КАКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АТМОСФЕРЕ НУЖНЫ ЧЕЛОВЕКУ
О |
Коло двухсот лет назад великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов впервые высказал идею о необходимости организовать постоянные наблюдения за состоянием атмосферы. Он предлагал в различных частях света поставить станции с самопишущими приборами, показания которых дали бы возможность предвидеть погоду. Ломоносов писал: «Предвидеть перемены погоды подлинно претрудно и едва постижимо быть кажется. Но все трудами приобрести возможно...».
Идея Ломоносова о постоянных наблюдениях осуществилась только через столетие. В 1849 году в Петербурге начала работать Главная Физическая обсерватория, которая явилась первым в мире государственным центральным научным учреждением по вопросам метеорологии. Пятьдесят пять русских метеорологических станций стали посылать в Обсерваторию свои наблюдения над состоянием приземного слоя воздуха. Таким образом, люди стали изучать воздушный океан, оставаясь пока на его дне.
С 1872 года Обсерватория начала издавать ежедневный обзор погоды. В 1874 году академик Михаил Александрович Рыкачев организовал в Обсерватории отдел штормовых предупреждений, а в начале XX века он организовал службу предупреждения о наводнениях и службу предупреждения о метелях и резких переменах погоды для мест, где проходили железнодорожные линии.
Годы гражданской войны и интервенции нарушили Службу погоды. Многие метеорологические станции были закрыты, многие разрушены. Советскому правительству пришлось строить Службу погоды заново. 21 июня 1921 года Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина издал декрет об организации
Метеорологической службы в нашей стране. С этого времени у нас началось планомерное развитие метеорологической службы. Метеорологические станции стали: строиться по всей территории Советского Союза. Сейчас: тысячи таких станций обеспечивают работу Службы по*- годы.
Метеорологические станции есть у нас и в тайге, и на морях, и в высокогорных районах. Так, на Эльбрусе метеорологическая станция построена на высоте 4250 метров над уровнем моря, на леднике Федченко — на высоте 4200 метров.
Трудно жить и работать на высоких горах. Не легче живется и на безлюдных скалистых островах или в пустынной Арктике. И там, где не может поселиться метеоролог, устанавливаются автоматические радиометеостанции, передающие по радио, без помощи наблюдателей, показания приборов, определяющих температуру, давление и влажность воздуха, а также скорость и направление ветра. Подобные станции применяются и для наблюдений в открытом море, где они устанавливаются на плавучих буях. Ряд приборов, устанавливаемых на метеостанциях, может быть приспособлен для получения, отсчетов по ним на некотором расстоянии (передача показаний приборов по проводам с места наблюдения в* помещение метеостанции). Такие станции носят название: дистанционных.
Всю работу по сбору сведений о состоянии атмосферы, составлению прогнозов погоды, исследованию и изысканию новых способов, позволяющих более точно и на: более длительный срок предсказывать погоду, объединяет у нас Центральный институт прогнозов, находящийся в Москве.
Формирование погоды происходит в нижних слоях атмосферы. С поверхности земли в воздух попадает водяной пар, от земли воздух получает тепло. Поэтому метеорологи неустанно следят за состоянием воздуха в этих слоях.
Для оценки погоды надо знать температуру и давление воздуха, скорость и направление ветра, содержание влаги, вид, расположение и количество облаков, количество выпадающих осадков.
Определить, какая сейчас погода, нетрудно. Значительно труднее предвидеть ее изменения. Для этого надо
Знать состояние атмосферы во многих точках земного шара, знать, как перемещается воздух и какие изменения он претерпевает в пути.
Чтобы предугадать изменение погоды, необходимо прежде всего знать распределение давления и температуры на больших пространствах и следить за их изменениями.
Для метеорологии и авиации большой интерес представляют сведения о состоянии воздуха и в верхних слоях атмосферы. Изучением процессов, протекающих в верхних слоях атмосферы, или, как говорят, в свободной атмосфере, занимается особый раздел метеорологии — аэрология.
Наиболее надежные сведения об атмосфере исследователи получают путем непосредственного измерения различных величин, определяющих свойства атмосферного воздуха, с помощью приборов. Некоторые сведения об атмосфере получаются косвенным путем. Какие способы при этом используются, мы расскажем дальше, а сейчас познакомимся с теми данными, которые исследователи получают путем непосредственного измерения.
