Эксплуатация и уход
36. Способы заряда аккумуляторов. Аккумуляторы
Могут заряжаться исключительно постоянным током. В качестве источников энергии в
радиопрактике применяют:
А) Сеть постоянного тока (или специальный генератор).
Б) Выпрямленный помощьф выпрямителей (ртутных, электролитических, механических и т. д.)
переменный ток.
В) Гальванические элементы.
37. Определение полярности зарядной цепи и соединение элементов. Когда
полярность проводов зарядной цепи неизвестна, ее определить нетрудно. Способов существует
несколько. Приводим наиболее простые.
А) Погружают оба провода в обыкновенную воду, в которой растворено небольшое количество
поваренной соли. В один из проводов, как показано на рис. 34, во избежание короткого
замыкания (от случайного соприкосновения концов) включается лампочка накаливания. Провода
следует держать на расстоянии 2—3 см друг от друга. Тот провод, около которого будет
происходить сильное газовыделение (водород), будет отрицательным полюсом сети.
83 |
Б) Прикладывают концы проводов к смоченной водой обыкновенной чертежной использованной
синьке.
6*
вокруг провода, соединенного с минусом источника гока, появится на синьке белое пятно.
При заряде аккумуляторов положительный1 полюс источника тока соединяется іс плюсовым, а
отрицательный — с минусовым зажимом батареи.
При одновременном заряде нескольких батарей накала и достаточном напряжении источника тока,
все батареи соединяют последовательно; если же напряжение зарядной цепи
„, „ лишь не намного превышает
'ис. 34. Определение по - ^
Іярности зарядного тока напряжение высоковольтной
Анодной батареи, то при одно - зременном заряде нескольких батарей их включают тараллельно.
38. Способы заряда и величина зарядного тока. Су-
Дествуют два основных способа заряда, а именно: при тостоянной величине тока и при постоянном
напряжении. В радиолюбительской практике обычно применяется первый способ, при котором в
зарядной цепи протекает ток определенной величины в продолжение всего времени заряда до тех
пор, пока не будет достигнуто на зажимах аккумуляторов конечное напряжение. -
Величина зарядного тока для самодельных батарей может быть равна 10—12% емкости
аккумуляторов, т. е. полный заряд, учитывая потери в батарее, должен продолжаться 11—13 час.
39. Заряд от осветительной сети. Проще всего производить заряд
радиоаккумуляторов от 'осветительной сети постоянного тока напряжением ПО или 220 в.
ІПри заряде небольшого числа аккумуляторов накала величина зарядного, тока зависит почти
исключи
тельно от величины добавочного сопротивления, включенного последовательно с батареей.
Остановимся нг этом подробнее, так как не всегда радиолюбители правильно разбираются в
значении сопротивления.
Так как аккумуляторная батарея является источником тока, то для того, чтобы заставить
проходить через нее зарядный ток, необходимо, чтобы напряжение зарядного генератора было
несколько выше напряжения, которым обладает заряжаемая батарея. Если напряжение зарядного
источника тока будет равно напряжению батареи, заряда происходить не будет, та* как два
одинаковых напряжения, приложенные друг ь другу навстречу, будут взаимно уравновешиваться.
Увеличивая напряжение зарядного тока, мы этим самым. нарушаем существовавшее в цепи
равновесие, е результате чего начнется заряд, т. е. через батарею начнет протекать ток. При
этом величина зарядного тока В' цепи будет равна разности напряжений зарядной цепи и
заряжаемой батареи, деленной на полное сопротивление цепи, слагающееся из внутреннего со
противления батареи и проводов.
Что же получится, если мы непосредственно к зажимам какой-либо батареи накала присоединим
проводг от осветительной сети? Так как внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи и
сопротивление сое динительных проводов зарядной цепи очень - мало, тс через батарею потечет
ток огромной величины, который может причинить, помимо порчи самой батареи очень большие
неприятности.
Отсюда понятно, что нормально напряжение зарядной сети должно превышать напряжение батареи
лишь на небольшую величину, для чего последовательно с батареей приходится включать
дополнительное сопротивление, на котором будет происходить падение лиш - него напряжения.
Так например, если напряжение сети равно 120 в, а заршкается анодная батарея из 4<
элементов, то на дополнительном сопротивлении дол жно теряться около [120 —(40 X 2)] 40 в в
начале за ряда и [120—(40X2,75)] около 10 в в конце заряда.
Чтобы можно было изменить величину падения напряжения и тем самым поддерживать постоянную ве
- "(ичину зарядного тока, дополнительные сопротивления делаю г переменными, т. е. применяют
для этой цели ламповые или проволочные реостаты.
'Например, для заряда от сети постоянного тока напряжением 120 в пяти параллельно -
соединенных анодных батарей общая сила зарядного тока должна быть равна 1а (считая по 0,2 а
на каждую батарею). Величина добавочного сопротивления должна равняться: в начале заряда 40
: 1 = 40 ом, а в конце заряда — есє - | го лишь 10:1 = 10 ом.
I Другая картина получается при заряде батареи на - J кала в тех же условиях. З'десь В'
дополнительном сопротивлении должно теряться около 120 — 4=116 в в начале и 120 — 5,4 =
114,6 в в конце заряда, т. е. и в первом и во втором случаях реостатом поглощается почти один
и тот же излишек напряжения. Разница в 1,6 в очень мала и, конечно, она меньше, чем обычные
колебания напряжения в сети. Следовательно, в данном случае, по закону Ома, в реостате при
постоянном его сопротивлении имеем и одинаковую величину зарядного тока.
Однако, в случае заряда только одной батареи накала сопротивление реостата должно быть
значительным, что неудобно по двум причинам — реостат получается довольно громоздким и,
кроме того, в нем будет происходить бесполезная потеря значительной части электроэнергии.
Поэтому для максимального использования одной и той же величины зарядного тока соединяют
последовательно несколько однотипных батарей накала.
Таким образом, до включения на зарядку предварительно нужно определить число батарей,
которые могут быть соединены последовательно в одну группу, а уже в зависимости от этого
определяется сопротивление зарядного реостата.
Йй
40. Расчет проволочных реостатов. Приведенный ниже расчет можно' положить в основу расчета
любого реостата и для любых условий заряда.
Предположим, что необходимо рассчитать реостат для заряда одной или нескольких батарей
емкостью в 30 ампер-часов, при напряжении зарядной сети 120 в.
Сперва следует определить наибольшее сопротивление реостата, исходя из наихудших условий, т.
е. когда будет заряжаться только одна батарея.
Для этого вначале устанавливают величину падения напряжения в реостате.
Считая напряжение батареи равным 4 в, получим 120 —4 =116 в.
Зарядный ток равен 3 а, следовательно, сопротивление реостата равно:
П (/ 116 оп
/? = - у=у = 39 ом.
В случае заряда не одной, а нескольких соединенных последовательно батарей сопротивление
реостата следует уменьшать путем перемещения его движка, пока амперметр не покажет нужной
величины тока.
Более сложной задачей является определение данных проволоки, из которой изготовляется
реостат. Для этого необходимо выбрать соответствующий. по материалу провод, подсчитать его
сечение так, чтобы провод сильно не нагревался при пропускании через него зарядного тока
нужной нам силы, З'ная же| общее сопротивление реостата и сечение его проволоки, можно найти
и длину этой проволоки.
Обычно для реостатов применяют проволоки из специальных реостатных сплавов (никелина,
константа, на, нихрома и т. д.), обладающих высоким удельным сопротивлением.
Предположим, что у нас имеется никелиновая проволока; определим необходимое сечение
проволоки, способной выдерживать ток в 3 а, В целях облегчения подсчета нужных величин, в
приложении 1 даны наибольшие допустимые нагрузки на реостатную проволоку различных сечений
И 'Сопротивление 1 м ИрОВОЛ'ОіКЖ в ом.
