Спор о Чебурашке. Права автора — не игрушка
29 января 2007 года в Москве планируется еще одно слушание дела о неправомерном использовании изображения Чебурашки и других персонажей мульта "Чебурашка и крокодил Гена". Иск предъявлен компании "БКР-косметикс", представляющей в Рф болгарскую компанию "ТОМИ ШОУ Косметикс".
Центр правовой защиты умственной принадлежности, представляющий интересы художника Леонида Шварцмана, просит вещественной компенсации и прекращения несанкционированного использования вида мультипликационного героя.
Исполнительный директор Центра Рита Лихота напомнила, что компания "ТОМИ ШОУ Козметикс" использовала на собственной продукции - зубной пасте - изображение 2-ух основных героев мульта.
Болгарская компания заполучила право на внедрение вида Чебурашки у Эдуарда Успенского. Болгарский живописец утверждает, что нарисовал Чебурашку, руководствуясь только литературным образом из книжки, а совпадение с изображением, представленным в мульте, - обычная случайность.
В 1965 году, когда появилась 1-ая книжка о Крокодиле Гене и его друзьях, Чебурашка стопроцентно соответствовал книжному описанию - "глаза у него были огромные и желтоватые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост маленький и лохматый, таковой, какой бывает обычно у малеханьких медвежат". Таким его нарисовал Валерий Сергеевич Алфеевский.
Как поведал на пресс-конференции Эдуард Успенский, образ Чебурашки родился благодаря в один прекрасный момент увиденной им картине: "Я был в гостях у моего друга и увидел небольшую девченку, одетую в толстую шубу с огромным воротником. Шуба была девченке велика, и она повсевременно падала - шагнет шаг и свалится. Мой друг произнес: "Ой, чебурахнулась!" Так я 1-ый раз услышал это слово".
Согласно Толковому словарю Владимира Даля, слово "чебурашка" обозначало "куколку, ваньку-встаньку, который сам вставал на ноги, как его не кидай". Глаголы "чебурахать" и "чебурахнуть" употреблялись в значении "кинуть, кинуть, опрокинуть с громом, грохнуть, шлепнуть".
Благодаря стараниям художника Леонида Ароновича Шварцмана Чебурашка стал одним из самых возлюбленных мультипликационных героев СССР. "В процессе сотворения кинофильма хвостик отпал. У мультипликационного Чебурашки глазки как у людского малыша. У него появились огромные уши, обрамление вокруг лица. И, конечно, пришло притягательность, которого в рисунках других живописцев нет", - отмечает Шварцман.
В конце 90-х разгорелись споры вокруг прав автора на образ Чебурашки. Эдуард Успенский утверждал, что права стопроцентно принадлежат ему, он "выдумал имя" и представлял для себя героя "конкретно таким, как его сделал Шварцман". По словам Шварцмана, Успенский никогда не дискуссировал с ним образ "необычной игрушки безымянной", не давал никаких советов.
"Лет 5 тому вспять мне позвонил секретарь Успенского и произнес, что Эдуард Николаевич желает открыть свою фирму и предлагает сотрудничество. Я спросил, на каких критериях. Он ответил, что я буду получать 10% от всего дохода, а остальное - Успенский. Для меня это звучало унизительно, и я отказался", - поведал РИА Анонсы Шварцман.
Тогда Эдуард Успенский один заполучил права на марку "Чебурашка".
В 2001 году телекомпания "Тэрэби Токио" выкупила у студии "Союзмультфильм" права на показ 50 серий кинофильма о Чебурашке. "Возлюбленный герой русских малышей" стал очень популярен в стране восходящего солнца, там стали выпускать игрушки, майки, календари с его изображением. Имени Леонида Шварцмана, как создателя иллюстрации, нигде не значилось.
Перед Олимпиадой в Афинах Успенский безвозмездно передал Чебурашку Олимпийскому комитету в качестве эмблемы русской команды. С Леонидом Шварцманом никто не посоветовался. Тогда в Олимпийский комитет поступило письмо от ведущих русских мультипликаторов, которые сочли подобные деяния оскорбительными.
Успенский отреагировал на схожее заявление так же, по-прежнему: "Тыщи живописцев отрисовывают Чебурашку, Шварцман - только какой-то из них. Он имеет право на собственный набросок, не отрицаю. Олимпийский комитет заполучил игрушки "Чебурашка". А графическое изображение и объемное - различные вещи. Олимпийскому комитету тоже не за что просить прощения: он купил игрушки и будет их даровать, а не продавать".
"Я настаиваю на том, чтоб моя фамилия значилась в качестве создателя Чебурашки при использовании его в качестве олимпийского талисмана. Никаких средств мне не нужно" - заявил в 2004 году Шварцман. Но при всем этом признал, что не оформлял права на зрительный образ Чебурашки: "Я всю жизнь считал, что титры, в каких я указан как художник-постановщик кинофильма, являются как раз тем юридическим оформлением. Эти киноленты были изготовлены 35 лет тому вспять, когда никто никакого понятия не имел об авторском праве".
В связи с грядущим судебным разбирательством директор Центра правовой защиты умственной принадлежности Владимир Энтин поведал РИА Анонсы: "В законе "О защите умственной принадлежности" не проводится различия меж литературным и изобразительным персонажем. И это может привести к тому, что в дальнейшем времени появится неограниченное количество споров по вопросам умственной принадлежности".
Персонажи мультов не в первый раз становятся предметом судебных разбирательств. Эдуард Успенский много раз возбуждал дела о неправомерном использовании образов Чебурашки, крокодила Гены, обитателей Простоквашино.
Мировым соглашением закончился спор Александра Хайта, брата 1-го из создателей мультсериала "Ну, погоди!" Аркадия Хайта, с производителем одноименного детского шампуня и пены для ванны.
В 2003 году "Союзмультфильм" проиграл трибунал изготовителям глазурных сырков "Винни-Пух", заключившим контракт впрямую с живописцами Эдуардом Назаровым и Владимиром Зуйковым.
В сентябре 2006 года живописец Наталья Орлова, нарисовавшая персонажей мульта "Потаенна третьей планетки", подала в трибунал на петербургскую кондитерскую фабрику "Ландрин". Право на внедрение героев предоставила студия "Союзмультфильм", "Ландрин" с обвинениями не согласна.