Состав воздуха. Вблизи земной поверхности чистый воздух представляет собой смесь газов; он имеет в своем составе (в объемных долях) 78,09 процента азота, 20,95 процента кислорода, 0,93 процента аргона и незначительные примеси других газов (углекислого газа, неона, гелия, водорода и т. д.).
Определить состав воздуха вблизи Земли достаточно просто. Значительно труднее установить этот состав на больших высотах. Для этих целей перед исследовательским полетом из стального или стеклянного баллона удаляют воздух, а во время полета на большой высоте открывают его и заполняют атмосферным воздухом. Тщательно закупоренный баллон передают в лабораторию, где и определяется состав взятой на высоте пробы воздуха.
Проба воздуха будет полноценной только в том случае, когда внутренняя полость баллона в нужные моменты времени надежно изолируется от окружающей среды. Стеклянные баллоны имеют для этой цели трубку, один конец которой соединен с внутренней полостью баллона, а другой, после удаления воздуха из баллона, запаян. Перед взятием пробы воздуха на высоте грузик, притянутый электромагнитом, разбивает запаянный конец трубки, и воздух заполняет баллон. Оставшаяся часть трубки обмотана платиновой проволокой и снаружи прикрыта стеклянной оболочкой. Между оболочкой и трубкой находится воздух с повышенным давлением. Для закрытия баллона после взятия пробы на платиновую проволоку подается электрический ток, она разогревается и размягчает стекло. Воздух, находящийся между трубкой и наружной оболочкой, сдавливает трубку, и она запаизается.
На высоте больше 100 километров воздух очень разрежен, поэтому самые незначительные остатки приземного воздуха после очистки баллона могут так исказить состав пробы, взятой на высоте, что исследование теряет смысл. Поэтому ученые разработали прибор, который определял бы состав воздуха во время исследовательского полета. Такой прибор называется масс-спектрометром.
Температура воздуха. Степень нагретости тела оценивается по его температуре. Если незначительные изменения атмосферного давления человек не ощущает и их могут зарегистрировать только приборы, то изменения температуры более чутко'Воспринимаются человеком. •' * .
Наиболее распространенный способ измерения температуры основан на свойстве тел изменять при нагревании и охлаждении свой объем. Простейший прибор, называемый термометром, состоит из небольшого пустотелого шарика с трубкой. Шарик наполнен ртутью или подкрашенным спиртом, а из трубки выкачан воздух, и она запаяна. При нагревании содержимое шарика расширяется и уровень его в трубке повышается.
Изменение температуры также может отмечаться автоматически; для этой цели служит прибор, называемый термографом (рис. 1). В нем изменение температуры воспринимается так называемой биметаллической пластинкой А. Она состоит из двух спаянных вместе изогнутых пластинок, сделанных из металлов, которые по - разному расширяются от тепла.
При изменении температуры биметаллическая пластинка изгибается в ту или иную сторону, так как составляющие ее пластинки удлиняются или укорачиваются по-разному. Один конец пластинки закреплен неподвижно, а другой соединен с помощью рычажков с записи - вающим пером Б, которое отмечает изменение температуры на движущейся бумажной ленте В.
При повышении температуры пластинка распрямляется и перо перемещается кверху; при понижении температуры пластинка изгибается и перо опускается.
При измерении температуры воздуха необходимо следить, чтобы на шарик термометра не попала вода, иначе
Рис. 1. Внешний вид термографа. |
Прибор будет показывать температуру более низкую, чем температура воздуха, так как испарение воды снижает температуру шарика термометра. Если же на шарик термометра падают солнечные лучи, он будет показывать завышенную температуру, так как шарик поглощает лучи и нагревается сильнее, чем воздух. Чтобы избежать этих ошибок, метеорологи помещают свои термометры вместе с другими приборами в специальные будки. Сверху будка закрыта, а боковые стенки ее сделаны из двух рядов тонких деревянных планок, наклоненных
Наружу и внутрь будки под углом 45° к горизонту (жалюзи). Эти жалюзи свободно пропускают воздух, но препятствуют прохождению прямых солнечных лучей.
Измерить температуру во время исследовательского полета значительно труднее, чем у поверхности Земли. Особенно большие трудности возникают, когда температура воздуха замеряется при полете на большой скорости и высоте. Обычный термометр, помещенный снаружи летательного аппарата, будет омываться разогретым воздухом, так как при полете на большой скорости воздух перед летательным аппаратом сжимается и разогревается. Кроме того, на термометр могут попасть лучи Солнца, и сам он будет излучать в окружающее пространство. Следовательно, показания термометра будут неверными. Чтобы подсчитать все эти ошибки и внести поправки в показания термометра, приходится делать ряд дополнительных замеров: измерять скорость полета, количество падающей на термометр лучистой энергии и другие величины.