Из этой таблицы видно, что для тока в 3 а следует взять никелиновую проволоку диаметром в 1
мм (сечением 0,785 мм), сопротивление 1 м которой равно 0,51 ом. Для получения длины
проволоки в метрах следует разделить сопротивление реостата на сопротивление 1 м провода.
Получим
39 ; 0,51=77 м.
Приведенный пример показывает неудобство применения проволочных реостатов для зарядки
аккумуляторов, потому что такие реостаты получаются слишком громоздкими. Поэтому в
радиопрактике (в любительских условиях) гораздо удобнее пользоваться ламповыми реостатами.
/ 41. Ламповые реостаты. Ламповым реостатом называется прибор, состоящий из нескольких
патронов, соединенных между собой параллельно; в патроны ввинчиваются обычные лампы
накаливания, рассчитанные на напряжение зарядной сети, т. е. на 120 или 220 в. В зависимости
от числа параллельно включенных ламп, а также их мощности будет меняться сопротивление
реостата, а, следовательно', и величина тока, пропускаемого через такой реостат.
Рассчитывается ламповый реостат по величине тока, потребляемого лампами. Современные лампы с
металлической нитью имеют на цоколе или баллоне обозначение величины потребляемой ими
мощности., например 120V — 50W, т. е. 120 в — 50 вг. Величина тока, потребляемого лампой,
определяется, как. известно, делением мощности на напряжение в сети, т. е. указанная выше
лампа потребляет следующий ток: 50W : 120V = 0,42 Д.
Оо
Для ориентировочного подсчета необходимого количества лампочек в реостате и в зависимости от
их мощности и напряжения может служить табл. 4.
Таблица 4
|
Изменяя количество включенных в реостат лампочек, а также применяя лампочки разных
мощностей, можно получить необходимую для каждого данного случая величину зарядного тока.
Следует, однако, помнить, что приведенные в таблице величины тока, потребляемого лампочками
в зависимости от их мощности, будут соответствовать действительности только в том случае,
если в группе заряжаются не больше 2—3 четырехвольтовых батарей накала. Если же в цепь 120 в
будет включена анодная батарея из 40 элементов, то величина тока, потребляе - мого той или
иной лампочкой, будет гораздо меньше, чем это указано в таблице. Рис. 35 показывает
изменение величины тока, проходящего через лампу, в зависимости от приложенного к ней
напряжения. Как показывает эта кривая, уменьшение величины тока не находится в прямой
зависимости от напряжения. Пользуясь этой кривой, нетрудно высчитать получающуюся величину
тока для лампы иной мощности, так как соотношение остается одинаковым для всех газополных
ламп.
Ампео |
||||||||||||
U.4U 0.32 0.24 О./б 0.08 0 |
||||||||||||
__ - |
||||||||||||
О 10 20 30 40 50 SO?0 80 90 № но! го Вольт Рис. 35. Ишенение величины тока а зависимости от напряжения |
Если, например, для заряда анодной 80-вольтовой батареи требуется ток 0,2 А, то при включении
ее в сеть постоянного тока напряжением 120 в придется в начале заряда применить в качестве
реостата лампу в 40 вт, которая при приложенном напряжении 120— —^0 = 40 в будет потреблять
как раз ток в 0,2 А. При возрастании напряжения заряжаемой батареи придется добавлять новую
лампу в 25 вт, которую в конце заряда следует заменить второй 40-ваттной лампой.
Из сказанного выше понятно, что всюду, где имеется осветительная сеть, радиолюбители могут
заряжать батареи накала через лампу, освещающую комнату. Для того чтобы аккумуляторы
заряжались той же энергией, которая расходуется на освещение комнаты, следует, не доводя их
до полного разряда, подзаряжать ежедневно в течение всего времени, пока горит лампа. В таком
случае батарея будет заряжаться исключительно за счет освещения, т. е. практически бесплатно.
Если напряжение сети 220 в, таким же способом можно заряжать анодную батарею, помощью
последовательно включенной лампочки мощностью в 15—25 вт (в зависимости от величины
зарядного тока), рассчитанной на напряжение 120—127 в. Такая лампочка, как известно из
сказанного раньше, будет гореть с некоторым перекалом, а к концу заряда батареи ее накал
окажется близким к нормальному. От сети в 120 в можно подобным же образом заряжать и анодные
батареи, если их предварительно разделить на 4 параллельные группы. Конечно, не следует
забывать, что в этом случае лампочка будет гореть с некоторым недокалом.
42. Заряд от сети переменного тока. Заряд аккумуляторов от переменного тока значительно
осложняется, так как переменный ток непосредственно для заряда аккумуляторов не годится.
Его необходимо сперва преобразовать в постоянный ток, что связано с довольно значительными
затруднениями.
Выпрямление переменного тока производится посредством или мотор-генераторов, состоящих из
генератора переменного тока, соединенного с динамома - шиной постоянного тока, или при
помощи выпрямителей, представляющих собою приборы, пропускающие ток только в одном
каком-нибудь направлении и задерживающие его прохождение в противоположном направлении.
Известны ртутные выпрямители, в которых для выпрямления используются вольтова дуга в
атмосфере ртутных паров, затем газотронные, оксидные (металлические), электролитические и
механические выпрямители. В любительских условиях наиболее часто используются последние два
типа.
Описание устройства выпрямителей не входит б нашу задачу, тем более, что в радиожурналах
неоднократно описывались весьма неплохие конструкции механических и электролитических
выпрямителей.
Для регулирования величины зарядного тока, потребляемого от выпрямителей, как и в случае
использования постоянного тока от сети, в зарядную цепь включают необходимое сопротивление.
Учитывая некоторое падение напряжения в самом выпрямителе, мощность ламп и сопротивление
реостата определяются в данном случае опытным путем, так как дать заранее расчет очень
трудно.
43. Заряд аккумуляторов от гальванических элементов. К заряду аккумуляторов посредством
гальванических элементов приходится прибегать в тех случаях, когда нет вблизи электрической
сети постоянного или переменного тока, а зарядная станция отсутствует. Этот способ очень
прост, но крайне невыгоден. Наиболее часто он применяется для заряда анодных батарей.
Как уже пояснялось выше, - полный заряд возможен, если источник энергии обладает напряжением
несколько более высоким, чем конечное напряжение аккумуляторов при заряде, так как в
противном случае может наступить момент, когда напряжение достигнет величины питающего
источника и заряд прекратится сам собой. Если же напряжение генератора окажется почему-либо
ниже, аккумуляторы, естественно, станут разряжаться через генератор.
Это положение приходится особенно иметь в виду при заряде аккумуляторов! посредством
гальванических элементов, так как неправильный расчет может повлечь за собой бесцельную
трату материалов и порчу аккумуляторов.
Для заряда можно применять любые первичные элементы постоянного напряжения, т. е. Бунзена,
Том - сона, Калло. Не рекомендуется пользоваться всеми типами Лекланше, вследствие быстрого
падения на - ііряяіенйя на их зажимах при сколько-нибудь значительном токе. Что касается
элементов Лала їда, являющихся в сущности типичными обратными элементами, то они могут с
успехом заменять аккумуляторы накала и нет смысла употреблять их для заряда последних.
Для нормального заряда аккумуляторов, требующих тока в 0,2 А и выше (т. е. накала), применяют
элементы большой емкости Бунзена, Фуллера, Томсона, с малым внутренним сопротивлением. Для
токов в пределах 0,05—0,15 А можно использовать элементы, типа Калло.
44. Электролит. Электролитом в кислотном аккумуляторе, как нам уже
известно, является химически чистая серная кислота, растворенная в такой же химически
чистой (дестиллированной) воде. Если дестилли - рованной воды достать нельзя, в крайнем
случае можно пользоваться чистой дождевой водой (снегом), которая должна собираться в
деревянном или стеклянном (но не железном или медном) сосуде и храниться в бутылях, закрытых
пробками. Присутствие посторонних примесей, как будет видно из дальнейшего, очень вредно
отражается на аккумуляторах.
