Акцидентные шрифты
Поскольку акцидентные9 шрифты (display type) чаще служат для набора коротких текстов, чем длинных, они свободны от большинства правил дизайна, применяемых к наборным шрифтам, для которых основным принципом является удобочитаемость. Для акцидентных шрифтов достаточно простой разборчивости10. Такие шрифты обычно насыщеннее и сильнее привлекают внимание, чем наборные шрифты, хотя последние также часто используются в качестве акцидентных. Некоторые примеры классических акцидентных шрифтов представлены на рис. 5.9.
Сначала акцидентные шрифты называли также титульными шрифтами (titling faces), и многие из них продолжают использоваться, хотя непрерывно создаются все новые и новые (рис. 5.10). Титульные шрифты часто состоят из одних прописных букв, поскольку долгое время существовала типографическая традиция не использовать в заголовках строчной шрифт. Иногда шрифт, спроектированный как титульный, имеет комплект строчных букв, например, гарнитура Centaur, которая теперь используется и для книжного набора.
РИС. 5.8. Шрифты, сжатые компьютерным способом (они помечены звездочками), никогда не выглядят лучше, чем специально спроектированные. Например, истинно сжатые заглавные буквы немного уже для того, чтобы соответствовать строчным буквам. Компьютерное сжатие не может учесть такие тонкости
ITC Avant Garde Olive Antique Olive
Cheltenham
Linotype Clarendon
ITC Korinna
ATF Dom Casual ATF Franklin Gothic
ITC Friz Quadrata ADOBE LITHOS ITC Souvenir
РИС. 5.9. Примеры известных акцидентных шрифтов. Все они имеют отличительные особенности и занимают особое положение на странице. Первоначально гарнитура Cheltenham часто использовалась для книжного набора, но в настоящее время переведена на акцидентные роли. (Вообще существует много вариантов этого шрифта, приведенный образец шрифта принадлежит компании Bitstream)
РИС. 5.10. Титульные шрифты обычно более нюансированы и изящны, чем их наборные собратья. В верхней строке представлена гарнитура Big Caslon (фирмы Carter & Cone) для сравнения с гарнитурой Caslon 540 (фирмы Linotype) (в нижней строке)
Clearface Clearface Bold Clearface Heavy Clearface Black Clearface Gothic Demibold Clearface Gothic Bold
РИС. 5.11. Некоторые гарнитуры обладают начертаниями как с засечками, так и без них. В данном случае гарнитура ITC Clearface отображена вместе с гарнитурой Clearface Gothic (фирмы Linotype). Обе основаны на оригинальной разработке Бентона (М. F. Benton) 1907 г., которая предназначалась для компании American Type Founders (ATF)
Наборные шрифты, как правило, плохо работают в качестве акцидентных. Их пропорции предназначены для мелких кеглей, когда ключевую роль в обеспечении разборчивости букв играет пробельное пространство, а тонкие элементы могут вовсе не пропечататься. При увеличении наборных шрифтов до акцидентных кеглей они выглядят тонконогими, широкими и графически очень слабыми. Для этих целей предпочтительнее использовать полужирные или жирные начертания из той же гарнитуры. Часто именно эта гарнитура применяется для акцидентного набора только потому, что у нее существуют требуемые жирные начертания.
Среди акцидентных шрифтов царят гротески. Гротескные шрифты больше привлекают внимание, вообще они более мускулисты, более напористы, что делает их и графически более эффектными. Немногие гарнитуры включают начертания с засечками и без них, тем самым предлагая разные возможности для достижения всех типографических целей, в которых может нуждаться документ (рис. 5.11).
Набор крупным кеглем всегда выглядит разреженнее, чем набор книжным кеглем, поэтому тре - кит11 (tracking), или общее изменение интервалов между буквами, принимает отрицательные значения (иногда значительные), что сдвигает буквы друг к другу. Довольно часто титулы в книгах, заголовки газет и журналов набирают так, чтобы буквы касались друг друга или накладывались друг на друга. Величина трекинга определяется вкусом и здравым смыслом или тем и другим вместе. Проблемы трекинга обсуждаются в гл. 7 7.