Для определения температуры воздуха можно воспользоваться тем, что скорость распространения звука в воздухе определяется его температурой. Чем выше температура воздуха, тем с большей скоростью распространяется в нем звук. Во время подъема ракеты выбрасывается несколько гранат, которые взрываются через заранее намеченные интервалы времени. Разница во времени следования звука от места взрыва двух гранат до поверхности Земли представляет собой время прохождения звука через исследуемый слой воздуха. Зная расстояние между точками взрывов, легко определить скорость звука в изучаемом слое воздуха, а затем и его температуру.
Давление воздуха. Воздух, как и всякое другое вещество, имеет вес и давит на поверхность Земли, на все находящиеся на ней предметы. Он почти в тысячу раз легче воды. Но так как толщина воздушной оболочки Земли достигает огромных размеров, то давление воздуха довольно велико — около одного килограмма на каждый квадратный сантиметр поверхности. Величина давления зависит от высоты столба воздуха над Землей.
На горе давление, а следовательно и плотность, будут меньшими, чем на уровне моря. Соответственно и масса воздуха по высоте распределяется также неравномерно. В слое воздуха от поверхности Земли до 5,5 километра
Высоты сосредоточено 50 процентов всей его массы, в пределах 10 километров — 1Ъ процентов, а в пределах 20 километров — 94 процента. Отсюда следует, что плотность воздуха с высотой резко убывает.
Как измерить атмосферное давление?
Если наполнить ртутью закрытую с одной стороны стеклянную трубку и погрузить ее открытым концом в чашку со ртутью (рис. 2), то ртуть в трубке опустится,
Рис. 2. Высота столба ртути в трубке указывает величину атмосферного давления. |
Силы давления, обусловленные ; I Весом рт,/тп ъ |
Силы давления, обусловленные весом воздуха |
Но не выльется, потому что на открытую поверхность ртути в чашке давит столб воздуха. Ртуть в трубке будет опускаться до тех пор, пока давления столба воздуха и столба ртути не уравновесятся. Изменится давление воздуха — изменится и высота уравновешивающего столба ртути. Прибор, построенный на таком принципе, называется ртутным барометром. Давление воздуха на уровне моря в среднем уравновешивается весом столба ртути высотой 760 миллиметров (в зависимости от состояния атмосферы давление на уровне моря может несколько меняться). |
760 миллиметров
Давление можно также измерить барометром — ане^ роидом. Этот прибор представляет собой металлическую коробочку, из которой выкачан воздух. Когда давление окружающего воздуха уменьшается, коробочка расширяется. Нижняя стенка коробочки закреплена в корпусе прибора, поэтому расширение коробочки сопровождается перемещением ее верхней стенки. Это перемещение
Передается с помощью рычажков стрелке, показывающей на шкале барометра величину давления воздуха.
Если возникнет необходимость следить за изменениями давления непрерывно, то пользуются прибором, который сам может записывать свои показания. Такой прибор называется барографом. Внешний вид барографа показан на рисунке 3, а действие его поясняется рисунком 4. В этом приборе расширение и сжатие металлических коробочек А передается не на стрелку, а на самопишущее перо Б, которое записывает величину давления на бумажной ленте В, охватывающей барабан, который вращается часовым механизмом.
Так как давление уменьшается с высотой, то барометр используют и как высотомер — прибор, определяющий высоту полета или высоту какой-либо точки земной поверхности над уровнем моря.
При этом в показания высотомера вводят поправку на температуру воздуха (так как в холодном воздухе давление с высотой убывает быстрее, чем в теплом), а также учитывают изменения давления у земли.
Ь |
Рис. 4. Схема устройства барографа. |
Для замера давления на больших высотах созданы высокочувствительные приборы, способные замерить изменения давления в одну миллиардную долю миллиметра ртутного столба. Такие небольшие давления не могут быть замерены с помощью ртутного барометра или барометра-анероида. Один из приборов для замера низкого давления воздуха устроен так. Через тонкую металлическую проволоку пропускается электрический ток—проволока разогревается. Выделившееся при этом тепло отводится через тонкий слой воздуха, окружающий проволоку. Теплопроводность воздуха зависит от давления: чем меньше давление, тем меньше отводится тепла. Поэтому по величине электрического тока, затрачиваемого на нагрев проволоки, можно судить о давлении воздуха.