45. Ареометр и измерение плотности кислоты. Электролит для аккумуляторов
должен иметь определенную плотность (удельный вес), почему для приготовления раствора
определенного веса существует немало таблиц и формул, пользуясь которыми и имея в
распоряжении концентрированную кислоту удельного веса 1,84, нетрудно получить электролит
желаемой плотности. Однако, покупная серная кислота обычно содержит в себе уже некоторое
количество воды (кислота жадно поглощает влагу из воздуха), почему составленный из такой
кислоты электролит будет обладать пониженной (против теоретической) плотностью. Поэтому при
постоянном пользовании аккумуляторами, радиолюбителю необходимо иметь ареометр, точцо
определяющий плотность кислоты.
Резинобая Ріоі/бка дпиь. /50.ШІ |
Гис. 36. Градуирование ареометра Рис.37. Изготовление Сифонного ареометра
Лодную дестиллированную воду (4° С) она погружалась до самого верха. На трубочке, по |
Изготовить ареометр Собственными средствами (если не удастся его купить) нетрудно. Для этого
надо оттянуть стеклянную трубочку и подобрать грузик (ртуть или мелкую дробь) с таким
расчетом, чтобы при погружении оттянутой внизу и запаянной трубочки в хо>
трубки. Де леї тйй на Шкал-ё будут представлять собой градусы Боме.
ІІ-- |
Чтобы перевести градусы Боме в удельный вес (при 15е С), применяют формулу
144,3 144,3 — Б'
Где (1 — удельный вес, а Б —градусы Боме. Сопоставление градусов Боме с удельным весом дано
в приложении 2.
Рис. 38. Отсчет плотности ареометром
Опускать ареометр непосредственно в сосуд радиоаккумулятора конечно невозможно; обычно
электролит набирается при помощи резиновой груши в мензурку или пробирку, куда и
вставляется затем ареометр.
Сифонный ареометр может упростить измерение плотности кислоты у небольших аккумуляторов.
Устройство его несложно. Трубочка, в которую помещается ареометр, берется из легкоплавкого
стекла, что облегчит оттягивание ее верхнего конца (нагреванием на спиртовке или примусе), на
который и надевается резиновая груша. Остальное понятно из рис. 37.
При работе с ареометром надо следить, чтобы прибор не прилипал к стенкам сосуда. Отсчет
плотности следует делать по средней части образующегося в сосудах вследствие капиллярности
мениска (рис. 38).
46. Свойства серной кислоты. Серная кислота — густая маслообразная жидкость, в химически
чистом виде совершенно бесцветна. Она чрезвычайно жадно соединяется с водой, выделяя при
этом большое количе-
Рис. 39. Сопротивление и температурный коэфицнен? серной кислоты |
Ство тепла. При смешивании кислоты с водой происходит настоящее химическое соединение и
объем получаемого раствора всегда меньше объемов отдельно взятых кислоты и воды. Например,
50 л серной кислоты и 50 л воды дадут только 97 л разбавленного раствора. Помещенная в
приложении табл. 3 для составления раствора определенной плотности рассчитана с учетом
этого уменьшения объема.
Как известно, сопротивление электролита R прямо пропорционально длине и обратно
пропорционально поперечному сечению столба раствора, через который проходит ток;
сопротивление, кроме того, зависит от постоянной величины р, называемой удельным
сопротивлением. Иначе говоря
Если длима / равняется 1 см и сечение s = 1 см2, ю р = т. е. удельным сопротивлением является
со-
Puc. 40. Точка замерзания электролита |
Противление столбика электролита длиной в 1 О/ и площадью сечения 1 см2 и выражается в ом/см.
Удельное сопротивление раствора серной кислоты зависит от концентрации и температуры
электролита. Как показывает рис. 39, с увеличением процента содержания серной кислоты
удельное сопротивление электролита сначала уменьшается, достигая минимума при удельном весе
1,224 (1,36 ом! см), а затем при дальней шем увеличении плотности удельное сопротивление
снова увеличивается.
Величина сопротивления электролита, применяемого в аккумуляторах, близка к своему
минимальному пределу.
Удельное сопротивление растворов, температура которых выше 18° С, рассчитывается по
уравнению
Fc = Pi8[l-«(t - 18°)1,
Где а — температурный коэфициент. Величина его дана на рис. 39.
Точка замерзания электролита в сильной степени зависит от плотности раствора, как это видно
из рис. 40.
При измерении плотности электролита необходимо учесть, что ее величина зависит от
температуры. Если последняя отличается о г нормальной (15° С), то необходимо взять поправку
на температуру, принимая ее по ОСТ равной 0,07° Боме для электролита в пределах ооычно
применяемом в аккумуляторах плотности на каждый градус температуры в ту или другую сторону.
Рис. 41 показывает зависимость плотности электролита от температуры.
Отсюда понятно, что плотность приготовляемого электролита должна измеряться с поправкой на
температуру или же по остывании раствора.
'то |
~5 0 У5 Ю 15 20 25 30 35 Градусы Цельсия |
Рис. 41. 1 ав..симосіь плотности электролита or температуры |
47. Приготовление раствора. Для приготовления электролита нужной плотности крепкую серную
кислоту разводят в чистой стеклянной, фарфоровой или глиняной посуде. Пользоваться для
разведения кислоты железными, оцинкованными или медными сосудами нельзя. Составляя
электролит, серную кислоту следует постепенно и понемногу, при непрерывном размешивании
жидкости стеклянной или эбонитовой па-, лочкой, вливать в воду. Ни при каких условиях нельзя
лить воду в кислоту, так как первые же капли воды, коснувшись кислоты, разогреются и
превратятся в
пар, последний может увлечь за собой брызги кислоты и обжечь работающего. Следует помнить,
что даже при правильном составлении из крепкой кислоты раствора, например плотностью 1,26,
температура может достигнуть 100° С.
•
48. Специальные электролиты. Помимо серной кислоты для аккумуляторов неоднократно
предлагались патентованные всевозможные «специальные» электролиты, которые по словам их
составителей «улучшают работу аккумуляторов, повышают процент использования активной массы
пластин, препятствуют чрезмерной сульфатации и понижают саморазряд». Иногда предлагаются
другие вещества с целью просто «заменить ядовитую и опасную серную кислоту».
Большинство патентованных электролитов (Lighting, Electro!, Blitz, akkumulad, Phonix,
Tonioiyt и др.) представляют собой водный раствор серной кислоты (350 — 450 г таа литр) с
прибавлением сернокислых солей магния, алюминия, натрия, аммония. Некоторые электролиты
(Gruconnin) кроме того содержат калиевые квасцы и медный купорос. Большинство растворов
окрашено эозином в тёмнокрасный цвет и приправлено для запаха нитробензолом.
Вполне понятно, что все патентованные электролиты не могут улучшить работу аккумуляторов. Их
действие сказывается после одного-двух десятков заряд-разрядов, когда положительные пластины
совершенно разрушаются, а активная масса отрицательных пластин покрывается наростами
губчатого свинца.
Неоднократно предлагалось заменить нормальный электролит растворами сернокислых натрия
(глауберова соль), магния (английская соль), алюминия и даже аммония. Такая замена, кроме
вреда, ничего не может принести аккумуляторам. Сернокислые электролиты, во-первых, сильно
повышают внутреннее сопротивление элементов, увеличивают растворимость сернокислого свинца,
отчего размягчается активная масса и
усиливается ее отпадение. 13 результате этого аккумулятор быстро снижает емкость (после
некоторого ее увеличения вначале). Применение сернокислого аммония вообще недопустимо, так
как он окисляется на анодах, образуя азотную кислоту, растворяющую свинец.
