металла или дерева и шелковой материи, и не плоский, а коробчатый (рис. 10).
Высота подъема воздушного змея ограничена. С увеличением высоты при неизменном встречном потоке
Рис. 10. Различные формы змеев, использующихся для подъема приборов. |
Воздуха подъемная сила змея уменьшается, так как уменьшается плотность воздуха. Кроме того, чем больше высота, тем больше вес троса, на котором удерживается змей. Поэтому змей обычно достигает высоты 4 — 5 километров и лишь в очень редких случаях поднимается до высоты больше 9 километров.
Воздушные змеи широко применялись лет 50 назад в качестве разведчиков атмосферы. Много подъемов воздушных змеев было сделано основателем русской аэрологии В. В. Кузнецовым. Эти подъемы производились с 1897 года в Павловском парке (Петербург), где располагалось отделение Главной геофизической обсерватории. Сначала они велись нерегулярно, но в 1903 году при Павловской обсерватории было организовано специальное «змейковое» отделение, систематически изучавшее атмосферу с помощью воздушных змеев. В. В. Кузнецов лично конструировал змеи и самопишущие приборы, которые использовались при этих исследованиях.
Подъемы приборов с помощью воздушных змеев позволили накопить сведения об изменениях в состоянии атмосферы до высоты 4—5 километров. Но с развитием электрификации и воздушных сообщений применять змеи стало опасно. Стальной трос змея, не замеченный пилотом самолета, может привести к катастрофе. Обрыв троса может вызвать аварию на высоковольтных линиях электропередач. Этих препятствий нет только в таких малонаселенных районах, как Арктика,— там змей может еще применяться.
Шар-зонд и радиозонд. Мы уже говорили, что для подъема аэростата или стратостата с исследователями и приборами необходима очень большая оболочка. Но для подъема одних приборов требуются оболочки значительно меньших размеров. Чаще всего для этого употребляются оболочки с объемом около 2—4 кубических метров у поверхности Земли. Резиновая оболочка наполняется водородом, к ней подвешивается коробочка с приборами. Получается маленький аэростатик. Такой аппарат и отправляют в атмосферу для ее исследования. Его называют шар-зонд. «Зондировать» — значит исследовать, разведывать. Предложение исследовать атмосферу с помощью таких шаров-зондов, снабженных самозаписывающими приборами, впервые высказал Д. И. Менделеев.
При подъеме шара-зонда с увеличением высоты давление окружающей среды падает, газ растягивает оболочку изнутри и на некоторой высоте разрывает ее. Приборы опускаются на Землю. При этом разорвавшаяся оболочка заменяет парашют и не дает приборам разбиться. Приборы снабжались запиской с адресом станции, пославшей шар-зонд. Нашедший приборы возвращал их по этому адресу.
Шары-зонды начали применяться с конца XIX столетия. В 1904 году с помощью шаров-зондов были исследованы нижние слои стратосферы. Основной особенностью этих слоев является постоянство температуры: и на высоте 15 километров, и на высоте 20 километров она одинакова и равна приблизительно минус 55°. В стратосфере всегда хорошая погода, облаков и осадков почти не бывает, плотность воздуха мала. Эти условия весьма удобны для полетов.
Аэролог В. В. Кузнецов за время с 1905 по 1914 год выпустил в Кучино под Москвой 60 шаров-зондов. Наибольшая высота их подъема была 19 километров. Эти опыты позволили В. В. Кузнецову установить характер изменения температуры в атмосфере по месяцам до высоты 12 километров. В то время как у поверхности Земли в районе Москвы среднемесячная температура в течение года изменялась от —5 до +15° Цельсия, на высоте 11 —12 километров температура изменялась от —50 до —60° Цельсия. На высоту более 12 километров шары-зонды поднимались редко, поэтому проследить за изменением температуры на этих высотах В. В. Кузнецов не смог.
В 1918—1920 годах советский исследователь В. А. Ха - невский, используя данные, полученные при шаро-зондо - вых и шаро-пилотных подъемах, установил скорость и направление ветра, а также влажность воздуха до высоты в 20 километров.
В начале 30-х годов зондирование атмосферы в Москве было организовано советским метеорологом профессором В. И. Виткевичем. Шары-зонды дали сведения о распределении давления и температуры на больших высотах. Одиночные шары-зонды поднимались на высоту несколько больше 40 километров.
Однако шар-зонд обладает крупным недостатком — он далеко уносит приборы. Не всегда их удается найти, а иногда приборы попадают в водоемы или под дождь, и тогда записи измерений оказываются испорченными. Там, где населенных пунктов мало, выпускать шары вообще не имеет смысла, так как приборы будут возвращаться крайне редко.
Но даже и в том случае, когда прибор найден и возвращен на место выпуска, проходит очень много времени, прежде чем его записи будут обработаны и станет известно, как же изменялись давление, температура и влажность по высоте во время подъема шара-зонда.
Между тем, в работе Службы погоды необходимо получать эти сведения как можно быстрее, лучше всего непосредственно во время полета. Ясно, что шары-зонды не могли удовлетворить этим требованиям.
Чтобы получать показания приборов во время самого полета, был создан новый прибор, получивший название радиозонда.