Влажность воздуха. Воздух никогда не бывает совершенно сухим; с поверхностей рек, морей и океанов к нему примешивается водяной пар.
Содержание водяного пара в воздухе может увеличиваться только до некоторого предела, зависящего от температуры. При 10° ниже нуля в одном кубическом метре воздуха может содержаться не больше 2,5 грамма пара, при 0° — 5 граммов, при 10° выше нуля — 9,5 грамма, при 20° — 17 граммов.
При испарении воды количество пара в воздухе будет возрастать до тех пор, пока воздух не сделается «насыщенным» водяными парами, то есть содержащим предельное при данной температуре количество пара. После этого испарение все-таки происходит, но испаряется столько же влаги, сколько конденсируется, то есть превращается из пара в воду.
Как и воздух, водяной пар невидим. Сконденсировавшийся пар в виде огромного числа мелких капе - ^1 лек воды образует туман или об -
Щ лака.
У Содержание водяного пара, или,
Рис. 5. Устройство психрометра. |
Как говорят, влажность воздуха, измеряется различными приборами. Один из них называется психрометром. Он состоит из двух одинаковых термометров (рис. 5). У одного термометра резервуар со ртутью сухой, а у другого — обернут лоскутком тонкой материи, конец которого опущен в стаканчик с водой. Соответственно этому один из термометров называется сухим, а другой смоченным или влажным. Вода, поднимаясь по волокнам материи, покрывающей резервуар смоченного термометра, испаряется с лоскутка, но не всегда одинаково быстро. В сухую погоду ее испарится больше, в сырую — меньше. Если же воздух насыщен водяным паром, то испарение и конденсация будут идти с одинаковой скоростью и количество воды в стаканчике не будет изменяться. Испарение воды может происходить лишь при затрате тепло
Ты. Так как на процесс испарения идет тепло не только от окружающего воздуха, но и от резервуара со ртутью самого термометра, нагретость ртути уменьшается и смоченный термометр покажет более низкую температуру, чем сухой. Чем быстрее будет происходить испарение, тем больше тепла будет отбираться от смоченного термометра и тем ниже будет его температура. Это означает, что чем суше воздух, тем больше будет разница в показаниях сухого и смоченного термометров. В результате по разности показаний сухого и смоченного
Термометров можно с помощью специальных таблиц определить влажность воздуха.
Другой прибор — гигрограф — автоматически отмечает влажность воздуха (рис. 6). Как известно, влажный волос укорачивается при высыхании. Этим свойством волоса и воспользовались для создания прибора, автоматически записывающего влажность воздуха. Если воздух становится более сухим, волосок укорачивается и тянет за собой рычажок, который перемещает записывающее перо по бумажной ленте. Такой прибор удовлетворительно действует и на морозе, когда обычный психрометр использовать уже нельзя.
Описанные методы не позволяют определять очень малые величины влажности воздуха и поэтому мало пригодны для измерений на больших высотах, где влажность ничтожно мала. Для определения малых величин влажности используются другие методы. Так, например, оказалось возможным определять влажность воздуха по температуре, которая соответствует насыщению воздуха водяным паром. Для этого используют небольшое зеркальце, которое искусственным путем охлаждают до тех пор, пока водяной пар, находящийся в воздухе, не начнет конденсироваться, а на поверхности зеркала не появятся мелкие капельки воды — «роса». Момент появления «росы» на зеркальце отвечает такой температуре воздуха, при которой он насыщен водяными парами. Поэтому, измерив температуру в этот момент, легко определить весовое содержание пара в воздухе, а следовательно, установить его влажность. Этот метод называется методом «точки росы».
Плотность воздуха. Если давление, температура и влажность воздуха замерены, то плотность его можно подсчитать по соответствующей формуле. Но плотность воздуха можно замерить непосредственно. Для замера плотности воздуха на больших высотах может быть использован прибор такого устройства. На два изолированных друг от друга стержня подается электрический ток. При определенном напряжении электрического тока между стержнями проскочит искра — «молния». Это напряжение называется пробивным. Его величина зависит от плотности воздуха. Поэтому, замеряя пробивное напряжение, определяют плотность воздуха.