В радиопериодике неоднократно помещались заметки, в которых указывалось на положительные
качества «содового» или «поташного» электролита. К сожалению, теория ничего не может
сказать в их за>- щиту, так как, применяя в аккумуляторе углекислый натр или калий, мы
переводим его в сернокислый, так как аккумуляторные пласти-ны всегда содержат определенное
количество сульфата свинца, образующего при первом же заряде серную кислоту, которая
немедленно нейтрализует соду. Качества электролита из сернокислых солей рассмотрены выше.
Для батарей, работающих нерегулярно - и заряжающихся через довольно длительные промежутки
времени, в целях предупреждения чрезмерной сульфатации, можно к электролиту добавить на
каждый литр рас - твоіра 20 г сульфата магния (английской - соли), являющегося наименее
вредной примесью. В нормально со-, держащихся аккумуляторах электролитом должен быть
исключительно водный раствор серной кислоты без всяких добавлений.
49. Плотность электролита. Наиболее подходящей для самодельных аккумуляторов плотностью
электролита (в заряженном состоянии) можно считать 1,21 — 1,22. Для аккумуляторов заводского
производства нормальная плотность раствора указана в главе
V.
В тех случаях, когда в распоряжении имеются аккумуляторы неизвестного происхождения,
желательно, чтобы плотность электролита при полном заряде элементов не превышала 1,21—1,22.
Требование это основывается на положении, что для аккумуляторов, рассчитанных на разряд
небольшой силой тока (что имеет место в радиоустановках), плотность электролита в целях
уменьшения саморазряда и сульфатации не должна быть высокой.
Летом, в большие жары, особенно на юге, во избежание большого саморазряда и быстрого износа
положительных пластин-плотность кислоты желательно понизить до 1,2 и даже больше, в
зависимости от местных климатических условий. Падение емкости батареи вследствие уменьшения
концентрации электролига в этом случае компенсируется за счет влияния более высокой
температуры окружающего воздуха, благодаря чему фактическая емкость аккумулятора при этом
может остаться прежней.
50. Заливка электролита маслом. В английских аккумуляторных установках связи применяют на
поверхности электролита защитный масляный слой. Слой этот значительно улучшает
эксплоатациоиные свойства батареи. Во-первых, испарение раствора сводится до минимума, так
что в течение года уровень электролита понижается (в открытых стационарных батареях!) всего
на 1—1,5 см, что происходит исключительно благодаря электролизу воды при чрезмерных зарядах.
Во - вторых, совершенно устраняется чрезвычайно неприятное и вредное разбрызгивание и
увлечение газами мельчайших капелек кислоты в - конце заряда. При наличии на поверхности
электролита слоя масла аккумуляторные батареи могут заряжаться в любой комнате без всякого
опасения за сохранность находящихся в ней предметов. Наконец, масло, будучи прекрасным
изолятором, обволакивает верхние части электродов и стенки сосудов, чем уменьшается внешний
саморазряд. Это особенно следует отнести к батареям высокого напряжения и малой емкости
(анодным), у которых внешний саморазряд, как известно, является одной из самых главных причин
потери емкости.
В Англии для этой цели применяют парафиновое масло, но с неменьшим успехом можно использовать
1П1
И вазелиновое масло. Надо только пользоваться чистым продуктом, не содержащим никаких
загрязнителей, вредно влияющих на электроды.
Масло наливается слоем толщиной в 5—8 мм е зависимости от размеров аккумуляторов.
51. Неподвижный электролит. Неподвижный электролит получил на Западе значительное применение
в батареях радиопередвижек, несмотря на свойственные ему серьезные недостатки. Наиболее
существенные его недостатки заключаются в следующем:
А) снижение емкости у аккумулятора на 40—60% по сравнению с такими же аккумуляторами,
наполненными жидким электролитом;
Б) внутреннее сопротивление увеличивается, приблизительно, в два раза;
В) значительный саморазряд и быстрый износ пластин, вследствие сильных концентрационных
токов.
Однако, в некоторых случаях все-таки бывает выгодно пользоваться неподвижным электролитом,
несмотря на все его недостатки, почему мы и считаем полезным остановиться на ознакомлении со
способами его изготовления.
Одним из самых старых, но и лучших, является способ, предложенный Шоопом еще в 1889 г. Он
основан на свойстве растворимого стекла давать при смешивании с серной кислотой студенистый
гель кремнекисло - ты. Раствор застывает в студенистую массу и благодаря сильно
разветвленной структуре эта масса может удерживать внутри себя значительное количество
свободной в химическом отношении кислоты. Эта кислота и является активным электролитом,
обеспечивающим работу аккумулятора.
Реакция между жидким стеклом и серной кислотой может быть представлена формулой.
; [NaaSiO, + хН20 + H2SOf — Si02 (х + 1) Н20 + Na2S04.^ 102
Жидкое стекло должно быть химически чистым. Продажный продукт иногда содержит хлористые
соединения, вредно влияющие на пластины. Время и степень затвердевания массы зависят от
взятого количества составных веществ.
Чем больше жидкого стекла, тем скорее схватывается масса и тем плотнее она получается. Чем
большей плотности взяты исходные вещества, тем скорсс заканчивается схватывание массы.
Однако во избежание некоторых осложнений (кристаллизация, помутнейте состава) лучше
пользоваться более разведенными растворами. Правильно составленный электролит имеет
бледноголубой оттенок и консистенцию студня.
Обыкновенный студнеобразный электролит сравнительно быстро дает усадку массы и с течением
времени в нем появляются трещины. Во избежание этого нежелательного явления рекомендуется
прибавлять 20 г протертого волокнистого асбеста на каждый кг кислоты.
Для приготовления студнеобразного электролита можно 'воспользоваться следующим рецептом. К 4
обь - емным частям серной кислоты уд. веса 1,30 добавляется протертый асбест в необходимом
количестве, после чего тонкой струей вливается 1 объемная часть жидкого стекла плотностью
1,26 и вся смесь тщательно перемешивается. Аккумулятор с отформированнымн, пропитанными
кислотой пластинами наполняют приготовленной смесью только после того, как раствор при
постоянном перемешивании начнет приобретать консистенцию масла. Смесь, вначале бесцветная, по
мере застывания приобретает голубоватый оттенок. К зарядке приступают через 24 часа после
наполнения аккумулятора таким сгущенным электролитом. Во время заряда на пластинах
освобождается небольшое количество кислоты, собирающейся на поверхности массы. Кислота эта
при разряде исчезает.
При последующих зарядах, во избежание появления трещин в эластичной массе, перед включением
заряд - ного тока следует наливать в аккумулятор немного слабой кислоты, сливая ее по
окончании заряда.
Для анодных батарей вместо студнеобразного электролита применяют часто так называемую сухую
набивку. Процесс заполнения элементов такой набивкой осуществляется следующим образом:
обыкновенный аккумулятор наполняется стеклянной ватой, состоящей из тончайших нитей
безразличного к действию кислоты стекла. Налитая затем в аккумулятор кислота связывается
вследствие капиллярности, т. е. чисто механически.
На свойстве капиллярности основан метод Нея, легко выполнимый в любительских условиях. Берут
обыкновенную, по возможности мелкопористую резиновую губку, разрезают ее на полоски нужных
размеров и помещают последние между пластинами вместо сепараторов. Более крупными ленточками
и кусками губки заполняют весь сосуд, остазляя свободным небольшое пространство у крышки
аккумулятора. Таким образом получают в высшей степени пористую массу, поглощающую большое
количество раствора серной кислоты. Состав электролита при этом не изменяется, внутреннее
сопротивление практически остается прежним, диффузия не затрудняется. Понятно, что этот
способ связан с некоторыми затратами и экономически выгоден особенно для анодных батарей.
52. Содержание и уход. Обслуживание свинцовыу аккумуляторов и уход за ними в общем дело
несложное и мало затруднительное, но гарантировать исправное действие батареи можно только
при условии соблюдения помещенных ниже указаний.