Радиозондом называется прибор, автоматически пе-. редающий по радио сигналы о величине давления, температуры и влажности непосредственно во время полета. Радиозонд поднимается на резиновом шаре, наполненном водородом.
На рисунке 11 представлен общий вид радиозонда. Так же как и в метеорографе, изменения давления воспринимаются в радиозонде анероидными коробочками 1,
Рис. 11. Радиозонд. |
Изменения температуры — биметаллической пластинкой 2, изменения влажности — пучком волос 3.
Анероидные коробочки, биметаллическая пластинка и пучок волос связаны с перьями. Но в отличие от метеорографа в радиозонде перья не вычерчивают линии на закопченной бумаге, а скользят по особым зубчатым металлическим гребенкам 4; каждое перо — по своей гребенке.
Нет в радиозонде и регистрирующего барабана. Вместо него имеется маленький радиопередатчик 5 и особое коммутаторное устройство 6, вращающееся от крыль -
Чатки 7. Когда какое-либо из перьев находится на металлическом зубце гребенки, оно через коммутаторное устройство замыкает электрическую цепь радиопередатчика, и он посылает на землю условный радиосигнал.
На месте выпуска радиозонда его сигналы принимаются радиоприемником в течение всего полета. Характер сигналов и порядок их чередования позволяют установить последовательные положения перьев давления, температуры и влажности на соответствующих гребенках. А каждому положению пера давления на его гребенке соответствует строго определенная величина давления; каждому положению пера температуры — определенная величина температуры и каждому положению пера влажности — определенная величина влажности.
Таким образом, по сигналам, передаваемым радиозондом, можно узнать, каковы давление, температура и влажность воздуха на той или иной высоте.
Идея этого замечательного неодушевленного исследователя атмосферы принадлежит советскому ученому профессору П. А. Молчанову.
Первый в мире радиозонд, построенный под его руководством, был выпущен в Павловске, около Ленинграда, 30 января 1930 года. Он достиг высоты 9 километров. Этот полет доказал, что автоматическая передача метеоданных на Землю с помощью радиопередатчика возможна. В 1931 году была организована экспедиция в село Полярное, недалеко от Мурманска, для исследования верхних слоев атмосферы в Арктике. Эта экспедиция дала' первые сведения о состоянии атмосферы во время полярной ночи. В этом же году радиозонды выпускались П. А. Молчановым с дирижабля[21]). Все эти исследования показали, что в полярных районах среднегодовая нижняя граница стратосферы лежит на высоте около 10 километров; зимой она снижается до высоты 8—9 километров. На рис. 12 изображен радиозонд в полете.
В наши дни организовано систематическое радиозондирование атмосферы. Аэрологические станции два раза в день в одни и те же сроки выпускают в воздух радиозонды. Сведения о температуре, давлении и влажности
Рис. 12. Радиозонд в полете.
Верхних слоев, полученные по радио, аэрологические станции сообщают в Центральный институт прогнозов, где составляются очередные прогнозы погоды. Радиозонды используются также и для зондирования атмосферы сверху вниз, путем сбрасывания их с самолета в полете. В этом случае радиозонд опускается на парашюте, а сигналы его принимаются на самолете. Такой метод позволяет проводить зондирование атмосферы в таких районах, где трудно установить постоянные наблюдения с земли, например в Арктике.
Первые радиозонды П. А. Молчанова достигали высоты 8—10 километров, в 1934 году эта высота увеличилась до 25 километров. Сейчас наибольшая высота подъема радиозонда составляет 36,5 километра, а средняя высота подъемов на аэрологических станциях составляет уже около 22 километров. Это достигнуто в результате совершенствования радиозонда — уменьшения веса приборов и улучшения качества оболочек.
Высота подъема радиозонда и шара-зонда ограничена главным образом качеством оболочки. Сначала делали матерчатую оболочку. Так как при подъеме вверх объем такой оболочки не изменяется, а плотность окружающего воздуха уменьшается, то уменьшается и подъемная сила шара. Когда шар достигал высоты, где его подъемная сила приближалась к нулю, он, плавая в атмосфере, удалялся на большие расстояния от места выпуска.
Чтобы шар поднимался выше и не улетал далеко, матерчатую оболочку заменили резиновой. При подъеме шара давление окружающего воздуха уменьшается, и благодаря этому водород, содержащийся в оболочке, увеличивается в объеме и растягивает ее. Но растяжению резины тоже есть предел. На некоторой высоте резина разрывается и приборы возвращаются на Землю.
Чем лучше качество резины, тем выше может подняться шар. При подъеме шара на высоту до 30 километров объем оболочки увеличивается почти в 90 раз. При этом толщина стенки оболочки уменьшается примерно в 17 раз. При подъеме от 30 до 40 километров объем шара должен увеличиваться еще в два раза. Совершенно очевидно, что даже для достижения высоты 40 километров оболочка должна быть сделана из резины очень высокого качества. Долгое время оболочки
выполнялись только из натурального каучука. В 1946 году советские ученые разработали способ получения оболочек из искусственного каучука. По эластичности искусственные оболочки не уступают натуральным, а по газопроницаемости и пожарной безопасности даже лучше их.