ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА
Пути повышения экологической безопасности технологии сборки покрышек
Одним из существенных недостатков шинных резиновых смесей на основе синтетических каучуков является их низкая конфекционная клейкость, что обусловливает необходимость применения бензина БР-1 (бензин «галоша») для освежения поверхности деталей покрышек перед их конфекционной сборкой.
Бензин БР-1 относится к наименее вредным углеводородам, так как его предельно-допустимая концентрация составляет (в пересчете на углерод) 300 мг/м3 воздуха [513]. Однако его концентрация у сборочных станков может достигать 18^-20 г/м3 и пары бензина на большинстве отечественных предприятий в составе вентиляционных выбросов попадают в окружающую среду.
Вылежка деталей покрышек резко снижает их конфекционную клейкость из-за окисления поверхностного слоя, выцветания серы и других ингредиентов на поверхность, а также осаждения производственной пыли [514]. Так, прочность связи между слоями обрезиненного корда, дублированных сразу после каландрования, составляет в среднем 0,35 кг/см, тогда как дублирование этих же слоев после хранения в течение 5 часов позволяет достичь прочности связи между ними лишь 0,15 кг/см.
Работы, посвященные повышению конфекционной клейкости шинных смесей на основе синтетических каучу - ков [515] путем введения различных смол, не привели к устранению этого недостатка, и применение бензина БР-1 при сборке покрышек практикуется на всех отечественных шинных заводах. При этом освежение поверхности деталей бензином, воспринимаемое как удаление выцветших серы и ингредиентов и осевшей на поверхность при хранении деталей производственной пыли, в действительности является процессом образования на этой поверхности микрослоя клея с диспергированными в нем кристаллическими частицами серы, ускорителей и пыли.
Механизм образования микрослоя клея на поверхности деталей можно представить следующим образом. При нанесении бензина на поверхность детали каркаса сборщик не смывает с поверхности выцветшие ускорители и серу, а только смачивает их бензином. При этом часть макромолекул каучука растворяется в бензине с образованием микрослоя клея, тогда как частицы серы и ускорителей, которые мигрировали на поверхность при хранении, не растворяются в бензине, а переходят в суспензию в клеевую прослойку. Следует отметить, что часть бензина не успевает испариться перед наложением очередного слоя детали на освеженную поверхность. Кроме того, при обычной температуре бензин испаряется от поверхности микрослоя клея, что приводит к образованию поверхностной пленки, препятствующей испарению молекул бензина из нижней части клеевого слоя, и тех молекул, которые уже успели внедриться в об - кладочную смесь глубже. Остатки легколетучего бензина вызывают снижение прочности связи между брекером и протектором, а в каркасе при температурах вулканизации пары бензина могут привести к микропорам, способствующим уменьшению срока службы шин. В свою очередь кристаллические частицы серы и ускорителей, оставшиеся между дублированными поверхностями деталей, способствуют образованию в поверхности контакта этих деталей тонкого перевулканизованного слоя, что также приводит к уменьшению прочности связи между ними и сокращению срока службы шин из-за более высокого теплообразования в таких прослойках в покрышке. При этом чем больше количество выцветших на поверхность кристаллических серы и ускорителей, тем больше вероятность образования перевулканизованного слоя в поверхности контакта двух деталей.
Для уменьшения количества бензина в растворителе и попадания его паров в окружающую среду представляет интерес применение смеси бензина с этиловым спиртом, имеющим предельно допустимую концентрацию 1000 мг/м3. В данном случае можно ожидать одновременного растворения каучука и ингредиентов, мигрировавших на поверхность, при условии, если добиться смешения этих растворителей друг в друге (например, путем добавления небольших количеств третьего буферного растворителя).
Уменьшение или устранение выделения паров бензина в рабочие помещения и окружающую среду при сборке покрышек возможно при использовании следующих способов.
1. Освежение поверхности деталей механическим способом, например, вращающейся проволочной щеткой. При этом произойдет шероховка тонкого слоя и получится развитая поверхность контакта, что обеспечит надежную когезию между слоями каркаса. Нагрев такой поверхности будет способствовать увеличению прочности связи между дублируемыми деталями за счет повышения пластичности резиновых смесей и достижения более полного контакта между поверхностями. Известно [514], что интенсивное возрастание прочности связи между дублируемыми слоями деталей при нагреве наблюдается в интервале температур 35+60 °С как для невулканизован - ных (с 0,21 до 0,37 кг/см), так и для вулканизованных (с 5,0 до 6,0 кг/см) образцов деталей покрышек на основе синтетических каучуков. Такой нагрев оказывает положительное влияние и при использовании клеевого слоя или освежения бензином. Это обусловлено тем, что нагрев поверхности перед освежением бензином или промазкой клеем способствует испарению бензина из клеевой прослойки от нижних слоев клея к верхним с полным удалением растворителя с дублируемых поверхностей, что способствует повышению монолитности покрышек и увеличению прочности связи между деталями.
2. Введение в резиновые смеси компонентов серных вулканизующих систем в виде предварительно полученных эвтектических смесей из нескольких порошкообразных ингредиентов и их гранулировании в расплавленном состоянии [391]. Это исключает выцветание серы, ускорителей и других ингредиентов на поверхность, однако из-за низкой конфекционной клейкости резиновых смесей на основе СК обогрев поверхности является необходимым.
3. Применение олигомерного освежителя поверхности деталей покрышек, который способен образовывать тонкую клеевую прослойку на поверхности деталей покрышек и растворять выцветшие серу и ускорители с последующей вулканизацией. Результаты лабораторных исследований, проведенных совместно с КГТУ, свидетельствуют об увеличении прочности связи между слоями резин, дублированных с применением олигомерного освежителя.
4. Улавливание паров бензина адсорбционным способом с применением усовершенствованной стадии десорбции.
Вышеперечисленные направления разрабатываются на ОАО «Нижнекамскшина» совместно с КГТУ. Среди них в наибольшей степени разработан и может быть реализован в промышленных условиях последний способ. Это подтверждается результатами научных исследований и опытно-промышленных испытаний.