Эксплуатация батареи начинается с ее заряда. В дополнение к сведениям, помещенным выше,
считаем небесполезным указать, почему не следует аккумуляторы заряжать током, превышающим
1/8—1/10 их емкости в амперчасах. Дело в том, что при слишком мощном зарядном токе активная
масса превращается в перекись и губчатый свинец лишь на поверхности пластин Большая часть
тока израсходуется на бесполезное разложение воды, сопровождаемое бурным газовыделением.
При этом создается слишком резкое изменение объема наружных и внутренних слоев активной
массы, что ведет пластины к ускоренному разрушению. Особенно сильно портятся положительные
пластины, активная масса которых более рыхла. Отрицательные пластины разбухают и покрываются
с обеих сторон наростами губчатого свинца.
Температура электролита никогда не должна превышать 35° С, так как иначе пластины могут
испортиться. Если при заряде, благодаря растворению образующейся при этом серной кислоты,
температура приблизится к указанному пределу раньше, чем окончен заряд,—■ ніадо уменьшить
силу зарядного тока.
Уровень кислоты в сосуде должен быть всегда на 1 см выше верхнего края пластин. Обнажения
электродов допускать нельзя. Доливается в аккумулятор обычно одна дестиллированная вода.
Доливку кислоты следует производить лишь в том случае, когда плотность электролита
совершенно исправного аккумулятора, измеренная в состоянии полного его заряда, окажется
ниже 1,21—1,22.
В § 8 уже описывалось поведение аккумулятора во время заряда. Признаками наступления полного
заряда аккумулятора служат:
А) постоянство напряжения (оно не повышается при дальнейшем заряде),
Б) определенная плотность кислоты (также не повышается) ІИ
В) происходит сильное газообразование.
Цвет положительных пластин становится темношо - коладным, а иногда черным. Отрицательные
пластины приобретают светлосерый цвет. Излишний систематический заряд вредно отражается на
пластинах, но для лучшей сохранности емкости и полнейшего удаления образовавшегося во время
работы сульфата работающие аккумуляторы полезно один раз в три месяца подвергать так
называемому перезаряду. Для этого элементы по окончании нормального заряда выключаются и в
течение 1 - 2 часов оставляются в покое без разряда, а затем снова включаются на заряд
током, равным половине нормальной величины. Такой дополнительный заряд продолжают 1 час,
после чего элементы снова оставляют в бездействии на 1—2 часа, затем снова включают. Такую
операцию производят до тех пор, пока непосредственно по включении на заряд после перерыва не
начнется сильное газовыделение на пластинах обеих полярностей.
Такой перезаряд следует производить в тех случаях, когда аккумуляторы после полного разряда
оставались почему-либо без заряда дольше 24 час. или батарея несколько раз подряд
неполностью заряжалась, что могло повлечь за собой некоторую сульфатацию пластин.
Если почему-либо долгое время аккумуляторы не будут подвергаться разряду, то во избежание
глубокого саморазряда и происходящей вследствие этого чрезмерной сульфатации пластин такие
бездействующие аккумуляторы необходимо не реже одного раза в 30—40 дней подвергать полному
заряду, а раз в два месяца давать батарее полный разряд, что способствует удалению
образовавшегося на пластинах налета сульфата. После разряда батарею снова заряжают.
При очень длительном бездействии аккумуляторов нужно понизить до 1,06 плотность их
электролита.
При этих условиях саморазряд (когда аккумуляторы хранятся в прохладном помещении) будет
настолько мал, что подзаряд придется делать чрезвычайно редко. Для приведения аккумуляторов
в рабочее состояние, батарею заряжают и доводят. слабый электролит до его нормальной
плотности.
Конечное напряжение нормально разряженного радиоаккумулятора должно быть не ниже 1,8 в, но
следует помнить, что разряженные и выключенные из цепи аккумуляторы после некоторого отдыха
будут показывать снов<а около 2 в на элемент, что, .конечно, не может служить признаком
наличия в батарее заряда. Поэтому, во избежание ошибки, проверка на» пряжения батареи или
отдельного элемента всегда должна производиться под нагрузкой, т. е. после
О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 Часы Рис. 42. Изменение плотности электролига аккумулятора в течение заряда и разряда |
Включения аккумуляторов в разрядную цепь. Более правильным показателем наличия запаса емкости
в исправных аккумуляторах служит плотность электролита, которая понижается почти
пропорционально израсходованной емкости (рис. 42).
Измерив плотность кислоты с помощью ареометра по окончании заряда и разряда, можно в
последующей работе по промежуточным показаниям ареометра судить о степени разряда
аккумулятора.
При эксплоатации самодельных и заводских аккумуляторов, предназначенных для радио, надо
помнить три основных правила разряда:
1) не брать от аккумулятора тока больше допустимого максимального (10-часовой разрядный
режим);
2) никогда не допускать падения напряжения ниже 1,80 в;
3) пе брать от аккумулятора емкости выше рассчитанной, - г. е. не производить глубоких
разрядов.
Бутылки с запасным электролитом и дестиллирован - ной водой должны быть всегда закрыты, так
как случайно попавшие примеси могут принести вред аккумуляторам. Посуда, применяемая в
работе, из этих же соображений перед употреблением обязательно споласкивается
дестиллированной водой.
Все наїружньїіе части элементов систематически, не реже одного раза в пятидневку, очищаются
от пыли и влаги полотняной тряпкой, смоченной для нейтрализации кислотных выделений слабым
раствором соды, после чего аккумуляторы вытираются насухо.
Появляющиеся время от времени на соединительных свинцовых полосках окислы должны удаляться
аккуратно и осторожно, чтобы кусочки их не попали в элементы.
При всякой замене в анодной батарее одного или нескольких элементов, все вновь
устанавливаемые элементы предварительно должны быть полностью заряжены. Если в работающую
батарею поставить разряженный или слабозаряженный элемент, он подвергнется опасности
глубокого разряда, переполюсовки и сульфатации. j
В анодных батареях при их заряде надо внимательно следить за тем, одновременно ли начинается
газообразование и с одинаковой ли силой оно происходит во всех элементах. Если некоторые
элементы батареи начинают кипеть преждевременно, нужно убедиться, не вызвано ли это
чрезмерной сульфатацией пластин. Точно так же обращается внимание на слабокилящие (отстающие
от других) аккумуляторы. Их внимательно осматривают и испытывают вольтметром на внутреннее
короткое замыкание и, если оно окажется, его немедленно нужно устранить.
Необходимо следить, чтобы разряженная батарея поступала на заряд немедленно и во всяком
случае не позже 24 час. после окончания разряда.
Случается иногда, что файсрпые сепараторы в начале работы образуют па поверхности
электролита пену. Удалять ее не следует, так как, спустя некоторое время, она исчезнет сама
собой.
Плотность электролита следует проверять не реже двух раз в месяц, следя за тем, чтобы уровень
раствора всегда был на 1 см выше пластин.
Когда приходится добавлять в аккумулятор не воду, а кислоту (см. выше), надо помнить, что
добавляемый электролит должен иметь температуру не выше обычной комнатной. Доливка
производится перед началом заряда.
Во время работы пластины элементов постепенно разрушаются и активная масса в виде мельчайших
частиц или небольших кусочков отпадает и осаждается на дно аккумулятора. В конце концов
осадков этих может скопиться так много, что, достигнув нижнего края пластин, они вызовут
короткое замыкание элемента. Поэтому надо следить за толщиной слоя «шлама» и периодически
удалять его из элементов. Обычно это 'Приходится делать не чаще одного раза в полгода.
Очистка сосудов требует выемки пластин. При производстве этой операции, особенно у долго
работавших элементов, необходимо соблюдать осторожность. Сначала аккумуляторы разряжаются
до напряжения 1,80 в и затем сосуды освобождаются от электролита, который сливается в одно
место для последующего использования. Дальше пластины вынимаются из сосудов и, если они
окажутся не сильно разрушенными и поэтому годными для дальнейшего употребления, их помещают
в сосуды с дестиллированнон водой — положительные отдельно от отрицательных. Затем
аккумуляторные сосуды тщательно промываются водой, вытираются насухо, после чего в них
обратно вставляют очищенные пластины.