Ветер. Воздух почти всегда находится в движении. В различных точках земного шара давление воздуха неодинаково. Эта разница в давлении вызывает перемещение масс воздуха из мест с повышенным давлением в места, где давление ниже. Такое перемещение воздуха и называется ветром. Метеорологам важно знать направление и скорость ветра, для того чтобы можно было предугадать изменение погоды, так как ветер может прине - 'сти воздух с облаками и дождем или, наоборот, рассеять эти облака и т. д.
Для определения направления ветра служит простой прибор — флюгер. Это вращающаяся на вертикальной оси стрелка с оперением. Носик стрелы всегда направлен ту* да, откуда дует ветер. На верхней части оси флюгера можно подвесить металлическую дощечку, тогда прибор будет показывать н скорость ветра. Дощечка прикреплена к флюгеру в таком положении, что ветер ударяет прямо в нее. Чем сильнее ветер, тем больше он отклоняет дощечку. По величине отклонения и определяется скорость ветра.
Для более точного определения скорости ветра применяются анемометры. Широко применяется чашечный анемометр. На концах вращающейся крестовины укреплены четыре полушария. Выпуклая часть каждого полушария обтекается воздухом более плавно, чем вогнутая, поэтому ветер оказывает большее давление на вогнутые и меньшее — на выпуклые части полушария и заставляет крестовину вращаться. Вал крестовины передает свое движение на зубчатые колеса, а через них на стрелку, которая указывает на циферблате число оборотов крестовины. Измерив число оборотов крестовины за определенный промежуток времени, определяют скорость ветра. Такой анемометр называется ручным. Для определения скорости ветра ручным анемометром наблюдатель должен находиться на месте замера. Более удобен электрический анемометр, изображенный на рисунке 7. В этом случае па нижнем конце вала крестовины укреплены магниты. Вращение магнитов возбуждает электрический ток в обмотке неподвижных катушек. Напряжение тока возрастает с увеличением скорости вращения. Прибор, измеряющий напряжение тока в анемометре, показывает скорость ветра. Он может быть проградуирован в метрах в секунду и помещен на значительном расстоянии от места замера.
Флюгер и анемометр применяются для измерения скорости ветра у поверхности Земли. Но как измерить скорость движения воздуха па разных высотах? Для этого применяются шары-пилоты, состоящие из легкой резиновой оболочки, наполненной водородом. Поднимаясь вверх, шар-пилот перемещается вместе с потоком воздуха, в который он попадает. В это время два наблюдателя, расположенные на заранее известном расстоянии друг от друга, следят за ним в трубы специальных угломерных приборов—теодолитов [19]). Наблюдатели каждую минуту измеряют вертикальные и горизонтальные углы, под которыми виден шар-пилот. По этим углам рассчитывают высоту шара-пилота и расстояние до него в данный момент, а затем вычисляют, какой горизонтальный путь и в каком направлении пролетел шар за одну секунду.
Это и будет скорость и направление ветра на данной высоте.
Эту же задачу можно решить наблюдением за шаром с одного места. По мере подъема шара-пилота давление воздуха уменьшается, объем шара увеличивается, а скорость подъема остается примерно постоянной. Зная вес оболочки и первоначальный объем шара-пилота, эту скорость можно подсчитать до запуска шара. Тогда высоту подъема шара через известные промежутки времени можно определить подсчетом, а о перемещении шара можно судить по замерам, выполненным с одного места. Наблюдение за шаром-пилотом с одного места дает возможность более просто определить скорость и на
Правление ветра на разных высотах, и потому этот метод применяется наиболее широко.
Измерение с помощью шара-пилота легко проделать при безоблачном небе. Но как быть, если туман, облака или ночная тьма мешают наблюдателю?
Можно ли тогда измерить скорость и направление ветра?
Оказывается, можно.
Здесь на помощь наблюдателю приходит прибор радиолокатор. Для него ни ночь, ни туман не являются помехой при наблюдении[20]).
Радиолокатор посылает радиоволны в виде очень коротких сигналов в направлении летящего шара-пилота, к которому прикрепляется небольшой легкий отражатель волн (он изготавливается из неотожженной алюминиевой фольги, металлизированной бумаги или металлической сетки).
Такой шар обнаруживается радиолокационной станцией так же, как и самолет.
Скорость распространения радиоволн хорошо известна, поэтому по времени прохождения радиосигналов от передатчика до отражателя и от отражателя до приемника определяют расстояние до шара.
Кроме того, при этом получаются те же данные о вертикальных и горизонтальных углах, под которыми виден шар-пилот, что и при наблюдении при помощи теодолита. По ним вычисляются скорость и направление полета шара, а следовательно, и ветра на разных высотах.