Понятно, что попутно с очисткой сосудов производится и необходимый ремонт элементов, т. е.
смена разрушенных пластин, замена Сепараторов и т. д.
Г»3. Неисправности в аккумуляторах. Исключая вполне естественное явление — старение пластин,
являющееся результатом физико-химических процессов, происходящих в аккумуляторе во время
заряда и разряда (изменение объема, газовыделение), и изменения кристаллической структуры
активной массы, большинство неисправностей отдельных аккумуляторных элементов и целых
батарей объясняется " недостаточно внимательным уходом за ними. Поэтому еще раз повторяем,
что правильное обслуживание аккумуляторов предохраняет их как от преждевременного износа, так
и порчи во время эксплоатации.
Почти каждая неисправность аккумулятора, обнаруженная в самом ее начале — можеть быть
исправлена, или в худшем случае, процесс разрушения может быть приостановлен. Если же
неисправность запустить— неисправность усилится и с каждым часом аккумулятор будет портиться
все больше и больше, пока не цридет в полную негодность. Поэтому вопрос о гом, каїк путем
внешнего осмотра элемента и 'наблюдения за ним установить неисправность и как можно
ликвидировать ее, а также какие нужно принять меры для предупреждения неисправностей в
дальнейшем шеет большое значение.
54. Чрезмерная сульфатация. Переходя к рассмотрению неисправностей, остановимся прежде
всего* на чрезмерной сульфатации пластин, так как большинство описываемых ниже дефектов у
аккумуляторных батарей так или иначе связано с нею.
Мы знаем, что активная масса обоих электродов при разряде переходит в сернокислый свинец, т.
е. сульфатируется. Но так как коэфициент использования активной массы, в силу конструктивных
особенностей и природы химических реакций свинцовых аккумуляторов, в среднем редко превышает
0,30—0,35, то образующийся при разряде сульфат оказывается как бы перемешанным с
недоиспользованной активной масно
сой. Кристаллы этого сульфата настолько малы, что могут быть обнаружены только под очень
сильным микроскопом. При заряде сульфат, окруженный со всех сторон хорошо проводящей ток
активной массой, легко переходит в перекись свинца на аноде и в губчатый свинец на катоде.
Чрезмерная же сульфага - ция заключается в том, что при известных условиях количество
сульфата резко возрастает, причем он образуется .неравномерно, /наподобие отдельных гнезд,
и кристаллы его получаются настолько крупными, что могут быть обнаружены при помощи
увеличительного стекла и даже различаются невооруженным глазом. Такой «вредный ісульфат»,
являясь очень плохим провод, пиком тока,, уменьшает количество работающей активной массы,
увеличиваеі внутреннее сопротивление и с большим трудом поддается (восстановлению при заряде
аккумулятора.
Рис. 1,'ї Гіяпіа (белые) сульфата на пластине анодного аккумулятора |
Чрезмерная сульфатация проявляется различно. Активная масса твердеет настолько, что
оказывается невозможно проткнуть булавкой ячейки с массой отрицательных пластин; масса
анодов наощупь теряет бархатистость, приобретает светлокоричневый и даже оранжево-коричневый
цвет. По мере усиления сульфитации, на отрицательном электроде выступают, вначале на
отдельных* участках (рис. 43), а затем по всей поверхности, белые пятна. Положительные
пластины большой поверхности увеличиваются в размерах (плотность сульфата меньше плотности
перекиси свинца), вообще положительные пластины всех типов коробят-
ся (вследствие неравномерного оседания сульфата и неравномерной работы активной массы). В
начале заряда напряжение сульфатированного аккумулятора выше, а при разряде ниже
нормального. Наконец, суль - фатация всегда ведет к уменьшению плотности электролита. Если
последнее будет замечено, доливать кислоту для достижения нормальной плотности раствора
нельзя, так как это только усилит сульфатацию.
Причин сульфатации может быть несколько:
1) оставление вполне или в значительной степени разряженной батареи в течение долгого срока
без нового заряда;
2) чрезмерно глубокий разряд;
3) систематические быстрые заряды сильным током;
4) систематические недозаряды;
5) применение электролита высокой плотности;
6) работа аккумулятора в жарком помещении.
Выше уже указывалось, что нормально разряженный
Аккумулятор нельзя оставлять без нового заряда дольше 24 час. Когда же батарея разряжается
продолжительное время слабым током (что имеет место в анодных цепях), промежуток между
окончанием разряда и началом заряда снижается до нескольких часов.
Слишком глубокий разряд ведет к образованию чрезмерного количества сульфата, отлагающегося
неравномерно. Эти кристаллики растут в размерах и щри последующем заряде восстанавливаются с
большим трудом.
Быстрый заряд сильным током влечет за собой значительное газообразование гораздо раньше
фактического окончания заряда, В результате этого остается много неразложившегося сульфата,
количество которого возрастает с каждым зарядом. Эти же явления происходят при
систематическом недозаряде.
Свинцовый сульфат в электролите нормальной плотности при комнатной температуре обладает
очень небольшой растворимостью, по последняя возрастает при повышении плотности раствора
кислоты и резко увеличивается при повышении температуры. В этих условиях достаточно
небольших изменений температуры, чтобы растворенный сульфат начал оседать на пластинах в
виде сравнительно крупных кристаллов.
Иногда в общую цепь батареи включают аккумуляторы меньшей емкости, например, хотя бы элемент
одинакового размера, но старый. При каждом разряде этот элемент окажется сильно нагруженным
и в результате он неизбежно сульфатируется.
Разновременно предлагалось очень большое количество рецептов устранения сульфагации, но
только немногие из них имеют действительную ценность и достигают цели, не разрушая в той или
иной степени пластин аккумуляторов.
Приступая к уничтожению сульфатации (к десуль - фатации), прежде всего устанавливают, не
явилась ли сульфатация следствием загрязненности электролита или короткого замыкания между
пластинами, так как в утвердительном случае вся дальнейшая работа будет бесцельной.
55. Десульфатация путем перезаряда слабым током.
Сульфатированную батарею доливают дестиллирован - ной водой на 1—2 см выше нормального уровня
электролита и заряжают нормальным для данного типа элементов током. Когда батарея начнет
сильно кипе-Л, ее выключают на 20 минут с тем, чтобы' дать возможность пузырькам газа
выделиться из пор активной массы, после чего вновь включают ток, но уже очень слабый (не
выше одной десятой нормальной величины зарядного тока). Когда аккумуляторы де -
сульфагируются, начинается сильное газообразование на обоих электродах при установившейся
плотности электролита.
Прежде чем пустить батарею в нормальную эксплоатацию, доводят плотность ее электролита до
величины, соответствующей для данного типа аккумуляторов при полном их заряде.
Самодельные аккумуляторы
Десульфатация длится несколько дней и моЖет вестись почти без всякого присмотра.
Применение этого способа может дать положительные результаты в том случае, когда сульфатация
не приняла угрожающих размеров. При очень сильной сульфатации следует применить иной метод.
56. Заряд в дестиллированной воде. Сульфатирован - ный аккумулятор сначала
разряжается слабым током до напряжения 1,8 в, после чего электроды его хорошо промываются
водой и заливаются до нормального уровня вместо раствора кислоты дестиллированной водой.
Затем аккумулятор включается на заряд таким током, чтобы напряжение не превышало 2,25—2,3 в
на элемент. Плотность раствора все время измеряют ареометром. Так как ток заряда очень мал,
образующаяся серная кислота, несмотря на суженные вследствие суль - фатации поры активной
массы, медленно успевает диффундировать в наружную воду, почему внутри пор плотность не
слишком разнится от плотности электролита в остальном сосуде. Как только раствор достигнет
удельного веса 1,09, его заменяют свежей дестил-. лированной водой и продолжают заряд током в
5 раз меньшим по сравнению с нормальным зарядным. Когда' начнется усиленное газообразование и
концентрация раствора перестанет повышаться, батарею включают на разряд, беря от нее ток,
равный Vso ее емкости. Разредив аккумуляторы до 1,8 в на элемент, батарею заряжают током, в
дваї раза превышающим нормальный. Такой "цикл заряд-разрядов продолжают до тех пор, пока
пластины не примут нормального вида, после чего доводят плотность электролита до нор -
Мізльнюй величины и пускают батарею в экешгоатацию.
57. Заряд в сернокислых солях. Для исправления сульфатированных пластин в
любительской практике часто прибегают к заряду в сернокислых солях магния, натрия и
алюминия. Эти соли значительно повышают растворимость сернокислого свинца и снимают.
Сульфатацию, но за счет уменьшения емкости аккумуляторов.
Электролит сульфатированного аккумулятора заменяется дестиллированной водой, сменяемой через
каждые 12 часов три-четыре раза, после чего пластины заливают 10—12°/о раствором
сернокислого натра (или 10% раствором сернокислого магния) и включают в аккумулятор
нормальный зарядный ток на 45—50 часов, следя за тем, чтобы температура электролита не
поднималась выше 35° С. Как только температура начнет достигать указанной величины, следует
снизить силу зарядного тока. По окончании заряда раствор выливают, электроды промывают
дестиллированной водой и, залив аккумулятор обычным электролитом, разряжают его нормальным
током, повторяя заряд - разряд два-три раза. Если это не даст полной десуль - фатации
пластин, аккумулятор снова заряжают в растворе глауберовой или английской соли.
Правильно примененные указанные выше способы" полностью уничтожают сульфатацию.
58. Внутреннее короткое замыкание. Нередко причиной порчи аккумуляторов является внутреннее
короткое замыкание. Когда между разнополюсными пластинами аккумулятора попадет какой-либо
токопрово- дящий предмет, внутри аккумулятора появляются уравнительные токи (так как все
одноименные пластины соединены между собой), постепенно разряжающие элемент через место
короткого замыкания. Чем меньшим сопротивлением обладает место короткого замыкания и чем
дольше продолжается это замыкание, тем глубже идет разряд, тем больше падает напряжение и
плотность кислоты и резче выступает чрезмерная сульфатацИя.
Наиболее простым внешним признаком короткого замыкания является отставание элемента, т. е.
при заряде больной аккумулятор закипает позже других. Поэ - тоїму-тоі и рекомендуется
проверять, у всех лги а к, куму -
Ляторои одновременно и равномерно начинается газообразование. Напряжение отстающего
аккумулятора ниже напряжения остальных элементов батареи. t
Короткое замыкание происходит вследствие разных причин, например вследствие попавшего внутрь
аккумулятора кусочка металла, чрезмерного количества осадков, замкнувших накоротко соседние
пластины, наличия покоробленной положительной пластины, сдвинувшей или даже пробившей
фанерный сепаратор и соприкоснувшейся с ближайшей отрицательной пластиной элемента и т. д.
Чрезмерный зйряд влечет за собой с течением времени образование на отрицательных пластинах
наростов губчатого свинца. Наросты эти, .вначале хлопьевидного характера, постепенно
уплотняются и иногда так разрастаются, что касаются положительных пластин.
Во всех перечисленных случаях аккумуляторы разбирают, осторожно соскабливают с пластин все
новообразования, очищают сепараторы, а в случае их износа заменяют новыми, промывают сосуды
и выпрямляют пластины по способу, указанному ниже.
В общем надо сказать, что обнаружить короткое замыкание нетрудно, но иногда приходится
разбирать элемент, что связано со значительными хлопотами.
59. Чрезмерный саморазряд. Вредные примеси. Случается иногда, что совершенно новый элемент
не держит заряда или же батарея, работавшая раньше вполне исправно, вдруг начинает
капризничать и в течение нескольких суток ее напряжение резко падает. Если не будет
обнаружено утечки тока или короткого замыкания (внешнего или внутреннего), причина потери
емкости обычно лежит в повышенном саморазряде, происходящем вследствие усиления местных
реакций в аккумуляторе.
Наиболее ясным признаком наличия таких реакций служит значительное газообразование в течение
всего периода разряда (или бездействия) батареи. В нор_- мальпых аккумуляторах «кипение»
раствора заканчивается вскоре после выключения зарядного тока (незначительное выделение
газа происходит временно и в течение работы элементов). Предупреждаем, что не всегда можно
судить по величине газообразования о степени саморазряда аккумулятора, так как некоторые
очень вредно действующие примеси (например, соли железа) не дают значительного
газообразования вследствие побочных реакций между ними и выделяющимися газами.
Особенно опасными для аккумуляторов примесями в электролите являются соли более благородных,
чем свинец, металлов. Во время заряда металлы, выделяясь на катоде, образуют ряд маленьких
короткозамкнутых элементов (губчатый свинец — серная кислота — металл), которые и в
разомкнутом состоянии аккумулятора производят разряд катода, переводя губчатый свинец в
сульфат с выделением водорода, уходящего в окружающее пространство.
Очень вредно действует хлор, соляная, уксусная кислота, алкоголь, все соединения азота,
например, аммиак, азотная кислота и т. д.
Железо — одна из самых вредных примесей: оно почти всегда имеется в электролите. Когда
процент содержания железа не превышает 0,01 (т. е. ніа 1 л раствора не больше 0,1 г), вредное
действие его практически" не сказывается, но при дальнейшем увеличении процентного
содержания железа саморазряд начинает быстро повышаться. Например, аккумулятор электролит
которого содержит 0,5% железа, полностью разряжается на себя в течение 10 дней.
Главное зло при загрязнении электролита железом состоит в том, что удалить его невозможно.
Прибавление к электролиту соляной кислоты и других хлористых соединений в количестве более
0,1 г на 1 л оказывает уже заметное действие на емкость (особенно при этом разрушаются
катоды). Однако, местные действия со временем уменьшаются, вследствие образования при каждом
новом заряде некоторого количестйа газообразного хлора.
Азотная кислота тоже пагубно влияет на катоды, но примеси ее точно так же, как и примеси
соляной кислоты, удаляются из электролита в виде газообразной двуокиси азота.
Уксусная кислота и алкоголь (переходящий при разряде в уксусную кислоту) подобно хлору,
аммиаку, соляной, и азотной кислотам разрушают электроды, 'переводя свинец пластин в
растворимые соли.
Удаление большинства примесей очень затруднительно и удается далеко не всегда, а некоторые
примеси, как например, железо и уксусную кислоту извлечь совершенно невозможно. Для
удаления других примесей следует испытать два способа. Первый из них заключается в том, что
аккумулятору дают сильный перезаряд, после чего заменяют новым весь комплект отрицательных
пластин. 'Второй способ — без потери группы катодов. Аккумулятор заряжают в обратном
направлении, пока отрицательные пластины не примут светлокоричневой окраски. После этого
электролит выливают, споласкивают сосуд дестиллированной водой, заливают свежим
электролитом и заряжают в нормальном направлении. Но этот способ вредно действует на
пластины и, если аккумулятор уже изношен, то при такой операции можно совершенно разрушить
пластины.
Еще раз напоминаем, что в качестве электролита следует пользоваться проверенными химически
кислотой и водой (если происхождение их неизвестно).
60. Как выявить примеси. Проверка кислоты и воды на присутствие в них наиболее часто
встречающихся примесей (хлор и железо) не представляет особых затруднений. Понятно, что
посуда и химикалии должны быть абсолютно чистыми, а руки перед анализом тщательно моются.
Прикасаться пальцами к внутренней стороне пробирок и других. сосудов при анализе нельзя. Щ
Когда электролит берется на испытание из аккумулятора, пробу надо взять после разряда, когда
металлические примеси переведены в раствор.
Испытание кислоты и воды на железо. Наливают в пробирку 25 см3 испытуемой кислоты (если
анализируют крепкую кислоту, то она разводится наполовину дестиллирО'Еанной водой, а если
анализируется вода — ее следует подкислить химически чистой кислотой). К жидкости
добавляется 1 см3 азотной ми- слоты удельного веса 1,2, после чего она нагревается на
спиртовке до кипения. Охладив раствор до комнатной температуры, к нему прибавляют 2—3 см3
(раствора желтой кровяной соли. Если жидкость окрасится в синий цвет, значит электролит (или
вода) содержит железо. При незначительном количестве примеси железа испытуемый раствор
окрасится в зеленоватый цвет. Кислоту можно считать годной для электролита, когда немедленно
по прибавлении раствора желтой кровяной соли появляется зеленоватое или очень слабое голубое
окрашивание.
Выявление хлористых соединений. Сперва смешивают 10 объемов дестиллированной воды с 1 объемом
серной кислоты, после чего наливают в пробирку 25 см3 раствора и добавляют к нему 8 капель
азотной кислоты удельного веса 1,2 и 20 капель 20%-ного раствора ляписа (азотнокислого
серебра). Пробирку несколько раз встряхивают. Если через 10 минут не появится опалового
помутнения, значит кислота годна для употребления. Слабое облачко показывает присутствие в
растворе небольшого количества хлора или другого вещества его группы (брома или иода).
Большое содержание хлористых соединений обнаруживается образованием белого творожистого
осадка хлористого серебра.
Для испытания воды на хлор, ее наливают в пробирку до половиніы и прибавляю г 5-7 капель
раствора ляписа. Если покажутся следы мути, вода не годится. Хлор часто содержится в
колодезной, речной и кипяченой воде.
Испытания на остальные примеси довольно сложны и мы не имеем возможности на них
останавливаться. В повседневной практике приходится обращать внимание главным образом на
примеси хлора и железі, почему другие испытания производятся только в случае подозрения, что
та или иная примесь случайно попала в электролит.
61. Переполюсовка аккумуляторов. Явление перепо - люсовки может иметь место при включении в
одну последовательную цепь аккумуляторов разной емкости. Во время разряда такой батареи
аккумуляторы, обладающие меньшей емкостью, разрядятся значительно раньше, чем остальные
элементы батареи.
Поэтому при дальнейшем разряде батареи такие истощенные аккумуляторы сами тока давать не
будут, между тем через них будет проходить весь разрядный ток батареи. Внутри электролита
разрядный ток идет от отрицательных пластин к положительным, т. е. в направлении обратном
току заряда. Следовательно в подобных случаях разрядный ток батареи, проходя через
разрядившиеся элементы, будет заряжать их, но в обратном направлении. Активная масса
отрицательных пластин в таких случаях переходит частично в перекись свинца, а аноды
сульфатируются и нередко восстанавливаются в губчатый свинец. Такой аккумулятор уменьшает
общее напряжение батареи приблизительно на 4 в. Если же в батарее окажется несколько перепо -
люсованных элементов, то при каждом включении такой батареи на разряд напряжение ее будет
заметно понижаться.
Переполюсованный аккумулятор должен быть выключен из батареи, когда она работает на внешнюю
цепь и включен, когда она заряжается. Полезно дать ему несколько правильных зарядов и
разрядов отдельно от батареи.
62. Разрушение (коррозия) положительных решеток.
Решетка положительных пластин в некоторых случаях очень быстро разрушается. Коррозия эта
происходит вследствие естественных причин и в силу различных ненормальностей
производственного и эксплоатацион- ного порядка. . _ _ .
Рис. 44 Разрушившаюя решетка по - ложительиоЧ пластины |
Естественными причинами коррозии следует считать саморазряд 'положительных пластин,
происходящий вследствие возникающих между решеткой (РЬ) и активной массой (РЬОг) токов.
Саморазряд этот усиливающийся с повышением температуры, влечет за собой частичное
превращение металла решетки в свинцовый сульфат, окисляющийся при последующем заряде в
перекись свинца. Очень вредное влияние оказывают глубокие разряды. Достаточно, например,
нескольких переразрядов, чтобы решетка почти полностью разрушилась. Это явление может иметь
место в тех случаях, когда, в батарее имеются элементы несколько пониженной емкости. Такие
элементы систематически переразряжаются и решетка в них разрушается (рис. 44).
Плохо выщелоченная фанера служит источником введения в электролит уксусной кислоты. Уже
прибавление 0,1% уксусной кислоты заметно корродирует решетки, а при повышении процента до
0,5 решетки разрушаются очень быстро.
Длительное хранение бездействующих аккумуляторов в электролите обычной плотности также ведет
к разъеданию решетки.
63. Ремонт аккумуляторов. При ремонте аккумуляторов (смена пластин, сепараторов, ремонт
соединений, сосудов и т. д.) приходится группы пластин вынимать из сосудов. В этих случаях
необходимо пластины привести в такое состояние, чтобы они не портились. Губчатый свинец,
покрывающий отрицательные пластины заряженного аккумулятора, как указывалось выше, при
соприкосновении с водой в присутствии кислорода воздуха переходит в гидроокись свинца, сильно
нагреваясь. - Поэтому аккумулятор, предназначенный к разборке, сначала разряжается возможно
слабым током до напряжения 1,8 в. Очень важно, чтобы напряжение не превышало этой величины,
так как иначе в верхнем слое пластины окажется слишком большое количество свинца, который в
дальнейшем, попадая на воздух, окисляется и тем снижает емкость. Выполнением требования
вести разряд слабым током обеспечивается более полный переход губчатого свинца в сульфат.
Разрядив элемент, выливают из сосуда электролит и заливают пластины дестиллированной водой.
Через 3 часа воду меняют и повторяют эту операцию несколько раз, пока при пробе на язык
кислота не перестанет обнаруживаться. После этого выливают воду и аккумулятор в собранном
виде может некоторое время храниться без особо заметного вреда для пластин (оставшаяся
внутри пластин влажность - все же действует на решетку, корродируя ее). Бели же разборка
элемента не связана с оставлением пластин на воздухе, можно переставить положительные и
отрицательные пластины раздельно в два сосуда, наполненные дестиллированной водой. В таком
виде пластины могут храниться довольно долгое время без порчи.
Искривленные пластины выпрямляются очень осторожно, особенно, если они уже много работали и
в некоторых местах разъедены. Для этого каждую отдельную пластину помещают между двумя
гладкими и совершенно чистыми деревянными дощечками и кладу,.4 под какой-нибудь пресс,
например в деревянные струбцинки или вставляют в тиски. Нажим усиливается постепенно.
Нельзя выпрямлять покоробившиеся пластины ударами молотка, так как от сотрясения активная
масса будет выкрашиваться. Выравнивание пластин лучше всего производить после заряда, так как
активная масса тогда мягче и легче поддается прессовке. Если положительный электрод состоит
из группы пластин, то все пластины такого комплекта выравнивают одновременно, вставляя в
промежутки между ними соответствующей толщины деревянные дощечки и подвергая затем весь
комплект прессовке.
При работе у аккумулятора наибольшему износу подвергаются положительные пластины и поэтому их
приходится заменять раньше. Не рекомендуется в одном элементе заменять новыми лишь часть
положительных или отрицательных пластин, так как это приводит к очень быстрому разрушению
вновь поставленных электродов. Происходит это вследствие того, что напряжение новых пластин
всегда несколько выше напряжения старых. Но так как в элементе однополюсные пластины всегда
соединены между собой, их потенциал должен быть одинаков. В данном же случае новые пластины
будут давать более сильный ток, чем старые. В результате перегрузки новые пластины будут
подвергаться глубокому разряду, еульфатации, искривлению и т. д.